Создатели «Фишера» — о том, как луна-парк стал главным референсом мира сериала

ВедомостиРепортаж

Шоураннеры «Фишера»: Человек любит смотреть в кино на что-то ужасное

Николай Корнацкий
пт. 6.06.2025

Алексей Орлов / Ведомости

В онлайн-кинотеатре Wink стартовал второй сезон «Фишера» – продолжение одного из главных хитов стримингового бума. Иван Янковский («Слово пацана. Кровь на асфальте») вернулся к роли следователя Бокова, который вновь расследует серию загадочных убийств. Только теперь место действия – курортный город начала 1990-х, где творится разная чертовщина. Сменился и постановщик – вместо Сергея Тарамаева и Любови Львовой режиссерское кресло занял Александр Цой, снявший четвертый сезон «Трудных подростков».

Шоураннеры и сценаристы сериала все те же – Сергей Кальварский и Наталья Капустина. В интервью «Ведомостям» создатели проекта рассказывают, почему решили сделать второй сезон максимально непохожим на первый, с каким злом предстоит сразиться Бокову и как луна-парк стал главным референсом мира сериала.

«Эти пределы дозволенного, конечно, подвижны»

– Начну с самого важного вопроса. Во втором сезоне Боков, герой Ивана Янковского, перестал шокать, но завел собаку по кличке Шо. Это же сознательная шутка для зрителя?

Сергей Кальварский: Это Наташина идея. Такой реверанс зрителю, который спорил, негодовал. Кажется, что все посмотревшие первый сезон разделились на две группы. Первые говорили: «Да, именно так и говорят в Ростове, Янковский молодец». А другие наоборот: «Никто так в Ростове не говорит. Это «шо» все портит». Не было середины – или за, или против. Эта битва длилась, наверное, год, и мы сами в какой-то момент стали сомневаться: а нужно ли это персонажу? И Наташа предложила: раз во втором сезоне Боков теперь москвич, пусть он будет шокать очень редко – только в моменты, когда разнервничается и отпустит себя. И дадим ему собаку Шо.

– Насколько я понимаю, Добровольская, героиня Саши Бортич, не появится во втором сезоне. Но вы, как авторы, должны знать: у нее все хорошо?

С. К. Нет, у нее все плохо.

– Жизнь так и пошла по наклонной?

Наталья Капустина: Да, она так и не смогла справиться с тем, что с ней произошло [в первом сезоне]. Вся вот эта история о непрошибаемых сильных героях – «что бы со мной ни происходило, я всегда выкарабкаюсь» – нам это кажется не совсем правдой. Мы считаем, что после всего, что с ней случилось, Добровольская, конечно, не вернется в органы, она продолжит спиваться. Какое-то время у нее будет продолжаться вялый роман с Козыревым. Но в результате она будет жить своей довольно отшельнической жизнью.

С. К. Вообще, стоит сразу пояснить, почему мало персонажей из первого сезона. Мы изначально представляли второй сезон как в True Detective (сериал-антология «Настоящий детектив». – «Ведомости») – свои герои, своя история, другое изображение. Но нас очень просили оставить в названии слово «Фишер» – и Ивана Янковского. Поэтому мы линии из того сезона не поддерживаем почти никаким образом. Разве что рассказываем про самого Фишера – иначе было бы странно, если бы он не появился.

– В сущности же и возвращаться во второй сезон некому, кроме Бокова. Мы видим Козырева (Александр Яценко), но он тоже сломан, как и Добровольская. Вы сами как объясняете, почему только Боков стал сильнее, а его коллег погоня за Фишером сломала об колено?

Н. К. Все три героя изначально очень разные. И стержни у них разные. Тот же Козырев – он довольно пластичный. Вроде как переживает, но как-то неглубоко в него все это проникает. Вроде как хороший человек, и в то же время не до конца настоящий. И помельче, чем Боков.

С. К. Боков просто большая личность. Он таким родился.

– Как бы вы описали арку Бокова в первом сезоне? Столкновение с абсолютным злом в лице Фишера укрепило его веру в закон? Он осознает, что, если нарушить закон – даже из праведных побуждений, – все полетит в тартарары?

С. К. Мне кажется, тут не в законе дело. Просто Боков, ставший свидетелем всех этих зверств, понимает, что, если он сейчас совершит то же самое, мир не станет лучше. А скорее даже наоборот – станет хуже. У Бокова есть свой собственный свод правил, набор прописных истин: детей обижать нельзя, собаку пнуть нельзя. Эти пределы дозволенного, конечно, подвижны. Но глобально Боков для себя решил, что на пути борьбы со злом возможны мелкие отступления от протокола, мелкие правонарушения – но убивать нельзя. Даже из праведных побуждений. Боков может совершать страшные поступки, но он на самом деле хороший человек. Жесткий, но добрый. Нам кажется, что в этом миксе есть правда жизни. Именно поэтому Боков интересен – большинство людей устроены примерно так же.

Н. К. Его граница правильного сильно смещена (по сравнению с тем, что считается нормой. – «Ведомости»). Помните, как в первом сезоне все заканчивается? Толпа избивает мать Фишера, милиционеры пытаются их остановить, а он ни во что не вмешивается. Просто садится на капот.

С. К. Что бы сделал положительный герой американского фильма в этой ситуации? Пошел бы разнимать толпу. А он ничего не делает. И смотрит в камеру.

– Это мощнейший финал первого сезона – крупный кадр Янковского. Что он чувствует в этот момент, как считаете?

Н. К. Опустошение.

С. К. И тревогу. Знаете, вот это состояние, когда у тебя бессонница, ты постоянно куришь, пьешь кофе, пьешь водку, тебя колбасит в разные стороны. И на этом фоне тебя накрывает с головой дикая тревога. Что-то такое.

Н. К. У нас была очень сложная ситуация с финальным кадром. Мы много думали, обсуждали.

С. К. Был вариант – практически сериал «Аутсорс». Мы собирались доснять сцену, где опытный сотрудник тюрьмы как бы инструктирует молодого. Они забирают свои наганы, а старый говорит: «Пойдем работать. Я тебе сейчас все расскажу». Потом слышен выстрел. «И солнце играет на лицах расстрельной команды».

Н. К. А потом мы увидели дубль, где Ваня смотрит в камеру, и стало понятно: это оно.

«Там было все – одно, второе, третье»

– Фишера в первом сезоне вы рифмуете со злым джинном, проклятием. Как бы вы описали «новое зло» второго сезона? Я для себя лично сформулировал его как подражательность. Зачарованность медиаобразами из телевизора. Персонажи как будто представляют себя героями дурного кино с VHS (ВХС, как тогда говорили).

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Замедление жизни Замедление жизни

Рынок страхования жизни остынет, но останется динамичным

Ведомости
С усилием, но без насилия (над собой) С усилием, но без насилия (над собой)

10 «наивных вопросов» про потенциал человека

Psychologies
Свежий взгляд Свежий взгляд

Основательница компании Trinity Yachts Анна Гончарук о том, как начался ее путь

Y Magazine
Сбежать от рутины Сбежать от рутины

С потеплением всё больше людей сбегают от забот — в прямом и переносном смысле

Отдых в России
Олимпиада, мать царя Олимпиада, мать царя

Почему античные историки так ненавидели мать Александра Великого — Олимпиаду?

Дилетант
Валентин Макаров Валентин Макаров

Как Валентин Макаров осваивает миллиардный айтишный рынок Индии

Собака.ru
Красная машина Красная машина

Советский автопром глазами ЦРУ

Автопилот
Вне зоны доступа. «Питер FM» 20 лет спустя Вне зоны доступа. «Питер FM» 20 лет спустя

Как фильм «Питер FM» ввел моду на сентиментальный Петербург

СНОБ
Распространявшиеся за счет гомфотериев чилийские растения так и не оправились от их вымирания Распространявшиеся за счет гомфотериев чилийские растения так и не оправились от их вымирания

Гомфотерии регулярно поедали плоды и участвовали в распространении семян

N+1
Стандартная модель устояла под натиском измерений Стандартная модель устояла под натиском измерений

Итоги грандиозного международного эксперимента Muon g-2

Монокль
Жаркое лето в Сибири Жаркое лето в Сибири

Природный отдых у города: почему стоит поехать в Новосибирск летом

Отдых в России
«Кто богат детьми, богат и любовью, а любовь всего светлее»: Н.М. Карамзин – отец семейства «Кто богат детьми, богат и любовью, а любовь всего светлее»: Н.М. Карамзин – отец семейства

Николай Карамзин известен как «первый наш историк и последний летописец»

Знание – сила
TESS отыскал экзогиганта у очень маломассивной звезды TESS отыскал экзогиганта у очень маломассивной звезды

TESS вновь обнаружил экзогиганта у маломассивной звезды

N+1
Вечные ценности Вечные ценности

Интерьер в духе дворцовой классики с иконами современного дизайна

SALON-Interior
В Питере пили В Питере пили

Где кутили Петр I, Пушкин, Довлатов и Смоктуновский

Weekend
Как развивать российское производство в эпоху потрясений? Как развивать российское производство в эпоху потрясений?

«Армед»: от перепродажи из Китая до собственного производства медтехники в РФ

Монокль
Анна Бернштейн и Анна Кранк Анна Бернштейн и Анна Кранк

Анна Кранк и Анна Бернштейн — супергероини русского тейлоринга

Собака.ru
Ключи от города Ключи от города

Мы даем несколько «точек входа» в Лиссабон, которые помогут понять его

Seasons of life
Диета карнивор Диета карнивор

Что будет с организмом, если есть только мясо

Лиза
Иногда они возвращаются: зачем сотрудники-бумеранги стремятся на прежнее место работы Иногда они возвращаются: зачем сотрудники-бумеранги стремятся на прежнее место работы

Стоит ли возвращать уволившихся сотрудников, и как это правильно сделать

Forbes
Мария Лисовая: «Работоспособность — мой основной инструмент» Мария Лисовая: «Работоспособность — мой основной инструмент»

Актерская профессия — это сплошные вопросы

Коллекция. Караван историй
Вижу сердцем Вижу сердцем

Кто такой тифлокомментатор и как освоить эту профессию

Лиза
Нижний Новгород: без лишних слов Нижний Новгород: без лишних слов

Нижний Новгород – место, где «заезженные эпитеты» имеют право на жизнь

Вокруг света
Аркадий Трачук: Банкноты всегда несут смыслы и передают важные символы для страны Аркадий Трачук: Банкноты всегда несут смыслы и передают важные символы для страны

Можно ли уже печатать дензнаки только с помощью своих технологий?

Ведомости
Седан XPeng P7 сжег мосты консервативного дизайна: самый смелый рестайлинг в истории китайского автопрома Седан XPeng P7 сжег мосты консервативного дизайна: самый смелый рестайлинг в истории китайского автопрома

Готов ли рынок к седану, который выглядит как артефакт из будущего?

ТехИнсайдер
Уголь в цене Уголь в цене

Что происходит с ценами на уголь и что на них влияет

Ведомости
Золото Владивостока Золото Владивостока

Владивосток: город, где каждая сопка — готовый кадр для открытки

Отдых в России
Сергей Ромашов: Желания обкэшиться в собственных интересах сейчас нет Сергей Ромашов: Желания обкэшиться в собственных интересах сейчас нет

Зачем группе ВИС выход на IPO и каков статус автодорожных строек компании

Ведомости
Буддийские и даосские храмы Китая оказались убежищами для вековых деревьев Буддийские и даосские храмы Китая оказались убежищами для вековых деревьев

На территории буддийских и даосских храмов Китая сохранились вековые деревья

N+1
Группы, в которых не менялся состав. Никогда Группы, в которых не менялся состав. Никогда

Группы, в которых состав отличается своей стабильностью

Maxim
Открыть в приложении