Эдуард Илоян: Рынок может сам себя отрегулировать

На счету кинокомпании Yellow, Black and White (YBW) два самых кассовых релиза новейшего российского кинопроката, обогнавших многолетнего рекордсмена – «Аватар» Джеймса Кэмерона. В 2023 г. «Чебурашка» собрал почти 6,8 млрд руб., а год спустя «Холоп-2» заработал 3,8 млрд руб. (здесь и далее данные ЕАИС государственного Фонда кино). Оба фильма вышли победителями в новогоднем прокате – самом кассовом периоде, выпустить в рамках которого свои релизы сейчас стремятся многие продюсеры. «Даже недобрав кассу в новогоднем прокате, можно собрать гораздо больше денег, чем на любой другой дате», – поясняет генпродюсер YBW Эдуард Илоян.
В то же время лето в последние годы в России считается для кинопроката мертвым сезоном. После ухода в 2022 г. из нашей страны голливудских мейджоров, выпускавших свои блокбастеры в этот период, сейчас мало кто из отечественных продюсеров решается ставить на эти даты свои большие фильмы. Изменить эту практику намерена YBW – на лето 2026 г. эта продюсерская компания запланировала премьеру третьей части своей популярной франшизы «Холоп». Только лидеры отрасли при поддержке Фонда кино, как считает Илоян, могут вернуть зрителя летом в кинотеатры: «Мы готовы взять на себя ответственность, выступить первопроходцами и проверить эту гипотезу».
В интервью «Ведомостям» генпродюсер анонсировал полнометражное продолжение сериала «Папины дочки. Новые», поделился планами продюсерской компании на ближайшие годы, а также рассказал, почему YBW решила самостоятельно развивать прокатное направление на базе кинодистрибутора «Атмосфера кино».
– В апреле 2025 г. YBW стала совладельцем (50%) кинодистрибутора «Атмосфера кино». В чем для вас заключается смысл этой сделки?
– Смысл в том, чтобы самим прокатывать свое кино, как это делают большие мировые студии. У нас уже есть собственный онлайн-кинотеатр – Start, развитие кинопрокатного направления – давно назревшее решение, которое мы наконец смогли реализовать через партнерскую модель. По статистике российского бокс-офиса за последние пять лет, средняя доля фильмов, в создании которых участвует наша команда – YBW и Start, в разные годы составляла 25–35% от всех кассовых сборов. С экономической точки зрения понятно и логично выпускать свое кино собственными силами.
Наша команда всегда тесно сотрудничала с прокатчиками с точки зрения креатива и маркетинга, поскольку создатели, как никто лучше, знают свой продукт и то, как его необходимо продвигать. Но букингом, закупкой рекламного инвентаря и т. д. занимались наши партнеры-дистрибуторы.
«Атмосфера кино» – один из лидеров кинопроката России: по итогам 2024 г. компания заняла второе место в рейтинге дистрибуторов (составляет отраслевое издание «Бюллетень кинопрокатчика». – «Ведомости»). У Вадима Иванова и Николая Борункова (бывшие топ-менеджеры офиса Universal Pictures в России. – «Ведомости») и их команды большой опыт работы в кинопрокатном бизнесе и высокий уровень экспертизы. Мы с ними ранее уже выпустили два фильма франшизы «Манюня», последний – «День рождения Ба» – собрал в прокате 381,2 млн руб.
– «Атмосфера кино» будет выпускать только фильмы YBW или продолжит сотрудничать и с другими продюсерами, в том числе зарубежными?
– Компания продолжит работать со всем рынком. В числе ближайших релизов YBW, которые будет выпускать «Атмосфера кино», – семейная комедия «Семьянин» с Павлом Деревянко и фэнтезийная комедия «Колобок». Режиссер «Колобка» – Антон Маслов (постановщик сериалов «Вампиры средней полосы», «Последний богатырь. Наследие». – «Ведомости»). Снимать этот проект мы будем вместе с нашим партнером – телеканалом «Россия 1», в производство зайдем этим летом, премьеру планируем на вторую половину 2026 г.
«Грех жаловаться на что-либо!»
– А довольны ли вы сборами первого спин-оффа франшизы «Последний богатырь» – «Финист. Первый богатырь», который вышел в этом новогоднем прокате? Касса фильма составила 2,74 млрд руб., многие на рынке прогнозировали, что его сборы превысят 3 млрд руб.
– «Финиста» мы запускали как большой эксперимент, и его результатом мы более чем довольны. Наши прогнозы по сборам были более осторожными: 2 млрд руб. – базовый прогноз, 2,5 млрд руб. – оптимистичный. Мы понимали, что «Финист» не является для аудитории прямым продолжением франшизы «Последний богатырь», потому что в нем нет Виктора Хориняка – полюбившегося всем Ивана. Мы запустили новую историю с нуля, создали новый бренд, поэтому касса в 2,74 млрд руб., которая позволила «Финисту» занять седьмую строчку в топ-10 самых кассовых фильмов России за всю историю отечественного кинопроката, – это безусловный успех, чудо. И здесь грех жаловаться на что-либо!