Гендиректор МАМТа — о миссии театра, лидерстве и ценностях для нового поколения

ВедомостиКультура

Андрей Борисов: Театр – это эссенция жизни, субстрат смыслов

Марина Гайкович
пт. 11.07.2025

Карина Житкова

Андрей Борисов занял пост гендиректора Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко (МАМТ) в ноябре 2020-го, когда культурная жизнь в стране была практически заблокирована из-за пандемии коронавируса. В 2022-м его ждали новые вызовы – зарубежные контрагенты начали расторгать контракты, должность художественного руководителя балетной труппы вынужден был оставить хореограф Лоран Илер, с которым у театра были долгосрочные планы.

Впрочем, справляться с решением непростых задач Борисову не привыкать. В сферу музыки он, человек из академической среды, попал с легкой руки Теодора Курентзиса, став исполнительным директором, а впоследствии – гендиректором Пермского театра оперы и балета. После ухода из театра Курентзиса и коллектива MusicAeterna Борисов взял на себя функции антикризисного менеджера, полностью перенастроив работу институции. «И тогда меня заметили в Москве», – вспоминает Борисов.

Сегодня постановки МАМТа пользуются популярностью у зрителей и высоко оцениваются профессиональным сообществом. В конце июня театр получил очередную «Золотую маску» – постановка оперы Родиона Щедрина «Не только любовь» была признана лучшим спектаклем в категории «опера» сезона 2023/24.

В интервью «Ведомостям» гендиректор МАМТа рассуждает о миссии музыкального театра, почему взаимодействие с творческими лидерами нельзя строить «в системе административных координат», а также рассказывает о том, передачу каких ценностей и ориентиров новому поколению театральных менеджеров считает наиболее важной.

– Вы уже почти пять лет руководите МАМТом, и на сегодня он – один из ведущих в стране. Как выстроена система управления театром?

– Директор несет консолидированную ответственность за все – и за экономику, и за творческий результат. Художественным руководителем оперы и главным режиссером является Александр Титель, он, как правило, сам ставит один спектакль в сезон. Балетную труппу возглавляет Максим Севагин, который был назначен на эту должность в 24 года, став самым молодым худруком в России и мире. Еще одна важная фигура в нашем театре – главный дирижер, он отвечает за музыкальное качество спектаклей. Эту должность занимает Феликс Коробов. В компетенции творческих лидеров – предложение репертуара, выбор постановочной команды, которые директор только утверждает. И разделяет ответственность – и за успешный спектакль, и за неуспешный также.

– Вы можете влиять на их решения?

– Только в дискуссии. Но мы друг друга понимаем, слышим, и у нас есть взаимное уважение. И где-то я с ними советуюсь, где-то – они со мной. Это важно, и это заложено в ДНК нашего театра. Наши отцы-основатели – Константин Сергеевич Станиславский – творец, Владимир Иванович Немирович-Данченко был более подкован как менеджер, с интендантской жилкой – и понимающий в искусстве, и способный к организационной работе. Общеизвестно, что у них были сложнейшие отношения. При этом театр наш, как вы помните, носит имена Станиславского и Немировича-Данченко, хотя по алфавиту должно быть наоборот. Это позиция Немировича, достойная уважения. Несмотря на все перипетии личных взаимоотношений, Немирович считал, что вклад Станиславского больше, а сам он должен стремиться спрямить углы, служить творцу. Именно – служить, а не подчинять его себе, не работать в системе административных координат.

«Понятие «этика» для нас не является пустым»

– Каков на сегодня бюджет МАМТа, основные статьи доходов-расходов?

– Наш консолидированный бюджет составляет на сегодня чуть больше 2,2 млрд руб. в год. В 2024 г. 41% пришлось на доходы театра, львиная доля из которых – 910 млн руб. – билетная выручка, остальное – доходы от аренды и спонсорские деньги. Оставшиеся 59% – субсидия и грант учредителя, в нашем случае это департамент культуры города Москвы. Эти средства идут на оплату труда сотрудников, содержание здания и материально-техническое обеспечения театра. Это и есть наши основные расходы. Для сравнения: Михайловский театр в Санкт-Петербурге получает государственную субсидию 2,2 млрд руб., т. е. весь наш консолидированный годовой бюджет.

МАМТ – крупный театральный комплекс, площадь которого составляет 40 000 кв. м. Его надо обслуживать и достойно содержать. У нас на сегодня есть три сцены, основная сцена на 1062 места, мы театр-тысячник. Малая сцена – 204 места, музыкальная гостиная – 150 мест. Ни один спектакль, который идет на малой сцене и в гостиной, даже если билеты на него будут стоить втридорога, не окупится. Плюс к этому мы развиваем пространство атриума, где проходят барочные концерты. Это сложная история в силу акустических особенностей зала. В штате театра свыше 1000 человек: симфонический оркестр в двух составах, оперная и балетная труппы, хоры – взрослый и детский, художественно-технологический комплекс, включающий в себя производственные цеха, административно-управленческий и вспомогательный персонал.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Серебро заблестело на солнце Серебро заблестело на солнце

Рост спроса в зеленой энергетике увеличит дефицит металла на мировом рынке

Ведомости
Таблетки на ветер? Таблетки на ветер?

Как правильно выбрасывать лекарства из аптечки?

Лиза
Посвящено Беатриче Посвящено Беатриче

Данте обнаружил, осознал, как мало он знает

Наука и жизнь
Казань набила казну Казань набила казну

Почему вузы Татарстана популярны у иностранных студентов?

Ведомости
На своем языке На своем языке

Как говорить, чтобы тебя услышали: техника осознанной речи

Лиза
Как уйти от экономических парадоксов Как уйти от экономических парадоксов

Ресурс прежней экономической модели исчерпан — на повестке новые вызовы

Ведомости
Почти вся пластиковая упаковка загрязнила пищу микропластиком Почти вся пластиковая упаковка загрязнила пищу микропластиком

Микро- и нанопоастик переходит из пластикосодержащей упаковки в еду и напитки

N+1
В Белизе обнаружили гробницу майяского правителя В Белизе обнаружили гробницу майяского правителя

Что археологи обнаружили в царском захоронении древних майя

N+1
«Если рисунок смотрит, значит, он жив»: как художники иллюстрируют книжную классику по-новому «Если рисунок смотрит, значит, он жив»: как художники иллюстрируют книжную классику по-новому

Каково это — иллюстрировать произведения, которые издавались уже десятки раз

Правила жизни
Сделано с заботой: о новой отчетной нагрузке Сделано с заботой: о новой отчетной нагрузке

Постараемся разобраться в правовой основе требований для налогоплательщиков

Ведомости
Кузница достойных жен: как жили воспитанницы Смольного института благородных девиц Кузница достойных жен: как жили воспитанницы Смольного института благородных девиц

Чему учились «смолянки» и как жили в стенах института

Forbes
От вил до мема От вил до мема

Краткая история «Американской готики» Гранта Вуда

Weekend
Летний ликбез Летний ликбез

Почему одного SPF нам будет недостаточно

Лиза
Сделать посетителя немного исследователем Сделать посетителя немного исследователем

Что отличает современные музеи? Открытость и исследовательский подход

Знание – сила
Круизы: новая глава Круизы: новая глава

Rei — проект 196‑метровой круизной яхты от конгломерата Viken Group

Y Magazine
Глаз-синхротрон Глаз-синхротрон

О том, как научить искусственный интеллект понимать, а не угадывать химию

Наука и жизнь
Весна императора Весна императора

Цезарь — политик-хищник, с чьим именем неотрывно связана Римская империя

Знание – сила
Денис Власенко: «Все-таки мир не черно-белый» Денис Власенко: «Все-таки мир не черно-белый»

Денис Власенко о «супергеройских» ролях и о том, каково это в возрастном гриме

Ведомости
Печать дьявола Печать дьявола

В модной индустрии тоже есть свои инновации, и одна из них – 3D-печать

Правила жизни
Добро пожаловать на борт! Добро пожаловать на борт!

О чем нужно помнить, собираясь в аэропорт

Лиза
Изучать или запрещать: почему весь мир так боится микропластика Изучать или запрещать: почему весь мир так боится микропластика

Насколько на самом деле опасен микропластик и нужно ли с ним бороться

Forbes
Неоднозначный герой: история Оскара Шиндлера, немецкого промышленника, спасшего более 1000 евреев во время Холокоста Неоднозначный герой: история Оскара Шиндлера, немецкого промышленника, спасшего более 1000 евреев во время Холокоста

Почему личность Оскара Шиндлера в фильме 1993 года представлена идеализированно?

ТехИнсайдер
Конфликт как процесс изменения социальных ролей и нарушения личных границ Конфликт как процесс изменения социальных ролей и нарушения личных границ

Что такое конфликт и из чего он состоит?

Forbes
На римском памятнике впервые нашли артефакт из ископаемого трилобита На римском памятнике впервые нашли артефакт из ископаемого трилобита

Как архаичные люди могли использовать окаменелости трилобитов?

N+1
Рыбный день Рыбный день

Рыба — один из древнейших символов в ювелирном искусстве...

Y Magazine
Мошенники делают ставки Мошенники делают ставки

Как мошенники используют аккаунты граждан в букмекерских конторах

Ведомости
Хидео Кодзима Хидео Кодзима

Правила жизни геймдизайнера Хидео Кодзимы

Правила жизни
Код нации Код нации

Генетическая база данных поможет бороться с наследственными заболеваниями

ТехИнсайдер
«Не ждите сразу москвичей с деньгами». Как оценить рынок для открытия турагентства «Не ждите сразу москвичей с деньгами». Как оценить рынок для открытия турагентства

Как оценить рынок внутреннего туризма и открыть собственный бизнес

Inc.
Пришёл танцевать Пришёл танцевать

Владислав Лантратов — о мужской конкуренции и о будущем танца

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Открыть в приложении