Андрей Борисов: Театр – это эссенция жизни, субстрат смыслов

Андрей Борисов занял пост гендиректора Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко (МАМТ) в ноябре 2020-го, когда культурная жизнь в стране была практически заблокирована из-за пандемии коронавируса. В 2022-м его ждали новые вызовы – зарубежные контрагенты начали расторгать контракты, должность художественного руководителя балетной труппы вынужден был оставить хореограф Лоран Илер, с которым у театра были долгосрочные планы.
Впрочем, справляться с решением непростых задач Борисову не привыкать. В сферу музыки он, человек из академической среды, попал с легкой руки Теодора Курентзиса, став исполнительным директором, а впоследствии – гендиректором Пермского театра оперы и балета. После ухода из театра Курентзиса и коллектива MusicAeterna Борисов взял на себя функции антикризисного менеджера, полностью перенастроив работу институции. «И тогда меня заметили в Москве», – вспоминает Борисов.
Сегодня постановки МАМТа пользуются популярностью у зрителей и высоко оцениваются профессиональным сообществом. В конце июня театр получил очередную «Золотую маску» – постановка оперы Родиона Щедрина «Не только любовь» была признана лучшим спектаклем в категории «опера» сезона 2023/24.
В интервью «Ведомостям» гендиректор МАМТа рассуждает о миссии музыкального театра, почему взаимодействие с творческими лидерами нельзя строить «в системе административных координат», а также рассказывает о том, передачу каких ценностей и ориентиров новому поколению театральных менеджеров считает наиболее важной.
– Вы уже почти пять лет руководите МАМТом, и на сегодня он – один из ведущих в стране. Как выстроена система управления театром?
– Директор несет консолидированную ответственность за все – и за экономику, и за творческий результат. Художественным руководителем оперы и главным режиссером является Александр Титель, он, как правило, сам ставит один спектакль в сезон. Балетную труппу возглавляет Максим Севагин, который был назначен на эту должность в 24 года, став самым молодым худруком в России и мире. Еще одна важная фигура в нашем театре – главный дирижер, он отвечает за музыкальное качество спектаклей. Эту должность занимает Феликс Коробов. В компетенции творческих лидеров – предложение репертуара, выбор постановочной команды, которые директор только утверждает. И разделяет ответственность – и за успешный спектакль, и за неуспешный также.
– Вы можете влиять на их решения?
– Только в дискуссии. Но мы друг друга понимаем, слышим, и у нас есть взаимное уважение. И где-то я с ними советуюсь, где-то – они со мной. Это важно, и это заложено в ДНК нашего театра. Наши отцы-основатели – Константин Сергеевич Станиславский – творец, Владимир Иванович Немирович-Данченко был более подкован как менеджер, с интендантской жилкой – и понимающий в искусстве, и способный к организационной работе. Общеизвестно, что у них были сложнейшие отношения. При этом театр наш, как вы помните, носит имена Станиславского и Немировича-Данченко, хотя по алфавиту должно быть наоборот. Это позиция Немировича, достойная уважения. Несмотря на все перипетии личных взаимоотношений, Немирович считал, что вклад Станиславского больше, а сам он должен стремиться спрямить углы, служить творцу. Именно – служить, а не подчинять его себе, не работать в системе административных координат.
«Понятие «этика» для нас не является пустым»
– Каков на сегодня бюджет МАМТа, основные статьи доходов-расходов?
– Наш консолидированный бюджет составляет на сегодня чуть больше 2,2 млрд руб. в год. В 2024 г. 41% пришлось на доходы театра, львиная доля из которых – 910 млн руб. – билетная выручка, остальное – доходы от аренды и спонсорские деньги. Оставшиеся 59% – субсидия и грант учредителя, в нашем случае это департамент культуры города Москвы. Эти средства идут на оплату труда сотрудников, содержание здания и материально-техническое обеспечения театра. Это и есть наши основные расходы. Для сравнения: Михайловский театр в Санкт-Петербурге получает государственную субсидию 2,2 млрд руб., т. е. весь наш консолидированный годовой бюджет.
МАМТ – крупный театральный комплекс, площадь которого составляет 40 000 кв. м. Его надо обслуживать и достойно содержать. У нас на сегодня есть три сцены, основная сцена на 1062 места, мы театр-тысячник. Малая сцена – 204 места, музыкальная гостиная – 150 мест. Ни один спектакль, который идет на малой сцене и в гостиной, даже если билеты на него будут стоить втридорога, не окупится. Плюс к этому мы развиваем пространство атриума, где проходят барочные концерты. Это сложная история в силу акустических особенностей зала. В штате театра свыше 1000 человек: симфонический оркестр в двух составах, оперная и балетная труппы, хоры – взрослый и детский, художественно-технологический комплекс, включающий в себя производственные цеха, административно-управленческий и вспомогательный персонал.