Как «Копейка» изменила жизнь советского человека

СНОБАвто

ВАЗ, он же ТАЗ, он же «Ильич», он же «Татарин» — краткая история «Копейки»

19 апреля 1970 года с конвейера Волжского автозавода сошла первая «Копейка» — ВАЗ-2101. Результат сложных политических комбинаций, таинственных смертей и борьбы инженерных школ — этот автомобиль изменил жизнь советского человека и, по мнению обозревателя «Сноба» Дениса Орлова, подточил корни советской государственности

Автор: Денис Орлов

ВАЗ-2101 «Жигули» из раннего выпуска в Музее АО «АвтоВАЗ»
ВАЗ-2101 «Жигули» из раннего выпуска в Музее АО «АвтоВАЗ». Фото: Денис Орлов

Аристотель Фиораванти возвел московский Кремль, Джузеппе Гарибальди вселил в помещичьи головы сумасбродные идеи, Джина Лоллобриджида и Орнелла Мути надолго поселились в эротических грезах всего мужского населения Союза. А итальянский концерн FIAT одарил нас народной малолитражкой.

И как об этом не снимут кино? За отношения с Советским Союзом глава итальянского нефтегазового гиганта Eni Энрико Маттеи поплатился жизнью. Кто, кроме него — узнаем не скоро. 

К западным технологиям, на западные рынки СССР рвался жадно. Неудержимо, как в последний бой. Это сегодня миллиарды не производят ни на кого впечатления, а для конца 1960-х заработанные итальянцами 322 млн долларов — сумма ощутимая. Всего же возведение нового автомобильного завода обошлось Советскому Союзу в 887 миллионов тогдашних долларов.

Умер Тольятти — Непреклонный Брежнев — Москвичам хотелось Рено

Город, где предстояло вырасти крупнейшему в Европе автозаводу, подбирали долго. Сошлись на Ставрополе-на-Волге. Как вдруг в цэковском санатории умирает вождь итальянских коммунистов Пальмиро Тольятти. И город переименовывают в его честь. Словом, с самого начала во главе угла стояла политика.

Фактический владелец концерна FIAT адвокат Джованни Аньелли (в центре) во время посещения Волжского автозавода. По правую руку от него куратор проекта Винченцо Буффа, директор ВАЗа Виктор Поляков и генеральный директор концерна FIAT Гауденцио Боно, 17–18 июня 1970 года 
Фактический владелец концерна FIAT адвокат Джованни Аньелли (в центре) во время посещения Волжского автозавода. По правую руку от него куратор проекта Винченцо Буффа, директор ВАЗа Виктор Поляков и генеральный директор концерна FIAT Гауденцио Боно, 17–18 июня 1970 года. Фото: архив АО «АвтоВАЗ»

«Занимайтесь автомобилями, а мы будем заниматься политикой!» — заявил Леонид Ильич Брежнев московским инженерам. Москвичи, по обыкновению, долго нудели: лучше бы выбрали Renault 16! Передний привод, кузов модного фасона, эстетика… В топку такую эстетику! И такой привод! 

Сколько тысяч раз потом на раскисших, обледенелых, каменистых и песчаных далях необъятной страны рядовой советский автолюбитель благодарил создателей за задний ведущий мост, за отделенный от салона багажник, за заводную ручку, наконец, известную в народе как «кривой стартер». Не было такой у Renault. Сядет в степи аккумулятор — и пропал!

Спонтанный дизайн — День машиностроителя — Русский индекс

Четвертого мая 1966 года в Турине министром автомобильной промышленности СССР Тарасовым и президентом FIAT профессором Валлеттой подписан первый договор — о научно-техническом сотрудничестве. Наш выбор пал на Fiat-124. Чуть позже в Европе его признают «Автомобилем 1967 года». Что интересно, к этому автомобилю не прикасалась рука дизайнера! Можно сказать, его облик сложился спонтанно. Просто однажды инженеры-кузовщики завода в Турине решили прикинуть, как и что изменить в кузове, чтобы не иметь потом головной боли при производстве.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении