Все в ажуре: зачем торговец медом потратил 700 млн рублей на народный промысел
Основатель компании «Медовый дом» Антон Георгиев возрождает в Новгородской области народный промысел, которому почти 165 лет. В 2015 году он купил умирающую фабрику «Крестецкая строчка», выпускавшую изделия с ручной вышивкой, сейчас на ней работает 70 жителей из поселка Крестцы. Созданная ими одежда и столовый текстиль под полузабытым брендом успешно продается в люксовом сегменте. В 2023 году бизнес с выручкой 100 млн рублей вышел на окупаемость. Как семье Георгиевых удалось монетизировать крестьянскую вышивку — в материале Forbes
Материал подготовлен в рамках проекта Forbes «Местные. Предприниматели, меняющие Россию»*
* Forbes рассказывает о российском бизнесе с 2004 года, за это время мы накопили огромное количество историй отечественных предпринимателей. В этом проекте мы собираем самые удивительные из них — о людях, которые создали и развивают малый и средний бизнес в регионах не только для увеличения собственных доходов, но и для улучшения жизни вокруг себя. За счет своей прибыли они строят школы и передают их муниципалитетам, создают бесплатные городские парки, возрождают деревни, народные промыслы и исторические города.
Предприниматель из Петербурга Антон Георгиев торговал импортными шоколадками, «сникерсами» и «марсами» до тех пор, пока в 1998 году не случился экономический кризис. Чтобы не зависеть от курса валют, он решил переключиться на российский продукт и основал компанию «Медовый дом», которая стала крупнейшим игроком рынка фасованного меда.
Поначалу компания фасовала мед в Петербурге, а в 2007 году Георгиев открыл производство в деревне Мойка Новгородской области. «Фабрику построили с нуля, так было проще и дешевле, — рассказывает он Forbes. — Хотелось развивать сельские территории, а в регионе действовала льгота на прибыль, которую потом отменили».
Со временем производство расширялось: здесь начали выпускать варенье, конфеты, мясные консервы, появился цех фасовки травяного чая. В прошлом году выручка «Медового дома», продавшего более 3000 т меда, составила 1 млрд рублей.
Предсказание шведов
С фабрикой «Крестецкая строчка», выпускающей изделия с традиционной вышивкой, у Георгиева связана одна памятная история. В 1990-х он возил сюда шведских туристов, которые целыми коробками скупали скатерти и салфетки ручной работы. «Шведы мне тогда сказали: в Европе ручной труд стоит больших денег, а у вас всего $100 за коробку. Но пройдет лет двадцать, и все изменится», — вспоминает Георгиев.
В 2015 году предприниматель увидел новость о том, что «Крестецкая строчка» банкротится, после чего решил спасти умирающий народный промысел и выкупил предприятие за 20 млн рублей. Активов ему досталось немного — двухэтажное здание послевоенной постройки и несколько сотрудников, владеющих секретами крестецкой строчки.
Этому народному промыслу — уникальному виду сквозной вышивки — почти 165 лет. Появился он в Крестецком уезде Новгородской области, где мастерицы наносили узоры на домотканое льняное полотно, особым образом подрезая нити и выдергивая их из ткани, образуя просветы наподобие сетки. После такой обработки на ткани делали вышивку. Крестецкой строчкой украшали скатерти, занавески, полотенца и одежду. В 1929 году была основана фабрика «Крестецкая строчка», в советские годы на ней работало 600 человек. В рыночные времена у предприятия сменилось несколько владельцев.