Загадки прекрасных дам
Женщина или богиня? В случае с «палеолитическими венерами» возможно и то, и другое. Как и зачем древние люди в разных частях континента начали создавать похожие скульптурные формы?
Археологи нашли уже более 200 «палеолитических венер» по всей Евразии, от Средиземноморья до Прибайкалья. Так называют статуэтки из разных материалов – камня, кости, даже керамики, изображающие, как правило, обнаженных женщин. Они небольшие: почти все умещаются на ладони. Некоторые из них впечатляют выразительностью гипертрофированных форм – но на самом деле эти «венеры» очень разные. Разнятся между собой и версии, чем были эти фигурки для древнего человека.
Первую такую фигурку обнаружил в 1864 году археолог-любитель Поль Юро, маркиз де Вибре, на стоянке каменного века Ложери-Бас на юго-западе Франции. Удачливому исследователю вспомнился античный канон изображения богини любви и красоты Venus pudica, «Венера стыдливая»: обнаженная женщина будто пытается прикрыться руками от взгляда непрошеного зрителя. Найденная маркизом доисторическая фигурка ничего не прикрывала; у нее и рук-то не было, как и головы. Поэтому он назвал ее «Венерой бесстыдной», и с тех пор статуэтки подобного типа, созданные в позднем палеолите, носят имя античной богини.
Далекая бесписьменная эпоха не дает современным исследователям ответа, точно ли это изображения божества. С одной стороны, у многих таких «венер» гипертрофированы черты женщины, прежде всего – матери: большие груди, ягодицы, широкие бедра, выступающий живот – возможно, знак беременности. При всем разнообразии этих статуэток во внешнем виде многих из них от Центральной Европы до русской равнины прослеживается единый изобразительный канон такой дамы с пышными формами. Он был столь важен людям граветтской культурной общности, что они переносили его на расстояние в тысячи километров. «Венер» часто находят возле места, где был очаг, порой их клали в специально выкопанную яму, иногда намеренно разбивали – возможно, это следы ритуалов. Гипотезу, что статуэтки – это изображения Богини-Матери, отвечавшей в картине мира древних охотников и собирателей за плодовитость, жизненные силы и изобилие природы, высказывали еще в XIX веке. Есть и мнение, что так изображали сверхъестественных существ рангом пониже. Например, советский ученый Сергей Токарев, основываясь на обширном этнографическом и археологическом материале разного времени, доказывал, что «венер» могли почитать как духов-хранительниц семейного очага. Другие версии: статуэтки считались либо вместилищами духов – помощников шамана, либо оберегами, которые, например, должны помочь женщине при родах. Одна из последних гипотез – что это портреты или автопортреты реальных представительниц эпохи позднего палеолита. Есть даже версия, что это своеобразный доисторический пин-ап, которую, впрочем, критикуют как не учитывающую реалий древности, когда нагота не была чем-то редким и табуированным. Как бы там ни было, статуэтки обнаженных женщин встречаются на стоянках каменного века в разных точках Евразии – неутилитарные предметы, которые тем не менее изготавливали снова и снова, хранили, передавали изобразительный канон от племени к племени – значит, они были чем-то большим, нежели элемент интерьера. Что же в них общего и чем они отличаются?