Время Евы
Правда ли, что наши ДНК восходят к одному прародителю и одной прародительнице? Как вышло, что эти двое, скорее всего, никогда не встречались? История о том, как ученые всех запутали библейской метафорой об Адаме и Еве.
Термин «митохондриальная Ева» стал популярным после научной работы Ребекки Кан, Марка Стонекинга и Аллана Вильсона, опубликованной в 1987 году. Впоследствии ученые раскаивались в своем легкомыслии, ведь многие далекие от науки журналисты – а вслед за ними и читатели – поняли библейские аллюзии чересчур буквально.
Дабы не множить недоразумений, сразу расставим точки над всеми надлежащими буквами. «Генетические» Адам и Ева почти наверняка жили в разное время и не могли иметь общих детей. Митохондриальная Ева не была первой женщиной, а Y-хромосомный Адам – первым мужчиной. Как у всех прочих людей, у них были и прародители, и современники, потомки которых дожили до наших дней.
И главное: митохондриальная Ева и Y-хромосомный Адам – это не конкретные люди, а, скорее, переходящие звания. Женщина, которую мы сейчас называем митохондриальной Евой, жила 100 000–200 000 лет назад, но 50 тысяч лет назад она еще не была Евой. А однажды титул митохондриальной Евы получит какая-нибудь из ныне живущих женщин.
В общем, ситуация похожа на что угодно, только не на эпизод Книги Бытия. Так что же не так с неуместной аналогией и кого именно биологи ухитрились столь неудачно назвать?
Для начала разберемся, что означает «митохондриальная». Митохондрии – это энергетические станции клетки, превращающие глюкозу и кислород в АТФ, универсальное клеточное «топливо». Когда-то митохондрии были свободноживущими организмами и сохранили с тех пор часть собственной ДНК. Эта ДНК называется митохондриальной (мтДНК).
Митохондрии передаются ребенку исключительно от матери. Каждая митохондрия нашего организма происходит от митохондрий, населявших давшую нам жизнь яйцеклетку. Это значит, что по мтДНК можно прослеживать прямые материнские линии. Это ключевое для нашей истории понятие, поэтому остановимся на нем подробнее.