Сибирь, XXI век: что будет, если в России построят больше железных дорог
110 лет назад Российская империя пережила экономический бум, связанный с освоением Сибири и Дальнего Востока, а ключом к нему стала новая транссибирская железная дорога. У современной России есть возможность повторить тот скачок: драйвером роста снова станут железные дороги.
Сейчас Россия занимает третье место среди стран с наибольшей протяженностью железных дорог. Однако гордиться особо нечем: железных дорог в России нужно значительно больше, а их нынешняя нехватка серьезно сдерживает экономический рост.
Дефицит особенно чувствуется в восточной части нашей страны. От Урала до Тихого океана страну пронизывают две тоненькие артерии: БАМ и вышеупомянутый Транссиб, с несколькими короткими ветками вбок от основных путей. Шесть регионов вовсе не охвачены железными дорогами, включая республики Алтай и Тыва, Магаданский и Камчатский края, Чукотский и Ненецкий автономные округа.
Восточный полигон (так обычно называют пару БАМ – Транссиб) не справляется с быстрорастущим транспортным потоком между Россией и Китаем. Дефицит пропускных мощностей настолько велик, что в последние десятилетия РЖД вынуждены были ввести суровые квоты для горнодобывающих компаний на перевозку полезных ископаемых.
Нам нужно разгрузить восточный полигон. Сегодня РЖД не всегда справляются с тем потоком товаров, которые нужно перевозить. Нас это сделает более независимыми». Иван Абрамов, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике
Тупиковый путь
Правительство России в лице Российских железных дорог работает над исправлением ситуации. К началу третьего десятилетия XIX века многие самые узкие места БАМа были расшиты, а Транссиб полностью электрифицирован. По расчетам РЖД, это позволило довести пропускную способность Восточного полигона до 144 млн т грузов в год. Дальнейшая работа в этом направлении позволит довести ее до 200 млн т. Это поможет снять острый дефицит, но и только – а дальше тупик. Чтобы увеличивать товарооборот и развивать сибирские регионы, нужно строить новые ветки.
Новые железные дороги
Существует несколько интересных проектов. Самый перспективный и проработанный получил название Центрально-Евразийский транспортный коридор (ЦЕТК). Маршрут начинается на станции Курагино под Красноярском, проходит через Республику Тыва, далее сквозь Монголию в Китай и заканчивается в крупном промышленном центре Урумчи.