Как в России создали лучшие в мире вездеходы

ТехИнсайдерHi-Tech

Моделист-конструктор

Как в России создали лучшие в мире вездеходы

Текст: Артем Ачкасов

Фото: Артем Ачкасов; личный архив А. М. Гарагашьяна

Разработанные еще в СССР гусеничные и колесные машины считались весьма неприхотливыми и отличающимися невероятной проходимостью. Сегодня постройкой вездеходов в России занимаются сотни компаний, в одной только Вологодской области их десятки. Но безусловная величина среди конструкторов таких машин – Алексей Гарагашьян, которого называют деревенским самоучкой, хотя это совсем не так.

Разработки Гарагашьяна легли в основу популярнейших «Шерпов», а также их современной версии – «Архантов». Да что там, вездеходостроители всего мира разобрали идеи Алексея по косточкам: предложенные им конструкции всегда отличались изяществом инженерной мысли, малым весом и демонстрировали прекрасные характеристики. Как же деревенский парень мог придумать такое?

Алексей Гарагашьян штурмует реку на полноприводном мотоцикле «Белый», 1991 год.

Легенда неодолимого болота

Секрет в том, что Алексей Гарагашьян родился вовсе не в деревне. По материнской линии он коренной питерец. Родители познакомились во время учебы в одном из старейших вузов страны – Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им. В. И. Мухиной.

Юный Алексей посещал английскую и художественную школы. Некоторое время учился в ленинградском Политехе по специальности «гусеничные и колесные машины», но потом бросил институт: спорт победил. Мотокросс, мотомногоборье, мототуризм, триал – Гарагашьян не только гонял, но и создавал собственную технику, о его разработках писали в журналах «За рулем» и «Моделист-конструктор».

Вездеход «ДИФ» совместил бортоповоротную схему и простоту конструкции.

Первый проект инженера-самоучки, получивший широкую известность в 1991 году, эндуро-мотоцикл «Белый», стал уже 12-й моделью, придуманной Алексеем. Полноприводный «Белый» с 12 передачами в коробке был не просто прототипом – на нем конструктор день за днем лично преодолевал экстремальные маршруты. Проезд легендарного Неодолимого болота первым в абсолюте на «Ладоге Трофи» сделал создателя модели-победительницы объектом пристального внимания.

Деревенский левша

В возрасте 25 лет – в разгар развала страны – Алексей с женой Ольгой переехал в глушь, подальше от суеты. «Зимой без вездехода или лыж от дома не отойти. Именно тогда я и начал делать вездеходы», – вспоминает Гарагашьян. Денег было мало, так что в ход шло все, что валялось вокруг соседних деревень. Редукторы удалось открутить с брошенной сельскохозяйственной техники, двигатель – с мотоцикла «Урал», мосты от БТР нашлись среди вторчермета.

Артем Ачкасов; личный архив А. М. Гарагашьяна

После постройки легкого мотоцикла «Барс» с алюминиевой рамой-монококом инженер сосредоточился на вездеходах. Сначала он построил машину с сочлененной рамой, а затем модель с «ломающейся» рамой на камерах от машины залпового огня «Ураган». Новый вездеход с прицепом не только мог проехать где угодно, но и плавал, как пробка. 750-килограммовая махина с камерами от Т150 вместо шин и мотором от «Урала» оснащалась цепным приводом на задние колеса и прямым приводом через редуктор на передние. Конструкция показала себя с лучшей стороны. «Этот вездеход из воды на лед выбирался – не в пример нашим современным. Словно на джипе на тротуар заезжаешь!» – вспоминает Алексей.

ПРостой, как автомат Калашникова

Спокойная деревенская жизнь закончилась через 12 лет – во многом благодаря Ольге, не готовой смириться с тем, что ее муж, гениальный конструктор, зарывает свой талант в землю. Постройка вездеходов начала обретать призрачные коммерческие очертания. У модели «Чебуратор» 2007 года уже были нормальные шины низкого давления – «Арктиктранс-1400». С этой машиной Гарагашьян получил первые заказы – на прокладку трасс гонок и работу по ЛЭП. Всего было собрано шесть экземпляров. Инженеру хотелось перейти с цепей на мосты, но смущала надежность доступных комплектующих. Тогда он вывел самую простую схему вездехода: «Два моста от джипов сварены между собой двумя трубами-лонжеронами. Поскольку мосты являются частью рамы, общий вес конструкции снижается. Между мостами располагается двигатель с переднеприводной коробкой и два привода – на передний и задний редукторы. Такую схему осилит большинство любителей: здесь не требуется большого количества деталей собственного изготовления. Бортоповоротный вездеход только кажется кубиком на больших колесах. Начнем с того, что нужно приспособить механизм поворота, а он, как правило, не приспосабливается, его нужно везде изменять. Аналогичная ситуация со ступичными узлами, цепным приводом. Важно соблюдать правильную геометрию. А моя машинка с двумя лонжеронами из 108-й трубы и двумя мостами от "Патруля" поедет, даже если сварить ее криво».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Транспорт будущего Транспорт будущего

Вот уже шесть лет мы пишем про летающие автомобили и стоим рядом с прототипами

ТехИнсайдер
Почему сбываются прогнозы астрологов и расклады таро: как работает эффект Розенталя Почему сбываются прогнозы астрологов и расклады таро: как работает эффект Розенталя

Хочешь знать, как работает таро и почему сбываются прогнозы астрологов?

VOICE
Новый Вавилон Новый Вавилон

В любой непонятной ситуации нужно строить что-нибудь колоссальное

ТехИнсайдер
Близость: почему не нужно бояться уязвимости в отношениях Близость: почему не нужно бояться уязвимости в отношениях

Почему стремясь к близости, мы умудряемся упустить возможность встречи

Psychologies
Ужасная красавица Ужасная красавица

Плотный облачный покров долго скрывал от людей настоящий характер этой планеты

ТехИнсайдер
«Бытовой расизм в России существует, и это огромная проблема» «Бытовой расизм в России существует, и это огромная проблема»

Элла Манжеева о своем фильме «Белой дороги!» и калмыцком кинематографе

Weekend
Цифровая лихорадка Цифровая лихорадка

Наиболее интересные выступления из конференции CG Event

Популярная механика
Дарья Донцова: «Чудеса случаются каждый день» Дарья Донцова: «Чудеса случаются каждый день»

Интервью с известной российской писательницей детективов

Лиза
Квантовое превосходство Квантовое превосходство

«Квантовый компьютер – атомная бомба XX века»

ТехИнсайдер
Врач, который всегда был не согласен с коллегами Врач, который всегда был не согласен с коллегами

Макс фон Петтенкофер — основатель первого в Европе Института гигиены в Мюнхене

Знание – сила
Разум толпы Разум толпы

Усредненный прогноз группы может быть более точным, чем суждения специалистов

ТехИнсайдер
Ралли-2023 Ралли-2023

Торможение автомобильного рынка после разгона

Деньги
Он лгал и учил лгать Он лгал и учил лгать

«Мы не знаем страны, в которой живем». А знаем ли мы Юрия Андропова?

Дилетант
России нужны станки, дороги и умные люди России нужны станки, дороги и умные люди

Инвестиции в основной капитал сейчас на рекордно высоких уровнях

Монокль
Используй ложку и телефон: 20 способов доставить себе удовольствие Используй ложку и телефон: 20 способов доставить себе удовольствие

Двадцать разных способов мастурбации на любой вкус и цвет

Cosmopolitan
На полных оборотах На полных оборотах

Как разогнать метаболизм, чтобы быстрее похудеть

Лиза
Во все легкие Во все легкие

Жители хорватского полуострова Истрия нашли путь к счастью

Вокруг света
И снова здравствуйте И снова здравствуйте

Как перестать стесняться своего тела и фантазий и начать получать удовольствие

Добрые советы
Ход слоном Ход слоном

Почему та или иная страна становится передовой, а потом вдруг отстающей?

ТехИнсайдер
Спонтанные поездки на зимние каникулы Спонтанные поездки на зимние каникулы

Если планировать ничего не хочется, всегда можно внезапно сорваться в поездку

Лиза
Сам себе психолог: как найти внутреннюю опору Сам себе психолог: как найти внутреннюю опору

Как взрастить внутренний стержень?

Правила жизни
Слишком дорого и неоднозначно. Тест-драйв Volkswagen Taos 4 Motion Слишком дорого и неоднозначно. Тест-драйв Volkswagen Taos 4 Motion

Почему маленький кроссовер Volkswagen не может привлечь покупателей

4x4 Club
Серьезная инфекция Серьезная инфекция

Как не допустить заражение ВИЧ: 3 главные меры профилактики

Лиза
Теневой биткоин: Как наказывают майнеров, ворующих электричество Теневой биткоин: Как наказывают майнеров, ворующих электричество

Энергетики сдерживают аппетиты воротил «серого» сектора биткоинов

ФедералПресс
Аркадий Райкин Аркадий Райкин

Аркадий Райкин, артист эстрады, сатирик, скончался 17 декабря 1987 года

Правила жизни
Диет-советы к празднику Диет-советы к празднику

Как легко похудеть к 31 декабря

Лиза
Ученые научились узнавать, какой из ваших органов откажет первым Ученые научились узнавать, какой из ваших органов откажет первым

Что бы вы предпочли: знать, когда вы умрете, или как?

ТехИнсайдер
«Городок» «Городок»

Юмористическое шоу «Городок», выходило с 1993 по 2012 г.

Правила жизни
5 неожиданных фактов о женщинах и мужчинах с короткой стрижкой 5 неожиданных фактов о женщинах и мужчинах с короткой стрижкой

Короткая стрижка может сказать много интересного о своем обладателе

Psychologies
Наталья Царевская-Дякина: «Возможно, школ и вузов в привычном нам понимании когда-нибудь не станет» Наталья Царевская-Дякина: «Возможно, школ и вузов в привычном нам понимании когда-нибудь не станет»

Как будет меняться система образования и что такое концепция life-work learning

РБК
Открыть в приложении