Главный русский оперный режиссер Дмитрий Черняков

TatlerКультура

Preview / Режиссер

Желез­ный Феликсович

Режис­сер-ре­во­лю­ци­о­нер Дмит­рий Чер­ня­ков твер­дой ру­кой вы­би­ва­ет пыль из опер­но­го ан­ти­ква­ри­а­та. В июле на Ривье­ре он сде­ла­ет ге­не­раль­ную убор­ку «Кармен».

Текст: Алек­сей Тар­ха­нов («Ъ»). Фото: Алек­сей Константинов

Режис­сер Дмит­рий Чер­ня­ков дав­но уже Дмит­рий Фелик­со­вич, но все на­зы­ва­ют его Митя. Это не от па­ни­брат­ства, па­ни­брат­ства он не лю­бит, а от при­ли­ва чувств. На каж­дую его по­ста­нов­ку — в Париж, Лион, Мюн­хен, Цюрих — при­ез­жа­ет огром­ная ком­па­ния рус­ских дру­зей и по­клон­ни­ков. В ней про­дю­се­ры, жур­на­ли­сты, му­зы­ко­ве­ды и про­чие млад­шие на­уч­ные со­труд­ни­ки со­сед­ству­ют с ген­ди­рек­то­ра­ми, вице-пре­зи­ден­та­ми, крем­лев­ски­ми пресс-сек­ре­та­ря­ми и про­чи­ми гла­ва­ми «Газпрома».

В ап­ре­ле на па­риж­ской пре­мье­ре «Сне­гу­роч­ки» Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва треть, а то и по­ло­ви­на зала была наша, рус­ская, спе­ци­аль­но сле­тев­ша­я­ся в Опе­ру Басти­лии. Фран­цуз­ская пуб­ли­ка лю­бит на пре­мье­рах бу­кать, но на этот раз как воды в рот на­бра­ла. То ли про­ник­лась бе­рен­де­е­вым цар­ством, то ли по­чув­ство­ва­ла, что бук­ни толь­ко — и раз­не­сут на кус­ки, как Бастилию.

Аида Гари­фул­ли­на в за­глав­ной роли в спек­так­ле «Сне­гу­роч­ка» в па­риж­ской Опе­ре Бастилии, 2017.

Я вспо­ми­наю на­ча­ло ра­бо­ты Чер­ня­ко­ва, ко­гда в свою род­ную Моск­ву в кон­це де­вя­но­стых он вер­нул­ся два­дца­ти­вось­ми­лет­ним про­вин­ци­аль­ным ре­жис­се­ром. При­вез на «Золо­тую мас­ку» сде­лан­но­го им в но­во­си­бир­ском те­ат­ре «Моло­до­го Дави­да» на му­зы­ку ека­те­рин­бурж­ца Вла­ди­ми­ра Кобе­ки­на. «Мас­ку» не дали, но спек­такль за­ме­ти­ли и поз­во­ли­ли — спа­си­бо Вале­рию Гер­ги­е­ву — по­ста­вить в Мари­ин­ском те­ат­ре «Ска­за­ние о не­ви­ди­мом гра­де Ките­же и деве Фев­ро­нии». Пер­вая и, воз­мож­но, глав­ная ра­бо­та Чер­ня­ко­ва по Рим­ско­му-Кор­са­ко­ву, ме­ня­ясь, про­шла по­том сле­дом за ним по раз­ным опер­ным сце­нам мира. На ней мы и уви­де­ли, что за ре­жис­сер Дмит­рий Чер­ня­ков и в чем он нам, если мож­но так вы­ра­зить­ся, Митя.

Ну и Рим­ский-Кор­са­ков с тех пор тоже в его ко­ман­де. А еще в ней Глин­ка, Мусорг­ский, Чай­ков­ский, Шоста­ко­вич. Чер­ня­ков ока­зал­ся сей­час пол­но­моч­ным пред­ста­ви­те­лем рус­ской опе­ры на западе.

— Я став­лю рус­ские опе­ры не по­то­му, что я из Рос­сии, а по­то­му, что я их люб­лю, — го­во­рит мне на это Чер­ня­ков. — Это все­гда было моим соб­ствен­ным же­ла­ни­ем. Я ни­ко­гда не счи­тал, что меня по­ме­ща­ют в ре­зер­ва­цию, я ведь ста­вил Ваг­не­ра и Вер­ди, Бер­га и Моцар­та. Мне очень нра­вит­ся, что я могу пре­под­не­сти вещи, ко­то­рые мы зна­ем с дет­ства, а здесь их и не слы­ша­ли, как ту же «Сне­гу­роч­ку». До того как мы по­ста­ви­ли с Барен­бой­мом «Игро­ка» в Бер­ли­не, это была ма­ло­из­вест­ная «рус­ская опе­ра», ко­то­рую при­во­зи­ли на га­стро­ли, в ос­нов­ном из Мари­ин­ско­го те­ат­ра. Теперь опе­ра Про­ко­фье­ва даже без рус­ских со­ли­стов и рус­ских те­ат­ров идет вез­де: в Ковент-Гар­ден, Франк­фур­те, Вене и Амстер­да­ме. Когда я ду­маю, что это и бла­го­да­ря на­ше­му спек­так­лю, я чув­ствую себя очень довольным.

Одна­ко до­воль­ны не все. Когда ор­де­на Лени­на ди­ри­жер Юрий Темир­ка­нов го­во­рит, что от­дель­ные горе-ре­жис­се­ры «пре­вра­ща­ют ве­ли­кую му­зы­ку Моцар­та, Чай­ков­ско­го, Ваг­не­ра в со­про­вож­де­ние сво­их ду­рац­ких вы­ду­мок» — это ка­му­шек из­вест­но в чей ого­род. Гали­на Виш­нев­ская шесть лет на­зад во­об­ще от­ка­за­лась празд­но­вать юби­лей в те­ат­ре, осквер­нен­ном чер­ня­ков­ски­ми «Рус­ла­ном и Люд­ми­лой». А про «Евге­ния Оне­ги­на» ска­за­ла: «Уте­ша­ет лишь мысль, что это бес­стыд­ство про­изо­шло не на сце­не Боль­шо­го». Не на Исто­ри­че­ской сце­не, име­ла она в виду, — так-то «Оне­гин» бла­го­по­луч­но идет на Новой сце­не по сей день.

Да, ра­бо­ты Чер­ня­ко­ва — ко­неч­но, рус­ская клас­си­ка, но со­всем не та рус­ская клас­си­ка, под ко­то­рую мы слад­ко зе­ва­ли с дет­ства. Его стиль — ста­рая, за­слу­жен­ная опе­ра, ко­то­рая не­ожи­дан­но просну­лась и удив­лен­но та­ра­щит гла­за, ока­зав­шись в стрес­со­вых усло­ви­ях, в не­ожи­дан­ных де­ко­ра­ци­ях, в но­вых об­сто­я­тель­ствах. Их ре­жис­сер все­гда при­ду­мы­ва­ет сам, с со­вре­мен­ны­ми ак­те­ра­ми (а не толь­ко пев­ца­ми) и глав­ное — с со­вре­мен­ны­ми, по­нят­ны­ми нам, мо­ти­ва­ми действий.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Мечта детства Мечта детства

Топ-менеджеры «Ростсельмаша» отправляются в поля обслуживать свою технику

Популярная механика
Умная материя Умная материя

Армия нанороботов сделает нашу жизнь окончательной фантастикой

Популярная механика
Swanky Tunes Swanky Tunes

Одни из самых востребованных диджеев мира

Playboy
Рожденные революцией Рожденные революцией

Суррогатное материнство выходит из тени

Tatler
Веселей с друзьями Веселей с друзьями

Скарлетт Йоханссон о съемках в новой комедии и не только

Glamour
Надежда русского футбола Надежда русского футбола

Надя Карпова — умница, красавица и наш форвард на женском евро 2017

Tatler
Лучшие и худшие боевики с Томом Крузом за последние 7 лет Лучшие и худшие боевики с Томом Крузом за последние 7 лет

Как актер стал самым проверенным героем экшн-фильмов современности

Правила жизни
Все будет ошибись Все будет ошибись

Шесть судьбоносных ошибок — именно столько нужно совершить,чтобы обрести счастье

GQ
Папа остается с грудничком: что нужно знать? Папа остается с грудничком: что нужно знать?

Что делать, если вам вдруг придется пробыть наедине с малюткой целый день?

9 месяцев
Никогда не поздно Никогда не поздно

Новые отношения после 40

Домашний Очаг
Легка на подъем Легка на подъем

Знакомьтесь: Юлия Барановская – телеведущая, мама троих детей, красивая женщина

Домашний Очаг
Kia Picanto Kia Picanto

Хорош собой, доступен, преисполнен простого, но настоящего корейского качества

АвтоМир
«Говорить с детьми о войне можно и нужно уже с четырех лет» «Говорить с детьми о войне можно и нужно уже с четырех лет»

Сегодня, 22 июня, наша страна отмечает День памяти и скорби. В 1941 году в этот день началась Великая Отечественная война. Об этом еще помним мы, но для детей это всего лишь дата в учебнике. Нужно ли новому поколению напоминать о страшных страницах истории? Нужно, говорит детский психолог Юлия Кононова. Ведь смысл Дня скорби в том, чтобы история не повторилась, чтобы не было войны.

Psychologies
Другой Кушнер Другой Кушнер

Брат Джареда Кушнера управляет фондом на миллиард долларов в эпоху Трампа

Forbes
Volvo S90 – Jaguar XF – BMW 530d Volvo S90 – Jaguar XF – BMW 530d

Три харизматичных седана премиум-класса

АвтоМир
Audi A4 Audi A4

Единодушия мнений по Audi A4 четвертого поколения (индекс В8) в сети не ищите

АвтоМир
Женщина в погонах Женщина в погонах

Узнай, как девушке поступить в высшее военно-учебное заведение

Лиза
Дарья Донцова: Муж находится элементарно, на щелчок! Дарья Донцова: Муж находится элементарно, на щелчок!

Интервью с Дарьей Донцовой

Лиза
Время лечит Время лечит

Принятое в идеальное время лекарство оказывает максимальный эффект

Лиза
Полный улет Полный улет

Индивидуальный летательный аппарат Flyboard Air

Популярная механика
Мир через 100 лет Мир через 100 лет

Глеб Буряк о том, чего нам ждать в следующем столетии

Playboy
Джеймс Макэвой: “Я неплохой объект для психоанализа” Джеймс Макэвой: “Я неплохой объект для психоанализа”

Интервью с уникальной личностью — Джеймсом Макэвоем

Psychologies
Виктория Дайнеко Виктория Дайнеко

Виктория Дайнеко о снах, сексуальности и наградах

Playboy
Теплый «стан» Теплый «стан»

Сергей Недорослев променял авиацию на станкостроение

Forbes
Молодежь заплатит за всех Молодежь заплатит за всех

Примут ли страховщики новый порядок расчета стоимости ОСАГО

АвтоМир
Момент сцепления Момент сцепления

Продажи франшизы помогли сети автосервисов «Вилгуд» за год вырасти в четыре раза

Forbes
Как перестать кричать на детей Как перестать кричать на детей

Пошаговые рекомендации психолога Екатерины Сигитовой

Домашний Очаг
Время людей Время людей

Антропоцен – время, когда человек оказывает глобальное влияние на всю планету

Популярная механика
Юрий Грымов: «Нам нужно вернуться к ручному труду» Юрий Грымов: «Нам нужно вернуться к ручному труду»

Почему на телевидении вместо творчества царит «супермаркет»? Как защититься от информационной пушки? Юрий Грымов, режиссер спектакля «О дивный новый мир», обеспокоен воздействием медиа на наше сознание и предлагает свой способ ему противостоять.

Psychologies
«Любимые» грабли «Любимые» грабли

Почему-то мы не учимся на своем печальном опыте

Лиза
Открыть в приложении