Бизнес и жизнь
Маневры в зоне .ru
Как зарабатывать на доменных именах.
В 1999 году у Филиппа Гросс-Днепрова, сына советского композитора Анатолия Днепрова, угнали автомобиль Lincoln Navigator. Эмоции и желание сообщить об этом как можно большему числу людей привели его в интернет. Гросс-Днепров зарегистрировал свой первый домен — ugon.ru, сделал сайт и разместил сообщение о краже любимого «линкольна». Он хотел создать проект, который помог бы таким же бедолагам, как он, и в итоге на сайте появилась база с двумя тысячами угнанных автомобилей. Филипп не только сам увлекся проектом в сети, но и заинтересовал младшего брата Павла, который с 2002 года начал коллекционировать и перепродавать домены. Первой удачной сделкой стала продажа домена zoom.ru за $1000, его регистрация обошлась всего в $20.
Сделки стали массовыми. «Я купил у владельца домен devushka.ru за $200, а перепродал его за $1200, затем купил еще 20 доменов и снова их перепродал», — вспоминает Павел Гросс-Днепров. Тогда этот бизнес не казался сверхвыгодным, доменными именами владели крупные операторы сотовой связи («Вымпелком», МТС), программисты или веб-дизайнеры, например Артемий Лебедев. Скупка доменных имен была затратным делом, а первоначального капитала почти не было, и первое время Павел едва сводил концы с концами. Инвестиционный горизонт вложений в домены трудно определить заранее, денег на текущие расходы не было. Павел рассказывает, что ему приходилось даже брать кредиты в банке на покупку продуктов.
Зато в его коллекции оказалось несколько тысяч доменов, которые он с успехом начал продавать. Вот несколько сделок: bu.ru (продан за $20 000), photo.ru (1 млн рублей), fm.ru ($20 000), models.ru ($15 000), yogurt.ru (за 1 млн рублей продан Danone), avtolombard.ru (1 млн рублей). Домен yes.ru издательский дом Independent Media сначала арендовал для одноименного журнала, а затем выкупил за $50 000.
Как технически делается бизнес на доменах? Доменные зоны (.ru, .com и пр.) распределяет международная организация ICANN. Она определила, что за зону .ru отвечает российская некоммерческая организация «Координационный центр» (КЦ), а связанный с ней «Технический центр» поддерживает работу этой зоны. КЦ аккредитовал более 40 компаний-регистраторов, которые могут подавать заявки на доменные имена в КЦ, за каждую заявку регистратор платит 82 рубля, скоро сбор повысится до 120 рублей. Потом регистраторы продают имена всем желающим с небольшой маржой (цена имени редко превышает тысячу рублей), и уже новые владельцы доменов вроде Павла Гросс-Днепрова делают настоящий бизнес на сделках с именами.