Дипломатический кризис
Дрессировать ребенка на Оксфорд? Или отпустить на свободу без поводка и образования? О том, где должен сидеть миллениал — за партой или в интернете, спорят доктора отцовских наук.
За
Андрей Шаронов
Президент Московской школы управления «Сколково». В прошлом — заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики, замминистра экономического развития и торговли, председатель Госкомитета РФ по делам молодежи.
Любой разговор о необходимости высшего образования так или иначе сводится к Биллу Гейтсу, Стиву Джобсу или Марку Цукербергу, бросившим учебу и сумевшим заработать миллиарды. Конечно, их успех сложно отрицать, но это произошло точно не благодаря отсутствию дипломов. А вот без чего у них не вышло бы карьеры и прорыва, так это без высокоразвитого любопытства и критического мышления, инициативности, готовности брать на себя ответственность и потребности рефлексировать. Всю дискуссию о том, стоит ли учиться, можно свести к простому тезису: иметь диплом сегодня уже не обязательно, а образование — крайне необходимо. Спор ведь не о том, нужен диплом или не нужен. Скорее, это попытка понять, какие тебе знания нужны и зачем.
Получать знания можно не только за партой. Развитие базовых и общекультурных компетенций, лидерских и управленческих качеств, постоянное чтение, общение с талантливыми и целеустремленными людьми — все это и есть образование. Меня в какой-то степени можно назвать образовательным фриком — я не перестаю учиться и пользуюсь любой возможностью, чтобы прочесть что-то новое, посмотреть лекцию или послушать подкаст. В прошлом году я прошел бизнес-программы в Гарварде и школе INSEAD, они дали мне очень многое.
Образование — как кисти и краски. Получив их, один человек покрасит забор и заработает деньги, а другой — создаст шедевр. Так и образование: его можно и нужно использовать, чтобы сделать свою жизнь лучше, в первую очередь в содержательном плане. Причем использовать даже то, чему вас учили «на вырост» в юности. К примеру, меня в детстве, как и многих, отдали в музыкальную школу — тогда говорили: «для всестороннего развития». Мне повезло с преподавателем — ей удалось привить мне любовь к классической музыке. Но я по-настоящему понял и оценил, сколько тогда получил и как сильно мне это помогает, лишь годы спустя.
Другой пример — не столько об образовании, сколько о том, на чем оно держится. Я окончил математический класс средней школы с золотой медалью и мог бы поступить в Физтех, МГУ или Бауманку, но выбрал Уфимский авиационный институт, поскольку и дед, и отец с братьями работали в авиационной промышленности. Окончил его, переехал в Москву, начались первые карьерные успехи. Но я комплексовал, что у меня нет диплома престижного московского вуза. Это продолжалось до тех пор, пока один человек не сказал мне: «Возможно, оставшись в Уфе тогда, ты потерял шанс учиться и общаться с именитыми профессорами. Зато ты получил сильный импульс в борьбе за выживание. А это ценнее, чем учеба в престижном университете».