Соучастники космоса
Как стала возможной программа «Союз» — «Аполлон» и в чем смысл международных пилотируемых космических программ? Интервью с ветераном космической отрасли, в годы работы в ОКБ-1 лично общавшимся с Сергеем Королевым, ведущим научным сотрудником Института космических исследований РАН Натаном Эйсмонтом

Рождение в 1970 году идеи стыковки и совместной работы на орбите советского и американского космических кораблей сегодня кажется событием крайне необычным. Особенно потому, что инициатива исходила от американцев, за полгода до этого триумфально победивших СССР во втором — лунном — раунде космической гонки.
— Зачем США понадобилась совместная с Советами программа?
— Я думаю, что у руководства великих держав к этому моменту сформировалось четкое представление, что медийный, пропагандистский эффект достижений в космосе не только не уступает по силе и масштабу, но и, возможно, превосходит воздействие от размахивания ядерной дубинкой. А значит, этим эффектом нужно управлять и использовать в международных отношениях. Президент Никсон решил, что на тот момент политические и социальные дивиденды от инициативы сотрудничать в космосе с Советами перевешивали мотивы вступления в новый виток ракетно-ядерной гонки. Параллельно продвижению работы над программой «Союз» — «Аполлон» были заключены первые соглашения об ограничении стратегических вооружений.
Кроме того, категорически неверно считать СССР проигравшим по итогам первого десятилетия космической эры. Да, пилотируемую лунную гонку мы уступили американцам, зато далеко опередили США в части исследования Луны автоматами. Намного дальше мы продвинулись и в исследованиях Венеры.
— Первые контакты и обсуждения возможности совместного полета прошли между советской Академией наук и NASA. Каким образом удалось транслировать инициативу на политический уровень?
— Прежде всего надо сказать, что президент АН СССР Мстислав Всеволодович Келдыш был не только блестящим ученым и одним из идеологов советской космической программы, но и, безусловно, политической фигурой первого ряда. Он был вхож в любые кабинеты и крайне влиятелен.
Высокий авторитет имело в своей стране и руководство NASA. То поколение технократов и у нас, и у американцев отличали принципиальность и смелость в отстаивании своих идей и взглядов перед начальством любого уровня. Технократы объяснили политикам выгоды и преимущества совместной программы.
Не менее важно было также выбить достаточное финансирование для реализации замысла, отстояв его необходимость в противостоянии с военными. Ведь линия военного космоса никуда не исчезает в этот период. Американцы начинают проект ракетоплана «Спейс Шаттл», который СССР однозначно расценил как представляющий военную опасность; мы потом ответим на него «Бураном».
Со своей стороны, ОКБ-52 Владимира Челомея продолжало работать над боевыми спутниками и программой орбитальных станций «Алмаз» с военным функционалом. Понятно, что с точки зрения военных совместная пилотируемая программа выглядела в лучшем случае бессмысленной тратой ресурсов, отвлекающей от более приоритетных задач обеспечения обороноспособности своих стран.
— Не очень благоприятствовал программе ЭПАС и чисто космический контекст. В апреле 1970-го на подлете к Луне взрывается кислородный бак на борту «Аполлона-13», тройке астронавтов с огромным трудом удается вернуться живыми. Экипажу «Союза-11» повезло меньше. При возвращении на Землю разгерметизировался спускаемый аппарат, и находившиеся без скафандров Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев погибли. Полеты кораблей «Союз» были остановлены «до выяснения» на неопределенный срок. Но все это не помешало соглашению о совместном полете с конкретным дедлайном. Не осознавали риски?
— Не говорите глупостей. Осознавали лучше и острее нас с вами. Люди были смелые. Рисковали если не жизнями, то карьерами точно.
Поймите, космонавтика — это не сбор разноцветов. Это принципиально опасная сфера человеческой деятельности. И тут абсолютно благостного контекста никогда не бывает. И либо вы продолжаете делать серьезные проекты, еще более тщательно прорабатывая вопросы безопасности после неудач, либо уходите из отрасли.
— Сопротивление военных было преодолено, идеей заразились политики. После подписания Косыгиным и Никсоном в мае 1972 года большого соглашения о сотрудничестве в космосе, где предусматривался совместный полет в течение 1975 года, в дальнейшем принципиальных проблем в реализации программы «Союз» — «Аполлон» не возникало?
— Началась конкретная конструкторская и инженерная работа по достижению совместимости технических систем. Причем американцы раз за разом шли нам на уступки. Разная внутренняя атмосфера кораблей? Взялись сделать и вывести на орбиту шлюзовый блок. Дальше, наклонение орбиты. Американцы никогда не летали на орбите с наклонением 51,5 градуса, которая была у «Союзов». Но в итоге для совместного полета согласились выбрать нашу орбиту, хотя для американцев это была большая морока, дополнительный расход топлива и так далее.