Как важно стать серьезным
Александр Цекало двадцать лет назад был потешной эстрадной звездой. А сейчас выходит в Голливуд как продюсер лучших в России сериалов.
О чем рассказать сначала — о сделке с «Нетфликсом» или о еде? Пожалуй, лучше о еде. Депо метрополитена, где «Татлер» организовал съемку, выглядело не самым уютным местом для двухчасового интервью, и мы с Сашей переместились в ближайший ресторан. Им оказался «Марио» на Климашкина. За годы рабочих встреч с Цекало у меня выработался рефлекс, как у собаки Павлова: если идем куда-то, там обязательно можно будет хорошо поесть. Мы обсуждали пилот русской версии сериала «Отбросы» (был снят, но сезон не заказан) в «Сумосане» на «Киевской». Во время съемок в Питере первой серии «Гоголя» я в компании Цекало первый раз в жизни оказался в Duo. В «Твиге» в Форте-деи-Марми Саша учил меня пить шейкерато — холодный взбитый двойной эспрессо. В общем, «Марио» как нельзя лучше подходил для нашего обычного времяпрепровождения — разговора о сериалах.
Это тема, на которую Цекало может разговаривать часами. А возможно, и целыми днями, я не проводил эксперимент. Впрочем, скорее всего, днями не сможет — нужно будет сделать перерыв, чтобы посмотреть новые сериалы. Если Саше прислать вечером название какой-нибудь новой драмы, к утру хоть пару серий он гарантированно посмотрит. Запоем, днем и ночью, дома и в машине. Здесь просится дидактическое соображение, что лишь такой одержимый предметом человек может достичь настоящего успеха. Цекало почти как Кевин Файги, великий голливудский продюсер, который знал наизусть все о сотнях героев комиксов и, в частности, благодаря этим знаниям смог превратить фильмы о супергероях в главный жанр мирового кино. Безумная страсть к сериалам привела Сашу к одному из главных пока достижений в карьере — осенней сделке с «Нетфликсом».
Что такое «Нетфликс»? Сайт DVD‑проката, выросший в компанию стоимостью тринадцать миллиардов долларов. Люди, порвавшие все привычные телевизионные шаблоны, выложив однажды целиком сезон «Карточного домика». Дисрапторы, определяющие — вместе с «Амазоном» и более традиционными HBO и FX — будущее индустрии развлечений. Цекало первым из российских продюсеров продал «Нетфликсу» российский сериал. Теперь «Мажор», полицейская драма режиссера Константина Статского с Павлом Прилучным в главной роли, доступен (в оригинале, с английскими субтитрами) семидесяти миллионам подписчиков «Нетфликса».
До сериалов у пятидесятишестилетнего Александра Цекало была совершенно другая, мегауспешная карьера. Вы все о ней знаете. Музыкант, эстрадный певец, актер, театральный и кинопродюсер, ведущий. Эстрада: «Ты отказала мне два раза, «не хочу» сказала ты» кабаре-дуэта «Академия». (В райдере Саши стояло требование: он не ужинает с руководством города, где проходит концерт.) Кино — от «Ландыша серебристого» Тиграна Кеосаяна до проектов «Квартета И». Мюзиклы: «Норд-Ост», «12 стульев». Телепередачи: «Большая разница», «Прожекторперисхилтон».
Практически на каждом этапе Саше приходилось преодолевать, скажем так, сопротивление среды. Он этот факт сначала отрицает («всем трудно»), но потом начинает рассказывать.
— Когда я приехал в Москву в 1989 году, то продвигал все виды своих творчеств. Бегал за режиссером программы «Веселые ребята» по «Останкино» и говорил, что я тоже веселый, возьмите меня! Он отворачивался: «Простите, я сейчас с монтажа бегу на площадку…» Все те случаи, когда мои предложения отклоняли, привели к тому, что теперь мне очень трудно отказывать, когда мне что-то предлагают. Я все читаю и все слушаю. Во-первых, я помню, как было со мной. Во-вторых, можно действительно пропустить что-то талантливое.
Свой первый сериал «Обратная сторона Луны», научно-фантастическую драму с Павлом Деревянко в роли полицейского, переместившегося в СССР, компания Цекало «Среда» сняла в 2012 году.
— Когда я перешел с СТС на Первый канал, — говорит Саша, — в планах было производить и сериалы, и программы. Но какие сериалы, я не знал. Работавший тогда у меня редактор Андрей Леонов сказал: «Посмотри британскую «Жизнь на Марсе» 2006 года». Там герой путешествовал во времени из наших дней в 1976 год. Я посмотрел и увидел, как можно это интересно сделать у нас — путешествие из современной России в Советский Союз. Ну а когда «Обратная сторона Луны» получилась, стало интереснее еще что-то попробовать.
Но получилась «Обратная сторона Луны» не сразу. В Цекало как в создателя драматических сериалов поверил, возможно, главный визионер российского ТВ последних тридцати лет Константин Эрнст. Сценарий, правда, лежал у него год.
— Нормальный срок для такой ситуации, — говорит Саша. — С «Методом», например, было потом так же. Когда Костя в итоге позвал меня поговорить, я увидел перед ним распечатанный, потрепанный сценарий всех серий. Потрепанный — то есть, вероятно, прочитанный. Костя стал задавать вопросы по конкретным сериям (тут это слабее, тут это), и я понял, что он и правда прочел. Ощущение, которое я в этот момент испытал, было на уровне оргазма.
— Почему вообще сериалы? — спрашиваю я, пока нам приносят еще кофе.
— Самому мне не удивительно, что я этим начал заниматься, — говорит Саша. — Я еще в юношеском возрасте сильно увлекся поэзией и драматургией. Читал очень много пьес. Прочел все, что есть, вплоть до современных драматургов. А потом так вышло, что со всем этим знанием пошел на эстраду. Начался крен в юмор, в развлечения, этот же курс сохранился в производстве развлекательных программ. А потом, наверное, случилась, как говорят физики, усталость металла.