Одна из самых наглых операций Второй мировой

MaximИстория

Письма мокрого человека

Обман противника на войне известен с древних времен. Пожалуй, еще задолго до знаменитого троянского коня. Однако история, происшедшая в 1943 году при подготовке высадки союзных сил на острове Сицилия, будоражит воображение даже на фоне всех бывших до и после нее случаев дезинформации.

Текст Николай Поликарпов

Двадцать второго января 1943 года на встрече в Касабланке Уинстон Черчилль и Франклин Рузвельт одобрили операцию «Хаски» – вторжение в захваченную немецкими войсками и их союзниками Европу через высадку на Сицилии. После успеха англо-американских армий в Северной Африке выбор новой цели был очевиден: никакие действия на Средиземноморском военном театре были невозможны без захвата аэродромов люфтваффе и военных баз на этом большом острове, стратегически удобно расположенном аккурат посреди Средиземного моря. Тот, кто хозяйничал на Сицилии, получал возможность контролировать все транспортные артерии и пути снабжения войск в регионе. Захват Сицилии открывал дорогу на Апеннинский полуостров и позволял выбить Италию из числа немецких союзников. К сожалению, поскольку важность Сицилии понимали англичане, то итальянские и немецкие стратеги тем более не заблуждались относительно роли острова. Оценивая перспективы соблюсти внезапность и скрыть от немецкой разведки место вторжения, Черчилль высказался по этому поводу вполне однозначно: «Всякий, если он не круглый дурак, будет знать, что это Сицилия». Однако, несмотря на стратегическую очевидность, следовало сделать все возможное и невозможное, чтобы ввести абвер в заблуждение и заставить считать целью операции любое другое место. Такая работа велась по нескольким направлениям, включая постройку множества деревянных макетов судов вторжения, нацеленных якобы на Грецию, поиск греческих переводчиков и закупку драхм на биржах. Однако самым детективным сюжетом в этой общей кампании различных служб британской военной разведки, получившей кодовое наименование «Барклай», занималось подразделение 17М в составе Управления военно-морской разведки Адмиралтейства.

Франклин Рузвельт и Уинстон Черчилль во время пресс-конференции в Касабланке
План операции «Хаски»
Специалисты отдела М17

«Форельный меморандум»

Само это заведение было наполнено весьма неординарными людьми. Начальник управления адмирал Джон Годфри увлекался ловлей форели на мушку, о чем написал в 1939 году секретный меморандум. Правда, под «форелью» в этом документе подразумевались немцы, а под «ловлей» – различные способы дезинформации противника. В «форельном меморандуме» описывался пятьдесят один способ, включая самые экзотические (вроде якобы банок с консервами английского армейского рациона, которые на самом деле были бы минами; их следовало пускать в море, чтобы немецкие моряки, выловившие банки, подрывались при попытке открыть согласно напечатанной на них инструкции). Под двадцать восьмым номером в «меморандуме» описывалась идея подбросить немцам труп летчика с секретными депешами, у которого якобы не раскрылся парашют. Само тело предполагалось найти в военном госпитале. Впрочем, и иные предложения выдавали в авторе недюжинную изобретательность и склонность к лихо закрученным сюжетам. Оно и неудивительно: соавтором сего труда, распространенного через несколько недель после начала Второй мировой войны, был личный помощник адмирала Джона Годфри – лейтенант-коммандер Ян Ланкастер Флеминг. Знакомая фамилия? Да, именно этот Ян Флеминг и станет позже автором романов об агенте 007, а самого адмирала в своих детективах он выведет в образе шефа Джеймса Бонда.

Адмирал Джон Годфри
Ян Флеминг, автор романов об агенте 007

Подразделение 17М возглавлял лейтенант-коммандер Юэн Монтегю – в гражданской жизни успешный королевский адвокат и наследственный богач, который с началом войны добровольцем отправился работать на армию родной страны. Собственно, литерой М в названии подразделение обязано именно ему. Юэн Монтегю и прикомандированный к контрразведке MИ5 капитан Королевских ВВС Чарльз Кристофер Чамли стали главными действующими лицами и основной движущей силой проекта, воплотившего в жизнь 28-й пункт «форельного меморандума». Меморандум-то они, разумеется, читали. Но то, что на бумаге казалось простым, на самом деле было задачей со многими неизвестными.

Капитан Королевских ВВС
Чарльз Кристофер Чамли
Лейтенанткоммандер Юэн Монтегю

«Фарш»

Та часть общего плана «Барклай», которой занимались специалисты из 17М, получила собственное кодовое обозначение – операция «Фарш». Название может показаться несколько странным, но оно было выбрано из списка кодовых обозначений межведомственного комитета по безопасности. Согласно правилам, кодовое обозначение должно было быть вполне бессмысленным и ни в коем случае не намекать на суть операции. По этой причине «Троянский конь» – название, которое для этого плана неофициально применяли между собой британские разведчики, – явно не годилось. Еще одно из правил секретности – повторное использование названий уже завершенных операций для создания максимальной путаницы. Так, наименование «Фарш» ранее носила операция по минированию, проведенная в 1941 году. Ну и последней немаловажной причиной такого выбора стал специфический юмор самого Юэна Монтегю, у которого мысли о трупах (и о том, который предстояло найти и подкинуть немцам, и о тех, которые неизбежно появятся при высадке на Сицилии) как-то мрачновато ассоциировались с тем самым «фаршем».

Предполагалось одеть покойника в форму офицера английской армии, снабдить нужными фальшивками и пустить в плавание по морю, чтобы его вынесло течением на берег в доступном для немецкой разведки месте – скажем, в Испании. Выглядеть дело должно было так, будто самолет с курьером разбился где-то в море. Испания – страна формально нейтральная в войне, но фактически правительство генерала Франко всячески помогало странам Оси. Испания была наводнена германскими агентами, так что содержание документов до их возвращения англичанам в рамках существующих дипломатических процедур должно было стать известным немцам.

Идеальное тело

Первым делом нужен был труп. Казалось бы, уж чего-чего, а этого добра во время войны сколько угодно. Однако искомое тело отправлялось не куда-нибудь, а в добрые руки медицинских экспертов противника, так что причина смерти должна была соотноситься с легендой и не вызвать у них сомнений. Кроме того, немцы, скорее всего, тоже видели «меморандум» Годфри, так что «убиенный летчик» с охапкой секретных документов, упади он непосредственно перед зданием Рейхсканцелярии, едва ли мог вызвать доверие. Значит, обстоятельства, при которых тело могло бы попасть в поле зрения немецкой разведки, должны казаться максимально случайными. Ну и в самой Британии никто не должен хватиться пропажи. Идеальным кандидатом был бы свежий труп бродяги без родных и близких, без документов и любых регистраций, при этом призывного возраста и умерший ненасильственной смертью. Да, еще одно условие: на все про все у отдела 17М было примерно три месяца, поскольку сроки начала операции «Хаски» были уже определены, а деза должна быть усвоена противником заблаговременно, чтобы немцы не слишком обеспокоились, наблюдая концентрацию почти полумиллионной группировки союзников и сосредоточение нескольких тысяч десантных кораблей. В общем, как говорил один известный англичанин той же эпохи, «я тучка, тучка, тучка, а вовсе не медведь».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Криптовалюты. Поколение второе Криптовалюты. Поколение второе

От «цифрового золота» к полноценным деньгам

Популярная механика
Третий сон Бананана Третий сон Бананана

Жизнь после кино: легендарной «Ассе» 30 лет.

Русский репортер
Неон-киллер Неон-киллер

Евгения Крегжде поразила нас в самое сердце

Maxim
Nissan Juke Nissan Juke

Кроссовер по надежности оказался твердым хорошистом.

АвтоМир
Комсомольский комсомолец Комсомольский комсомолец

Уголок желтой прессы

Maxim
Audi A5 Sportback Audi A5 Sportback

Рецепт прежний: смешать купеобразный силуэт с практичностью пятидверки

Quattroruote
Анна Хилькевич: «То, что нам нужно, обязательно придет» Анна Хилькевич: «То, что нам нужно, обязательно придет»

Актриса Анна Хилькевич уже вышла навстречу всему хорошему

VOICE
Необходимый блокчейн: кому нужна технология распределенного реестра Необходимый блокчейн: кому нужна технология распределенного реестра

Технология блокчейн станет основным драйвером для трансформации экономики

Forbes
Правила жизни Стэна Ли Правила жизни Стэна Ли

Правила жизни создателя ключевых персонажей вселенной Marvel

Esquire
Две башни Две башни

Как делили недвижимость Виктор Рашников и братья Шалва и Александр Чигиринские

Forbes
Гид по «Американским богам»: все, что нужно знать о героях Гид по «Американским богам»: все, что нужно знать о героях

В борьбе старых и новых богов очень много игроков – объясняем, что к чему

Правила жизни
Мы говорим, но нас не слышат: что делать? Мы говорим, но нас не слышат: что делать?

Умение грамотно доносить мысли нужно не только тем, кто занят в рекламе, политике или журналистике. Часто карьера, личное счастье и здоровье зависят от того, как мы обращаемся со словами. Эксперт в области коммуникации Фрэнк Лунц объясняет, чем эффективное общение отличается от неэффективного.

Psychologies
Татьяна Виноградова-Шалевич: Жена артиста Татьяна Виноградова-Шалевич: Жена артиста

Слава не подталкивал к решению быть с ним, приняла его я сама

Караван историй
Как важ­но стать серьезным Как важ­но стать серьезным

Александр Цекало - продюсер лучших сериалов в России. И это не шутка.

Tatler
Ирина Долганова: Главная роль Ирина Долганова: Главная роль

Иногда думаю: могла ли эта роль не случиться в моей судьбе?

Караван историй
Остров невезения в океане есть... Остров невезения в океане есть...

Изгнание Наполеона и его смерть превратились в отдельный драматический сюжет

Дилетант
Скарлетт Йоханссон. По ту сторону счастья Скарлетт Йоханссон. По ту сторону счастья

Непростая личная жизнь Скарлетт Йоханссон

Караван историй
Малыш, ты меня волнуешь Малыш, ты меня волнуешь

Фигуристка Евгения Медведева — о победах и пьедесталах.

Tatler
Наука против старости Наука против старости

Десять способов остаться молодым и здоровым

Русский репортер
Песнь льда и шайбы Песнь льда и шайбы

Путеводитель по двигающемуся к нам Чемпионату мира по хоккею 2017.

Maxim
Один вечер в аду Один вечер в аду

Алексей Яблоков прогуливается по аду.

GQ
Косплей для науки Косплей для науки

Студентка МГУ разработала костюм-нейроинтерфейс для медицины и виртуальных игр

РБК
Екатерина Шульман: «Если вы разобщены, вас не существует» Екатерина Шульман: «Если вы разобщены, вас не существует»

В обществе растет явное напряжение, власти все чаще проявляют некомпетентность, а мы чувствуем бессилие и страх. Где искать ресурсы в такой ситуации? Пробуем посмотреть на социальную жизнь глазами политолога Екатерины Шульман.

Psychologies
На поле он!.. и на столе На поле он!.. и на столе

Запутанная история пирожного или торта «Наполеон»

Дилетант
Не только кино Не только кино

Какие плоды приносит французскому городку «Золотая пальмовая ветвь»

Forbes
Смартфон как причина вашего развода Смартфон как причина вашего развода

Может ли увлечение гаджетами и сетевыми сервисами привести к разрыву отношений?

CHIP
«Я адепт времени невеликой режиссуры» «Я адепт времени невеликой режиссуры»

Режиссер Борис Павлович — о том, как не преодолевать, а стирать границы

Русский репортер
MINI Countryman MINI Countryman

Теперь он стал больше похож на настоящий кроссовер

Quattroruote
Лучший город галактики Лучший город галактики

Зачем Тюмени пафос и всемирные амбиции

Русский репортер
Юлия Александрова и Жора Крыжовников: Как в кино Юлия Александрова и Жора Крыжовников: Как в кино

Интервью с актрисой Юлией Александровой и режиссером Жорой Крыжовниковым

Караван историй
Открыть в приложении