Легенды Кавказа
«Татлер» приехал в Грозный выпить чистой горной воды за успех первой модной коллекции старшей дочери Рамзана Кадырова Айшат.
«Я вас боюсь», — без тени кокетства улыбается мне Айшат Кадырова. Ей восемнадцать. Это ее первое в жизни интервью, первая съемка под софитами большого московского фотографа и первая самостоятельная коллекция, которую завтра придется предъявить миру. Выходить на подиум, кланяться, отвечать в микрофон на вопросы про вдохновение. В общем, проделывать всю ту утомительную публичную часть работы, которую иные опытные дизайнеры терпеть не могут. Даже самые светские. А Айшат — девушка совсем не светская, она хафиз, то есть помнит весь текст Корана наизусть и держала экзамен перед строгими чеченскими богословами.
Старшая дочь главы Чечни встречает меня на крыльце с букетом роз. Распахивает дверь и пропускает вперед, в волшебную сказку восточных интерьеров. Да, в мире моды говорят, что the eye has to travel, но Рамзан Кадыров и до санкций не считал нужным путешествовать в Европу. Он вообще редко покидает Чечню, разве что ради скачек в Дубае, куда от Грозного три с половиной часа лету. Проходим в столовую. Айшат в глухом черном платье с золотой каймой тихонько идет позади меня — гостя тут принимают с неведомым европейцам почтением. Она садится после того, как села я.
На стенах гостиной, щедро задрапированной бежевым шелком, не висит искусство — только семейные фотографии без рам. На одной Рамзан с мамой, на другой — его родители. Стол обильно сервирован к моему приходу. Хингалш — лепешки с тыквой и творогом. Плов, шашлык, голубцы, курица под корочкой и почему-то моцарелла — национальная кухня пока не ощутила на себе влияние ЗОЖ, за пару дней в Грозном я съела больше баранины, чем за всю свою полную ограничений жизнь. Айшат шутит, что, когда в городе открывается итальянский ресторан, он рано или поздно превращается в чеченский: «Наша кухня очень сытная, никто не хочет от нее отказываться». Из напитков — компот. Алкоголь встретился нам только в «баре с видом» на тридцать втором этаже отеля Grozny City, а еще здесь невозможно купить сигареты и негде курить. Республика вслед за @kadyrov_95 дружно качает бицепс.
Айшат не накрашена, отчего на ее юном лице еще больше выделяются красивые широкие брови. На следующий день во время съемки она попросит нашего визажиста Марину Рой, которая по привычке привезла с собой чемодан косметики, «всего по чуть-чуть». От подводки отказывается категорически. И, удовлетворенно оглядев себя в зеркале, просит добавить немного румян.
На ней черный платок Chanel, под ним второй платок — чухта, полностью скрывающий волосы. Помощница Ульзана свой платок завязала иначе, cвободнее, так что волосы видны. Это потому, что Айшат — мусульманка более строгая. «Способов повязать платок — десятки, — рассказывает она. — В нашей семье девочки надевают его в десять лет. Моя младшая сестра Табарик (сейчас ей двенадцать) очень хотела сделать это раньше. В священный месяц Рамадан сама взяла и надела. Ходит теперь довольная. Есть девушки, которые к этому подходят искренне, по велению души. А есть те, кого заставляют родители. Я сама решила. Мне отец сказал, что был бы самым счастливым человеком, если б его девочки надели хиджаб. И я надела. Для меня счастье родителей — это самое главное».
Ну а какие любящие родители не скажут того же про счастье детей? Супруга Рамзана Кадырова Медни открыла Дом моды Firdaws в 2008‑м. Firdaws значит «райский сад» — знакомое слово, у моих мамы с папой в домашней библиотеке был средневековый персидский поэт Фирдоуси, его имя переводится как «райский». Медни не раз говорила, что бренд должен достаться кому-то из дочерей. Но вот кому? Чуть больше года назад дочь Кадыровых Хадижат праздновала пятнадцатилетие. Айшат придумала сестре сюрприз: сшила четыре платья и сняла про них ролик. После того как гости посмотрели ролик, раскрылись четыре больших цветка и оттуда появились манекены с платьями. Все наперебой заговорили, что у Айшат талант. И мама с легким сердцем вручила модный бренд ей. Свою прощальную коллекцию Медни Мусаевна трогательно назвала «Для тебя», и теперь дебютным показом дочь хочет поблагодарить маму.
«Молодой руководитель», как называют Айшат ее коллеги, потихоньку, но твердо вводит изменения. Сама она любит темные тона, серый, черный («в Чечне после войны не принято было одеваться ярко, война наложила на нас отпечаток»), но в коллекции много розового, голубого и белого. Ее платья подчеркнуто похожи на национальный костюм («Я много работала с архивами, ходила в библиотеку, смотрела фотографии из альбомов мамы, бабушки»), но ткани — современные. Раньше шили из бархата, использовали серебряные нагрудники, тяжелые ремни. А у Айшат — кружево, сетка, стразы Swarovski. Среди тридцати моделей есть те, что вручную расшивают несколько месяцев. Рассказываю Айшат, что в Москве вышивальщицу не найдешь: платят копейки, молодые в профессию не идут, мастерство потихоньку умирает, а энтузиазма и средств, как у Chanel, чтобы восстанавливать кутюрные промыслы, нет. «А у нас с этим все в порядке, — пожимает плечами она. — Много желающих у нас работать».