Наталья Метелица придумывает гениальные иммерсивные выставки

Собака.ruКультура

Наталья Метелица

Текст: Ксения Гощицкая

Платье BALENCIAGA, серьги и чокер PERCOSSI PAPI (все — собственность героини), очки SAINT LAURENT («Оптика “Уголь”»)

Худрук фестиваля «Дягилев P. S.» (Ноймайер и Прельжокаж в Петербурге!) и директор Музея театрального и музыкального искусства Наталья Метелица придумывает гениальные иммерсивные выставки: то погружает в алхимические опыты Фауста, то превращает круг Дягилева в социальную сеть, а до 21 апреля приглашает исследовать влияние общественного мнения на судьбы театральных богинь начала и середины ХХ века.

Увлекательный сторителлинг — фирменный прием Метелицы: театровед по образованию умеет в лихие сюжетные повороты. И не только в музейном деле! Друг и муза римского ювелира Перкосси Папи и экс-ленинградского камнереза Зальцмана, Наталья называет драгоценностями не караты, а подарки близких людей и коллег по международным выставкам, среди которых представители модных домов Yves Saint Laurent и Nina Ricci. Каждое украшение — уже история! Такой сериал про моду мы бы посмотрели (а не этот ваш «Кристобаль Баленсиага»).

Смокинг TANYA KOTEGOVA, кольцо STEPHEN WEBSTER, гривна — копия экспоната бронзового века   из Музея национальной археологии Франции

Как римский ювелир Перкосси Папи сделал колье-трансформер с камеей легендарного ленинградского Мастера Зальцмана (его украшения носила принцесса Диана!)

Я бы не называла свои украшения коллекцией. Моя подлинная коллекция — это люди: дорогие не ценой, а ценностью предметы подарены мне друзьями и коллегами. А сама я обожаю покупать украшения в музейных магазинах, и каждая выставка нашего Музея театрального и музыкального искусства за рубежом — прекрасный повод их исследовать. Из моих любимых приобретений отмечу фантазию на тему подвесок Марии-Антуанетты из Лувра и копию гривны бронзового века из Музея национальной археологии Франции. Меня это так вдохновляет, что для выставки «Суд Париса. Рождение богини», которая сейчас идет в нашем музее, мы впервые заказали для сувенирного магазина коллекцию украшений на тему этой экспозиции. Она посвящена театральным богиням дореволюционного и сталинского времени: Марии Савиной, Вере Комиссаржевской, Алисе Коонен, Зинаиде Райх, Любови Орловой. Подобно Парису, публика вершит свой суд, превращая тот или иной женский образ в кумира. Как всегда блестяще выставку оформил художник Юрий Сучков, а помимо гравюр, фотографий, афиш и портретов сорока героинь к нам из Эрмитажа приехала картина Антона Рафаэля Менгса «Суд Париса». Так из женских архетипов мы собрали фантазийный Олимп, где обитают идолы сценического искусства. Но вернемся к украшениям: кольца, подвески, серьги с изображениями героинь выставки были мгновенно распроданы.

Чаще всего я ношу бижу. Интересно, что во французском языке в оттенке этого слова отсутствует снисходительный характер, свойственный языку русскому. Более того, есть еще и значение, близкое к понятию «драгоценность». Аристократки чаще всего носят именно бижутерию, особенно обожают клипсы, а ювелирные изделия принято доставать из сейфов разве что на совсем протокольные мероприятия. Полудрагоценные или искусственные камни, металлы, которые не обязывают — все это дает пространство для стилевых вариаций, артистизма, игры, фантазии. Мои ювелирные украшения — особенные личные истории: кольцо Stephen Webster — подарок моей дочери Зои. Еще у меня есть парюры римского ювелира Диего Перкосси Папи. Немало его заслуги в том, что фильм «Елизавета: Золотой век» получил «Оскар» за костюмы: он автор всех украшений для Кейт Бланшетт, сыгравшей главную роль. С Диего мы познакомились в 2008 году в его небольшой мастерской недалеко от Пантеона в Риме. Оказалось, что Перкосси Папи вдохновлен не только художниками круга Дягилева, но и русскими ремесленниками: в его коллекциях есть серьги с серебром и бирюзой, похожие на дореволюционные украшения поволжских зажиточных крестьянок, ожерелья из мелкого речного жемчуга и кресты с полудрагоценными камнями на византийский манер — похожие хранятся в коллекции Этнографического музея.

Коралловую диадему и браслет с полудрагоценными  камнями на предплечье по мотивам дягилевских балетов римский ювелир Диего Перкосси Папи привез на выставку «Вдохновленные Серебряным веком» в Этнографический музей

Когда мы готовили выставку театральных украшений и аксессуаров «Вдохновленные Серебряным веком» в рамках Первого фестиваля «Дягилев. Постскриптум», я подумала: а почему бы не привезти крупную ювелирную пластику Перкосси Папи? Он тогда увлекался большими формами и был благодарен мне за возможность их показать: коралловую диадему, драгоценный щит с головой Медузы Горгоны и браслеты на предплечья с россыпями камней мы демонстрировали на гипсовых торсах. В камни он влюблен беззаветно. Пока мы все это устраивали, естественно, очень подружились. Диего обожает переделывать украшения, можно сказать, он пионер sustainability в ювелирном искусстве. В Петербурге он пришел ко мне в гости, я показала ему какие-то предметы, которые лежали без дела, в том числе камею работы Петра Зальцмана. Этот удивительный ленинградский мастер-камнерез эмигрировал в 1990 году в Лондон, стал сэром и обладателем почетнейшей премии «Золотая книга Картье», его камеи носила принцесса Диана. До его отъезда мы успели сделать изящную персональную выставку «Гравюры и камеи» в Павильоне Росси в Летнем саду, после которой он подарил мне несколько своих камей. Перкосси Папи был так восхищен красной камеей Зальцмана, что придумал сделать из нее украшение-трансформер, которое можно носить как колье и как брошь. А однажды из двух дореволюционных браслетов-нашивок на театральные костюмы он собрал мне чокер дивной красоты. Все камни в нем бутафорские, а сверкают как высокая ювелирка — магия сцены!

Как Метелица привезла в Ленинград театральные эскизы и костюмы Ива Сен-Лорана

Многие фантастические встречи мне подарил именно Музей театрального и музыкального искусства. Пожалуй, все началось в 1987 году, когда Эрмитаж показал свою первую фэшн-выставку «Ив Сен-Лоран. 28 лет творчества. 1958–1986» — двести костюмов работы модельера. Она так меня воодушевила, что я попросила Бориса Борисовича Пиотровского, тогдашнего директора Эрмитажа, познакомить меня с сотрудниками модного дома — сам Сен-Лоран на выставку не приехал. Я пригласила их в наш музей и показала коллекцию костюмов Императорских театров, в том числе костюм Матильды Кшесинской, собранный вручную из 60 фрагментов для партии Герцогини в «Спящей красавице» в премьере 1890 года. Когда они это увидели, были не просто потрясены — с ними творилось что-то невероятное, настоящий шок, они практически кричали: «Ведь это же подлинный кутюр!» Они поняли, что наши театральные художники делали высокую моду, предлагая не только креатив, но и высочайшее качество отделки и мастерство кроя.

Коралловую диадему и браслет с полудрагоценными  камнями на предплечье по мотивам дягилевских балетов римский ювелир Диего Перкосси Папи привез на выставку «Вдохновленные Серебряным веком» в Этнографический музей

Команда Сен-Лорана немедленно предложила показать эти костюмы в Париже. С дизайнером Гектором Паскалем (учеником художницы по костюмам Барбары Каринской, которая работала с Сальвадором Дали, Марком Шагалом и Джорджем Баланчиным!) мы придумали проект культурного обмена: в Париж поедут наши музейные сокровища, а в Петербург — выставка «Ив Сен-Лоран и театр»: театральные эскизы модельера и костюмы, сшитые по ним. Сен-Лоран считал себя учеником Бакста, Бенуа и Сомова, но, по правде сказать, его эскизы сильно проигрывают Баксту — совершенно другая энергия. У Бакста важнее всего линия, иногда даже несовершенная: вдруг ты видишь крупные икры, странные до некрасивости, но это завораживает, потому что в эскизе заключена динамика, сам дух танца. Бакст, кстати, много сотрудничал с модой — рисовал коллекции для Поля Пуаре, а для дома «Пакен» за четыре года сделал целую серию нарядов. Он даже хотел открыть собственный модный дом, но, к сожалению, этот проект не был реализован. У Сен-Лорана же линия вялая, эстетская, статичная, но в цветовой палитре он был неожиданен: красный с оранжевым, красный с розовым, розовый с зеленым — эти сочетания стали культовыми.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Александра Власова: «Я изменила свою жизнь на 180 градусов» Александра Власова: «Я изменила свою жизнь на 180 градусов»

Я уверена, что любые отношения — это работа

Караван историй
Лучшие брокерские приложения: как они изменились за последние два года Лучшие брокерские приложения: как они изменились за последние два года

Как брокерские приложения изменились за два года и какое теперь лучшее?

Forbes
«Ия, бросай всех и выходи за меня замуж!» — говорил Ефремов Саввиной «Ия, бросай всех и выходи за меня замуж!» — говорил Ефремов Саввиной

Я не актриса и по характеру, и по воспитанию

Коллекция. Караван историй
В погоне за Бенни: лучшие фильмы Бена Аффлека В погоне за Бенни: лучшие фильмы Бена Аффлека

Собрали жемчужины из фильмографии человека-мема Бена Аффлека

Правила жизни
Зимний сад Зимний сад

Какие живые цветы будут красиво смотреться в вазе зимой

Лиза
Продюсер Леонид Бурлаков: У меня до сих пор сохранилась вера в то, что у нашего человека хороший вкус Продюсер Леонид Бурлаков: У меня до сих пор сохранилась вера в то, что у нашего человека хороший вкус

Продюсер Леонид Бурлаков — о современной российской музыке

СНОБ
Никогда не оставайся Никогда не оставайся

Мотивы и маршруты перемещения кинорежиссеров в пространстве

Weekend
До дрожи в земле До дрожи в земле

От холода порой дрожат не только люди и коты, но даже... сама земля

Наука и жизнь
«Отсутствие конфликтов — серьезный симптом»: почему не стоит бояться разногласий в отношениях «Отсутствие конфликтов — серьезный симптом»: почему не стоит бояться разногласий в отношениях

Глава из книги «Мои любимые триггеры: что делать, когда вас задевают за живое»

Psychologies
10 советов, которые помогут вернуть вашей жизни смысл 10 советов, которые помогут вернуть вашей жизни смысл

Что можно сделать, чтобы снова увидеть ценность своего существования?

Psychologies
Китай: как победить грязный уголь Китай: как победить грязный уголь

За 15 лет Китай решил проблему экологического негатива от угольной энергетики

Монокль
Жители двух европейских поселений начали выращивать просо около 1300 года до нашей эры Жители двух европейских поселений начали выращивать просо около 1300 года до нашей эры

Когда просо начали культивировать на территории современной Центральной Германии

N+1
Стареющий мозг имеет свои преимущества, наверно, это и есть мудрость Стареющий мозг имеет свои преимущества, наверно, это и есть мудрость

Изменение белого вещества может стать маркером развития болезни Альцгеймера

ТехИнсайдер
Надо поговорить Надо поговорить

Зачем же искусство small talk нужно современной занятой женщине?

VOICE
Миф глубокой заморозки Миф глубокой заморозки

Какова настоящая роль Северного морского пути в развитии Российской Арктики?

Монокль
Шлумбергеры в доме: долгая и интересная жизнь Шлумбергеры в доме: долгая и интересная жизнь

Шлумбергеры встречаются там во влажных горных лесах на высоте до 2800 м

Наука и жизнь
Идеальный дом Идеальный дом

Модная классика и экостиль: квартира с двумя террасами

SALON-Interior
Знаковая архитектура Знаковая архитектура

В России целая генерация знаковых объектов

Монокль
Как проверить серебро на подлинность и отличить его от других металлов Как проверить серебро на подлинность и отличить его от других металлов

Как же выяснить наверняка, такие уж ценные бабушкины ложки?

РБК
Одевай VS надевай Одевай VS надевай

Ошибки в речи, которые выдают в тебе безграмотного человека

Лиза
Кино на большом экране: 5 простых способов подключить телефон к телевизору Кино на большом экране: 5 простых способов подключить телефон к телевизору

Смартфон можно подключить к телевизору как через провод, так и без него

ТехИнсайдер
Тело на шотландском пляже: пугающая история шведки Анни Боржессон, гибель которой запретили расследовать Тело на шотландском пляже: пугающая история шведки Анни Боржессон, гибель которой запретили расследовать

История этой женщины могла бы стать сюжетом для скандинавского детектива

VOICE
«В церкви Божией разгласия» «В церкви Божией разгласия»

Почему и как образовались сразу две «параллельные» русские митрополии?

Дилетант
Ешь, варись, люби Ешь, варись, люби

«Рецепт любви»: гимн кухне и жизни

Weekend
Как и где обучиться на самогонщика? Как и где обучиться на самогонщика?

Хотите научиться самогоноварению, но не знаете, с чего начать?

Maxim
Британка победила депрессию, отказавшись от сна на 36 часов. Стоит ли следовать ее примеру? Британка победила депрессию, отказавшись от сна на 36 часов. Стоит ли следовать ее примеру?

47-летняя Джейми Гартон решила лечить депрессию необычным способом

Psychologies
«Сцены из супружеской жизни» — телеспектакль Ингмара Бергмана и его ремейк с Оскаром Айзеком и Джессикой Честейн «Сцены из супружеской жизни» — телеспектакль Ингмара Бергмана и его ремейк с Оскаром Айзеком и Джессикой Честейн

Психологическая драма Ингмара Бергмана и ее ремейк 2021 года

СНОБ
Закрой холодильник! Закрой холодильник!

Как перестать есть по ночам

Лиза
Формулы красоты Формулы красоты

Книга природы написана языком математики

Вокруг света
Продолжаем следить за лунной гонкой Продолжаем следить за лунной гонкой

После полувековой паузы лунная гонка вновь набирает силу

Наука и техника
Открыть в приложении