Наталья Метелица придумывает гениальные иммерсивные выставки

Собака.ruКультура

Наталья Метелица

Текст: Ксения Гощицкая

Платье BALENCIAGA, серьги и чокер PERCOSSI PAPI (все — собственность героини), очки SAINT LAURENT («Оптика “Уголь”»)

Худрук фестиваля «Дягилев P. S.» (Ноймайер и Прельжокаж в Петербурге!) и директор Музея театрального и музыкального искусства Наталья Метелица придумывает гениальные иммерсивные выставки: то погружает в алхимические опыты Фауста, то превращает круг Дягилева в социальную сеть, а до 21 апреля приглашает исследовать влияние общественного мнения на судьбы театральных богинь начала и середины ХХ века.

Увлекательный сторителлинг — фирменный прием Метелицы: театровед по образованию умеет в лихие сюжетные повороты. И не только в музейном деле! Друг и муза римского ювелира Перкосси Папи и экс-ленинградского камнереза Зальцмана, Наталья называет драгоценностями не караты, а подарки близких людей и коллег по международным выставкам, среди которых представители модных домов Yves Saint Laurent и Nina Ricci. Каждое украшение — уже история! Такой сериал про моду мы бы посмотрели (а не этот ваш «Кристобаль Баленсиага»).

Смокинг TANYA KOTEGOVA, кольцо STEPHEN WEBSTER, гривна — копия экспоната бронзового века   из Музея национальной археологии Франции

Как римский ювелир Перкосси Папи сделал колье-трансформер с камеей легендарного ленинградского Мастера Зальцмана (его украшения носила принцесса Диана!)

Я бы не называла свои украшения коллекцией. Моя подлинная коллекция — это люди: дорогие не ценой, а ценностью предметы подарены мне друзьями и коллегами. А сама я обожаю покупать украшения в музейных магазинах, и каждая выставка нашего Музея театрального и музыкального искусства за рубежом — прекрасный повод их исследовать. Из моих любимых приобретений отмечу фантазию на тему подвесок Марии-Антуанетты из Лувра и копию гривны бронзового века из Музея национальной археологии Франции. Меня это так вдохновляет, что для выставки «Суд Париса. Рождение богини», которая сейчас идет в нашем музее, мы впервые заказали для сувенирного магазина коллекцию украшений на тему этой экспозиции. Она посвящена театральным богиням дореволюционного и сталинского времени: Марии Савиной, Вере Комиссаржевской, Алисе Коонен, Зинаиде Райх, Любови Орловой. Подобно Парису, публика вершит свой суд, превращая тот или иной женский образ в кумира. Как всегда блестяще выставку оформил художник Юрий Сучков, а помимо гравюр, фотографий, афиш и портретов сорока героинь к нам из Эрмитажа приехала картина Антона Рафаэля Менгса «Суд Париса». Так из женских архетипов мы собрали фантазийный Олимп, где обитают идолы сценического искусства. Но вернемся к украшениям: кольца, подвески, серьги с изображениями героинь выставки были мгновенно распроданы.

Чаще всего я ношу бижу. Интересно, что во французском языке в оттенке этого слова отсутствует снисходительный характер, свойственный языку русскому. Более того, есть еще и значение, близкое к понятию «драгоценность». Аристократки чаще всего носят именно бижутерию, особенно обожают клипсы, а ювелирные изделия принято доставать из сейфов разве что на совсем протокольные мероприятия. Полудрагоценные или искусственные камни, металлы, которые не обязывают — все это дает пространство для стилевых вариаций, артистизма, игры, фантазии. Мои ювелирные украшения — особенные личные истории: кольцо Stephen Webster — подарок моей дочери Зои. Еще у меня есть парюры римского ювелира Диего Перкосси Папи. Немало его заслуги в том, что фильм «Елизавета: Золотой век» получил «Оскар» за костюмы: он автор всех украшений для Кейт Бланшетт, сыгравшей главную роль. С Диего мы познакомились в 2008 году в его небольшой мастерской недалеко от Пантеона в Риме. Оказалось, что Перкосси Папи вдохновлен не только художниками круга Дягилева, но и русскими ремесленниками: в его коллекциях есть серьги с серебром и бирюзой, похожие на дореволюционные украшения поволжских зажиточных крестьянок, ожерелья из мелкого речного жемчуга и кресты с полудрагоценными камнями на византийский манер — похожие хранятся в коллекции Этнографического музея.

Коралловую диадему и браслет с полудрагоценными  камнями на предплечье по мотивам дягилевских балетов римский ювелир Диего Перкосси Папи привез на выставку «Вдохновленные Серебряным веком» в Этнографический музей

Когда мы готовили выставку театральных украшений и аксессуаров «Вдохновленные Серебряным веком» в рамках Первого фестиваля «Дягилев. Постскриптум», я подумала: а почему бы не привезти крупную ювелирную пластику Перкосси Папи? Он тогда увлекался большими формами и был благодарен мне за возможность их показать: коралловую диадему, драгоценный щит с головой Медузы Горгоны и браслеты на предплечья с россыпями камней мы демонстрировали на гипсовых торсах. В камни он влюблен беззаветно. Пока мы все это устраивали, естественно, очень подружились. Диего обожает переделывать украшения, можно сказать, он пионер sustainability в ювелирном искусстве. В Петербурге он пришел ко мне в гости, я показала ему какие-то предметы, которые лежали без дела, в том числе камею работы Петра Зальцмана. Этот удивительный ленинградский мастер-камнерез эмигрировал в 1990 году в Лондон, стал сэром и обладателем почетнейшей премии «Золотая книга Картье», его камеи носила принцесса Диана. До его отъезда мы успели сделать изящную персональную выставку «Гравюры и камеи» в Павильоне Росси в Летнем саду, после которой он подарил мне несколько своих камей. Перкосси Папи был так восхищен красной камеей Зальцмана, что придумал сделать из нее украшение-трансформер, которое можно носить как колье и как брошь. А однажды из двух дореволюционных браслетов-нашивок на театральные костюмы он собрал мне чокер дивной красоты. Все камни в нем бутафорские, а сверкают как высокая ювелирка — магия сцены!

Как Метелица привезла в Ленинград театральные эскизы и костюмы Ива Сен-Лорана

Многие фантастические встречи мне подарил именно Музей театрального и музыкального искусства. Пожалуй, все началось в 1987 году, когда Эрмитаж показал свою первую фэшн-выставку «Ив Сен-Лоран. 28 лет творчества. 1958–1986» — двести костюмов работы модельера. Она так меня воодушевила, что я попросила Бориса Борисовича Пиотровского, тогдашнего директора Эрмитажа, познакомить меня с сотрудниками модного дома — сам Сен-Лоран на выставку не приехал. Я пригласила их в наш музей и показала коллекцию костюмов Императорских театров, в том числе костюм Матильды Кшесинской, собранный вручную из 60 фрагментов для партии Герцогини в «Спящей красавице» в премьере 1890 года. Когда они это увидели, были не просто потрясены — с ними творилось что-то невероятное, настоящий шок, они практически кричали: «Ведь это же подлинный кутюр!» Они поняли, что наши театральные художники делали высокую моду, предлагая не только креатив, но и высочайшее качество отделки и мастерство кроя.

Коралловую диадему и браслет с полудрагоценными  камнями на предплечье по мотивам дягилевских балетов римский ювелир Диего Перкосси Папи привез на выставку «Вдохновленные Серебряным веком» в Этнографический музей

Команда Сен-Лорана немедленно предложила показать эти костюмы в Париже. С дизайнером Гектором Паскалем (учеником художницы по костюмам Барбары Каринской, которая работала с Сальвадором Дали, Марком Шагалом и Джорджем Баланчиным!) мы придумали проект культурного обмена: в Париж поедут наши музейные сокровища, а в Петербург — выставка «Ив Сен-Лоран и театр»: театральные эскизы модельера и костюмы, сшитые по ним. Сен-Лоран считал себя учеником Бакста, Бенуа и Сомова, но, по правде сказать, его эскизы сильно проигрывают Баксту — совершенно другая энергия. У Бакста важнее всего линия, иногда даже несовершенная: вдруг ты видишь крупные икры, странные до некрасивости, но это завораживает, потому что в эскизе заключена динамика, сам дух танца. Бакст, кстати, много сотрудничал с модой — рисовал коллекции для Поля Пуаре, а для дома «Пакен» за четыре года сделал целую серию нарядов. Он даже хотел открыть собственный модный дом, но, к сожалению, этот проект не был реализован. У Сен-Лорана же линия вялая, эстетская, статичная, но в цветовой палитре он был неожиданен: красный с оранжевым, красный с розовым, розовый с зеленым — эти сочетания стали культовыми.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Смайлик Саша Смайлик Саша

СМА (спинальная мышечная атрофия) считалась неизлечимой еще несколько лет назад

Домашний Очаг
Закрой холодильник! Закрой холодильник!

Как перестать есть по ночам

Лиза
Дочь и внук Эльдара Рязанова рассказывают о его первой семье Дочь и внук Эльдара Рязанова рассказывают о его первой семье

Жизнь родителей оказалась длиннее, чем одна любовь

Караван историй
«Дом опустел, а я не заметила»: история о том, как умирала моя хрущевка «Дом опустел, а я не заметила»: история о том, как умирала моя хрущевка

Как ощущается прощание с домом? И почему дом — это не просто стены и крыша?

Psychologies
«Ренессанс политического ислама заканчивается» «Ренессанс политического ислама заканчивается»

Страны Ближнего Востока будут все больше осознавать свою субъектность

Монокль
Елена Этуш: «Владимир Абрамович, как умный человек, понимал, что всенародную славу и любовь принесли ему именно комедии Гайдая» Елена Этуш: «Владимир Абрамович, как умный человек, понимал, что всенародную славу и любовь принесли ему именно комедии Гайдая»

«Владимир Абрамович никогда не разрешал мне говорить, что он великий актер»

Караван историй
Копчик, аппендикс и эпикантус: рудименты в теле человека Копчик, аппендикс и эпикантус: рудименты в теле человека

Вы когда-нибудь задумывались, зачем человеку нужны зубы мудрости или копчик?

ТехИнсайдер
Майнд-фитнес: как оставаться умным, когда другие глупеют? Майнд-фитнес: как оставаться умным, когда другие глупеют?

Как отодвинуть старение мозга на несколько десятилетий?

Psychologies
5 причин, почему мы не говорим о насилии 5 причин, почему мы не говорим о насилии

Почему люди не обращаются за помощью, получив травму или пережив насилие?

Psychologies
Антистресс в офисе: как работодатели берегут психику своих сотрудников Антистресс в офисе: как работодатели берегут психику своих сотрудников

Как компании помогают своим сотрудникам справляться с негативными эмоциями?

Inc.
Почти на миллион тонн больше потребности Почти на миллион тонн больше потребности

В России может быть выработано до 7 млн тонн сахара

Агроинвестор
Как психотерапия может помочь в борьбе с бесплодием: разбор с примерами клиенток Как психотерапия может помочь в борьбе с бесплодием: разбор с примерами клиенток

Когда медицина не может вылечить бесплодие, женщины обращаются к психотерапии

Psychologies
«Травма свидетеля» есть почти у каждого из нас: что это и как с ней справиться «Травма свидетеля» есть почти у каждого из нас: что это и как с ней справиться

Почему «травма свидетеля» может оказаться опасной для ментального здоровья

Maxim
Burito: «Никто не может мыслить, как я» Burito: «Никто не может мыслить, как я»

Игорь Бурнышев и Оксана Устинова — почему не бывает плохой музыки

ЖАРА Magazine
Зоны платных парковок в Санкт-Петербурге: где на карте и как пользоваться Зоны платных парковок в Санкт-Петербурге: где на карте и как пользоваться

Где работают платные автомобильные парковки в Санкт-Петербурге

РБК
10 советов по уборке, которые должны знать все владельцы кошек и собак 10 советов по уборке, которые должны знать все владельцы кошек и собак

Лайфхаки, которые рассказывают о тонкостях уборки в квартире, где живут питомцы

VOICE
Тоник и тонер – не одно и то же Тоник и тонер – не одно и то же

Как мы заблуждаемся при использовании этих средств

Лиза
Пластмассовый мир проиграл Пластмассовый мир проиграл

Как советские хиппи не хотели никого победить — но все изменили

Weekend
Привет из прошлого Привет из прошлого

Зачем пишут бывшие и что им отвечать?

Лиза
Дважды великий князь Дважды великий князь

Дмитрий Шемяка — умелый полководец и дипломат, который оказался забыт

Дилетант
Принцесса-рыбка, гигантский робот и амфибия. Фильмы о дружбе между человеком и нечеловеком Принцесса-рыбка, гигантский робот и амфибия. Фильмы о дружбе между человеком и нечеловеком

Подборка трогательных фильмов об отношениях людей и нелюдей

СНОБ
7 главных китайских электромобилей: история и характеристики 7 главных китайских электромобилей: история и характеристики

На что обратить внимание при выборе китайского электромобиля

РБК
Сила любви Сила любви

Роман Костомаров и Оксана Домнина: одна из самых красивых пар российского спорта

VOICE
Иван Бевз: «Чем мы занимались, пока вы учили нас жить». Борьба за власть в обычной московской школе Иван Бевз: «Чем мы занимались, пока вы учили нас жить». Борьба за власть в обычной московской школе

Отрывок из романа Ивана Бевза о власти и её искушениях

СНОБ
Время неудач: что такое високосный год и почему с ним связано столько суеверий Время неудач: что такое високосный год и почему с ним связано столько суеверий

Откуда пошел високосный год и почему вокруг него столько предрассудков?

Forbes
Герметично и надежно: как правильно упаковать жидкость в чемодан Герметично и надежно: как правильно упаковать жидкость в чемодан

Как упаковать жидкости в путешествие максимально надежно

ТехИнсайдер
Как узнать, как вы записаны в телефоне у другого человека. 2 приложения и 3 способа Как узнать, как вы записаны в телефоне у другого человека. 2 приложения и 3 способа

Легально ли узнавать, как вы записаны в телефоне у другого человека?

Цифровой океан
Как сделать маленькую спальню больше: 12 простых лайфхаков Как сделать маленькую спальню больше: 12 простых лайфхаков

Что может сделать спальню визуально больше?

VOICE
Древовидный папоротник превратил отмирающие вайи в корни Древовидный папоротник превратил отмирающие вайи в корни

Древовидный папоротник научился получать больше азота из почвы

N+1
Продолжаем следить за лунной гонкой Продолжаем следить за лунной гонкой

После полувековой паузы лунная гонка вновь набирает силу

Наука и Техника
Открыть в приложении