«Бедные-несчастные», «Аркейн», «Карнивал Роу»: 12 фильмов и сериалов в стиле стимпанк
27 февраля состоялся онлайн-релиз одного из главных триумфаторов этого и прошлого года — фильма «Бедные-несчастные» Йоргоса Лантимоса с Эммой Стоун в главной роли. Пока лента подбирается к предстоящей оскаровской церемонии, кинокритик Елена Зархина рассказывает про этот и другие проекты, снятые в диковинном жанре стимпанк, объединившем научную фантастику, технологии и декоративно-прикладное искусство.
«Бедные-несчастные» / Poor Things (2023)
Жанр: драма, комедия, фантастика
Режиссер: Йоргос Лантимос
В ролях: Эмма Стоун, Уиллем Дефо, Марк Руффало, Рами Юссеф
Новая творческая коллаборация греческого постановщика Йоргоса Лантимоса и американки Эммы Стоун основана на одноименном романе шотландского писателя и художника Аласдера Грея. Картина в вольной форме переосмысливает такой родной для Лантимоса античный миф о скульпторе Пигмалионе, создавшем настолько идеальную скульптуру, что сам же в нее влюбился. В картине греческого постановщика сюжет переносится в домысленную викторианскую Англию. Главная героиня Белла возвращается к жизни усилиями ученого Годвина Бакстера (Уиллем Дефо). Для воскрешения Беллы Бакстер пересаживает ей мозг ее же нерожденного ребенка, и героиня с сознанием младенца оказывается в теле взрослой женщины. Но однажды творение восстает против своего творца — в компании развратного адвоката Дункана Веддерберна (Марк Руффало) героиня Стоун сбегает прочь, чтобы начать свое путешествие по странам и континентам. Новые географические открытия помогают ей познать себя, и вчерашняя ожившая кукла требует теперь не только справедливого отношения, но и равенства в правах.
Создавая причудливый стимпанк-мир «Бедных-несчастных», режиссер Йоргос Лантимос и оператор Робби Райан визуально ориентировались на «Дракулу» Фрэнсиса Форда Копполы, «Черный нарцисс» Майкла Пауэлла и Эмерика Прессбургера, «И корабль плывет» Федерико Феллини, а также на уникальный авторский стиль прославленного шведа Роя Андерссона.
«Метрополис» / Metropolis (1927)
Жанр: фантастика, триллер, драма
Режиссер: Фриц Ланг
В ролях: Альфред Абель, Густав Фрелих, Рудольф Кляйн-Рогге, Фриц Расп
Одним из первых кинематографических экспериментов в жанре стимпанк по праву считается классическая лента Фрица Ланга 1927 года. История про классовое неравенство в городе будущего Метрополисе разделила не только его жителей, но и мир кино на до и после. Картина предложила совершенно иной взгляд на визуальный ряд, оживив на экране альтернативную реальность, равной которой не было. А в основе сценария роман Теа фон Харбоу, значительно переосмысленный Лангом.
Мир Метрополиса представляет собой утопические образы верхней зоны города, в которой царит райская идиллия, и нижней зоны, жители которой без устали трудятся в паровых котельных, обеспечивающих комфорт высшей элиты. Визуально картина Ланга представляет собой сплав металла, подземельной пыли и волшебной красоты природы, недоступной бедным. В 2001 году «Метрополис» стал первым фильмом, который был внесен ЮНЕСКО в реестр программы по защите всемирного документального наследия «Память мира».
«Тайна острова Бэк-Кап» / Vynález zkázy (1958)
Жанр: мультфильм, фантастика, фэнтези
Режиссер: Карел Земан
В ролях: Лубор Токош, Арношт Навратил, Мирослав Голуб, Франтишек Шлегр
Если «Метрополис» по праву входит в негласный список лучших фильмов всех времен, черно-белая картина чешского постановщика Карела Земана практически неизвестна широкому зрителю. Сюжет основан на романе Жюля Верна «Флаг родины» 1896 года, в центре которого особый эликсир, способный погубить целый мир, окажись он в руках злодеев. За последних отвечают коварные пираты, а противостоит им добродушный профессор Том Рок.
При создании фильма было найдено уникальное для 1958 года стилистическое решение: живые съемки совмещены с перекладной анимацией. А итоговый результат стилизован под книжные гравюры конца XIX — начала XX века, использованные в оригинальных изданиях произведений Жюля Верна.