«Идеальные дни» Вима Вендерса — фильм, после которого хочется обнять весь мир
С 1 февраля в российском прокате — «Идеальные дни» немецкого классика Вима Вендерса о немолодом уборщике общественных туалетов. Кинокритик Вадим Богданов рассказывает, почему картина, добравшаяся до шорт-листа премии «Оскар», действительно так хороша (и заслуживает вашего просмотра).
Как много вокруг удивительного. Солнечный свет, пробивающийся через листву деревьев; моменты покоя в перерыве от городской суеты; шелест соседской метлы по утрам, знаменующий о приходе нового дня. Удивительно, как всю эту красоту в ежедневном потоке мы стали реже замечать и все чаще нуждаемся в дружеском напоминании: иногда нужно остановиться, открыть глаза и взглянуть по сторонам.
Удивительно, что режиссера Вима Вендерса пригласили в Японию задокументировать результаты проекта токийских публичных туалетов, спроектированных лучшими архитекторами со всего мира, а он в итоге снял один из самых пронзительных художественных фильмов 2023 года, как раз и служащий тем самым напоминанием. Удивительно, что теперь немец представляет Японию на премии «Оскар», где основной соперник «Идеальных дней» — британский фильм, снятый на немецком языке.
День Хираямы (Кодзи Якусё) начинается ранним утром с отработанных до автоматизма ритуалов. Он просыпается, убирает кровать, чистит зубы, поливает цветы, натягивает рабочий комбинезон и садится за руль своей машины. По пути на работу он всегда слушает музыку: включает одну из своих кассет и любуется, как под песни Лу Рида и Нины Симон пробуждается столица. Хираяма — чистильщик туалетов, именно тех, что были созданы специальной городской инициативой. Каждый из туалетов, которые герой вымывает тщательно и с большой любовью к своему делу, напоминает в большей мере произведения искусства: одни похожи на футуристические сферы, другие — на соты улья, третьи — вообще на уютные хижины.