Михaил Барышников
Тиара-невидимка и другие волшебные артефакты: первая коллекция высокого ювелирного искусства Posié сразу отправилась на выставку в Государственный исторический музей в Москве, где ей самое место.
Михаил Барышников стал креативным директором высокой ювелирной коллекции Posié не вдруг. экс-директор моды журналов «Собака.ru» и SNC вернулся к тому, на что учился — к искусству.
Сначала Барышников придумал концептуальный и дико эстетский бренд украшений Anima, а теперь в команде Posié и вовсе меняет правила игры на поле серьезных драгоценностей: кэнселлит каратники-тяжеловесы, выдумывает огранку алмаза, чтобы камень выглядел, как капля росы.
Человек-парадокс, автор телеграм-канала OSD, чье мнение одновременно ждут и боятся услышать, защищает классический дизайн больших ювелирных домов (выдыхаем и достаем свои браслеты-гвозди) и объясняет, почему искусственные бриллианты — не вариант для тех, кто ценит настоящее.
Как художник Барышников придумал для нового бренда Posié украшения, которые войдут в историю дизайна
Posié — серьезная заявка! Высокое ювелирное искусство — и точка. Какие амбиции у нового бренда?
Создать уникальный продукт, соединив русскую ювелирную традицию и новейшие технологии. Когда ко мне обратились представители ALROSA, то предложили: «Мы хотим возродить наследие Иеремии Позье, придворного ювелира трех российских императриц и создателя Большой императорской короны — запустить новый бренд Posié, который действительно будет новым словом в высоком ювелирном искусстве: со своим ДНК, без реставрации, историзма, цитирования или подражания культовым домам». Мне очень понравились такие вводные, потому что большинство заходов в сегмент высокой ювелирки — это копирование, называемое переосмыслением, украшений Романовых, Юсуповых или еще хуже: «дизайн» заменяют редким ценным камнем и начинают его украшать. Я предпочитаю работать со смыслами, а не с украшательством. Убирать лишнее, а не добавлять его.
Какие смыслы заложены в твоей первой коллекции для Posié?
Я размышлял: а что на самом деле является важнейшей ценностью. И понял — у нас же есть Байкал: самое глубокое озеро и крупнейший резервуар пресной воды на планете. Я позвонил генеральному директору ювелирной группы ALROSA Ирине Морозовской: «Ира, я придумал! Нам не нужны бриллианты!» Она заметила: «Меня пугает это заявление, но рассказывай!» И я предложил сделать кольцо, где центральным элементом будет капсула с каплей воды из Байкала. Ирина ответила: «Хорошо, я как раз на Байкале, сейчас все сделаю».
Чтооо?
Да, ты представляешь, она в этот момент реально была на Байкале, снарядила каких-то мужиков, которые с насосами забрали воду с глубины на середине озера, а потом ее привезла. Мы заключили каплю в капсулу из белого золота — получилось кольцо «Живая вода»: по сути у тебя на пальце золотая фляга в обрамлении двух крупных бриллиантов.
Как получилось, что ты — экс-стилист и редактор моды — вдруг стал креативным директором Posié?
Это получилось не вдруг. Забавно, меня даже упрекали: еще один журналист решил стать дизайнером! А я учился сначала в художественной студии, потом в художественной школе, потом закончил два вуза —московское отделение СПбГУ и РГГУ, где выбрал самый старый художественно-графический факультет Москвы. То есть я художник, который случайно стал журналистом. Лет пятнадцать тому назад я все-таки закончил с глянцем, уехал во Флоренцию учиться на парфюмера, вернулся и слонялся, пока Ксения Собчак, тогда главред журнала SNC, не сказала мне: «Барышников, ты заколебал, иди уже работать — Яна Расковалова открывает ювелирный бренд». Так я стал арт-директором Yana, а через пару лет с партнером Евгением Плитом создал ювелирную марку концептуальных украшений Anima. Я рисовал коллекции еще нескольким брендам, но не афиширую свое участие под NDA. Сейчас у меня в работе только Posié — это слишком большой и сложный проект, которым я занимаюсь уже три года.
Насколько сложно работать с холдингом такого масштаба?
Если честно, я сам до сих пор в шоке от того, что крупнейшая алмазодобывающая компания не просто пригласила меня креативным директором высокоювелирной коллекции, но и дала полный карт-бланш. Мы начали с выбора драгоценных камней. Я уточнил, какие можно использовать. Мне ответили: «Любые». Можешь себе представить, что со мной было? Ребенок в конфетной лавке не испытал бы сотой доли моего восторга. Но я походил, подумал и предложил отказаться от крупной каратности, серьезных цветных бриллиантов и вообще от всего, что представляют при словах «высокое ювелирное искусство». В первой коллекции «Волшебные сказки» нет ни одного камня крупнее восьми карат, а мы понимаем, что у некоторых наших подруг повседневные кольца большего карратажа. Ведь все ждут, что, имея такие мощности, ты возьмешь самый жир, можно даже без дизайна, просто оформишь в изделия очень дорогие камни. Мне кажется, это без яиц. Слабо! И я предложил сделать коллекцию вообще не похожей на всё, что существует в этом сегменте. Представь, приходит странный чувак и говорит: «Хочу, чтобы бриллиант не блестел и был круглым. А еще мы будем использовать только небольшую каратность». Но в Posié захотели, чтобы было круто и необычно — и в меня поверили. Я за это бесконечно благодарен.