Иван Янковский: Молодой король, становись другим
Такого Янковского вы еще не видели! Продолжатель актерской династии Иван Филиппович сыграл роль-прорыв — одного из лучших гроссмейстеров в истории Анатолия Карпова. Фильм «Чемпион мира» — о принципиальном поединке Карпова и Виктора Корчного. Первый — надежда Советов, второй — политэмигрант. Бывшие ленинградские приятели сражаются в филиппинском городе Багио: и за титул главного шахматиста планеты, и за ее идеологические полюса. «Собака.ru» записала все ходы молодого Янковского — как он выбрался из «Топей» Глуховского, нашел за шахматной доской жену и поставил шах и мат тем, кто сравнивает его с дедушкой.
Чтобы выиграть, нужно победить себя
Это самый сложный фильм, который мне довелось делать когда-либо в жизни — было все от разочарования в профессии до нервного срыва. В картину я влетел всего за две недели до съемок — параллельно снимался в сериале «Топи» Владимира Мирзоева, где играл ракового больного. Смешивать две роли так бы никогда не стал, но здесь пришлось: надо было срочно учить, играть, разбираться в партиях, узнавать, что такое эндшпиль, защита Алехина, открытый и закрытый варианты «испанки». Все партии, которые я на экране разыгрываю с Хабенским, — настоящие, мы с ним разучивали их на память и играли одним дублем. В общем, в это же время я мотался на съемки «Топей» в Белоруссию, людей начал валить ковид, был первый локдаун. Повсюду полыхало, а меня еще и на эту войну утвердили: не с танками и пистолетами, а на шахматной доске. В «Чемпионе мира» мы следим за судьбой двух бойцов, людей в тяжелых обстоятельствах — каждого в своих. Анатолий Карпов зациклен на том, что его считают «бумажным» чемпионом — он получил звание, не доказав его в игре (действующий чемпион Бобби Фишер отказался от поединка, и титул перешел к Карпову. — Прим. ред.). Весь Советский Союз ждет победы, на Карпова давит партия, у него заболевает отец, рушится брак, а принципиальный соперник Виктор Корчной (Константин Хабенский. — Прим. ред.) — его бывший товарищ. Правильно режиссер Алексей Сидоров выстроил драматургию сценария: Карпов и Корчной — оба люди противоречивые, но вам не навязывают готовое решение, не заставляют выбрать одну сторону и болеть только за нее. Глобально «Чемпион мира» вот о чем: чтобы выиграть, человек должен победить прежде всего себя. Когда цель — победа несмотря ни на что, семья отходит на второй план, и это неверные приоритеты. Когда выстраиваешь их правильно, и чемпионом мира оказываешься, и дом не теряешь. Надо отказаться от эгоизма, обрести себя, тогда выйдешь победителем.
Режиссер Алексей Сидоров прямо-таки в боевые условия меня окунул — нужно было быть в постоянном фокусе, нервном напряжении, в битве с самим собой, обстоятельствами, надеждами людей. Внутри у тебя ураган эмоций, но ты должен оставаться непробиваемым: проиграл или выиграл — не показываешь ничего. Неудивительно, что, не выдержав давления, Карпов в какой-то момент кричит на жену: «Неужели ты не понимаешь, я не могу тратить на тебя нервную энергию?!» За броней у гениального шахматиста — непрерывная изматывающая работа разума, которая лишает сна и сводит с ума.
Помню, как сам постоянно прокручивал в голове ходы и реально был просто опустошен. Потом заболел ковидом и не мог вспомнить даже адрес своего дома, а нужно было воспроизводить наизусть многоходовые партии. Работа над ролью наложилась на болезнь, и я вообще закрылся: был высосан морально и физически, меня полностью забрало в мир шестидесяти четырех клеток.
Роль Карпова — это вызов, который я искал
Самое главное, что я понял про легендарного гроссмейстера — он любил сам процесс игры. Ему надо было все время играть: в «дурака», в бильярд, в шарики — неважно. И эта его любовь резонирует со мной больше всего. Момент, когда ты можешь отключиться от всего вокруг себя и поиграть — это очень детская штука, она идет из времени, когда ты еще возился в песочнице с машинками.