Театр свободы и сновидений
Константин Богомолов – успешный человек. То, к чему другие идут десятилетиями, у него получается само собой. Будто по мановению волшебной палочки. Он единственный из режиссеров-новаторов собирает полные залы в самых больших столичных театрах – МХТ, «Ленкоме», то есть он коммерчески успешный постановщик. При этом декларирует, что ему все равно, кто сидит в зале, уйдут зрители или нет и что они при этом подумают. Например, Олега Табакова заставил половину своего бенефиса промолчать под титры на видеоэкране («Юбилей ювелира»). Диву былых времен Ирину Мирошниченко поместил в такую адову смесь абсурда, пародии и черного юмора («Мушкетеры»), что смотреть на ее Королеву в объятиях Джастина Бибера было и весело, и страшно. Актриса, говорят, буквально рыдала на репетициях, что у нее не получается. Поэтому была готова беспрекословно слушаться постановщика и существовать в ошеломляющем темпе его спектаклей. В том числе потому, что знала: впереди – успех, овации, восторг. За это актер все отдаст.
Как известно, Богомолов, филолог по первому образованию, сам пишет тексты своих спектаклей, он блестящий литератор, в чем-то продолжающий линию Владимира Сорокина (неслучайно так его любит и блистательно поставил в Польше его «Лед»). Эти тексты, как и его спектакли, безжалостно сокрушают основы старого театра – и жизнь человеческого духа с вольтовой дугой, и «чем будем удивлять», и «петельку-крючочек» – и предлагают некий поток сновидений, фантазий и пародий, основанный на десакрализации самых священных понятий и совершенно новых принципах актерского существования. Например, ничего более замечательного в области развенчания образа смерти, чем неподражаемые Ангел Смерти – Сергей Чонишвили и гробовщик дядюшка Мудло – Роза Хайруллина, не доводилось видеть. Подозреваю, что многих хулителей Богомолова (а они, конечно, есть, говорят, что какие-то преподаватели театральных вузов даже снижают отметки за приятие его спектаклей) отпугивает как раз это посягательство на основы основ, на то, чему была отдана вся жизнь. И именно это обстоятельство мешает им расслабиться