Дневник / Арт
«Мои картины умнее меня»
Середина осени пройдет под знаком больших имен - от гениев Ренессанса из пинакотеки Ватикана до современного мэтра Герхарда Рихтера.
Видео, где он работает над своими знаменитыми (и весьма дорогими) абстракциями, завораживает: спокойно и педантично немец покрывает огромный холст ровными слоями краски разных цветов, а потом берет что-то наподобие огромного шпателя в размер холста, проводит им по свежевыкрашенной поверхности, смазывает ее, обнажая сокрытое и создавая непредсказуемые переходы. «Мои картины умнее меня» – эту цитату, вынесенную в начале девяностых в название документального фильма о художнике, пожалуй, можно считать его творческим кредо.
Герхард Рихтер – одна из безусловных и всеми признанных звезд современного искусства. Последний всплеск, нет, не восторга, скорее уважительного преклонения случился четыре года назад, когда в честь восьмидесятилетия мастера его большую ретроспективу показали друг за другом лондонская Тейт, парижский Помпиду и берлинская Новая национальная галерея, а выставки поменьше прошли по всему миру. До Москвы эхо докатилось лишь сейчас, зато экспозиция в Еврейском музее, придуманная британским куратором Полом Мурхаусом, построена вокруг одной из недавних и наиболее мощных его работ. Инсталляция «Биркенау» – это четыре крупноформатных абстрактных холста, написанных в 2014 году под впечатлением от фотографий, которые были сделаны узником концлагеря в 1944-м, в окружении снимков-прототипов и их отдельных фрагментов. На выставке (она продлится с 9 ноября до 5 февраля) будут и другие работы Рихтера, по большей части беспредметные, от ранних образцов 1970-х до совсем новой серии этого года, но «Биркенау» – не только смысловой центр, но и квинтэссенция приемов и принципов художника. Это новый виток в его осознании темы нацизма и живописной интерпретации готовых образов. В начале пути, в 1965 году, Рихтер по фотографиям писал портреты своего дяди в форме вермахта и его сестры, страдавшей шизофренией и убитой ради чистоты нации, а также психиатра Вернера Хайде, проводившего опыты на заключенных (на его сайте все три размещены в разделе «Смерть»). Новые холсты, где сквозь нейтральный серый пробиваются алые всполохи, говорят об этом даже острее, чем портреты. И в то же время, может статься, абстракция – самый бережный способ прикасаться к больным местам.