Карта сообществ
Антон Сазонов: «Можно просто сесть на велосипед и поехать продвигать идею»
Антон Сазонов отправился в велоэкспедицию из Уфы в Лиссабон, чтобы привезти детям из разных стран письма российских школьников. Проект «Дети мира» получил президентский грант и стал 11-м в рейтинге из девяти тысяч заявок. Уфимский велопутешественник рассказал «РР», о чем пишут друг другу дети от Индонезии до Португалии и как встречают в разных странах нового почтальона Печкина.
Вы выиграли на велопробег президентский грант. В чем идея?
Я давно увлекаюсь путешествиями, около 60 стран объехал. И в прошлом году мне пришла в голову мысль, что путешествовать надо со смыслом. Решил, что я буду современным почтальоном Печкиным: возьму письма российских школьников, попрошу их написать о своих городах, о дружбе, об открытости — и на велосипеде повезу эти записки школьникам из других стран.
К кому вы с этой идеей пришли?
Ни к кому не пришел! Сначала я решил самостоятельно организовать тестовый велопробег из Уфы в Юго-Восточную Азию. За пять месяцев доехал до острова Бали в Индонезии — полностью за свой счет. Я понял, что путешествовать на велосипеде на дальние расстояния вполне реально, создал некоммерческую организацию, которая занимается развитием туристических, краеведческих и экологических проектов планеты. Подал заявку на президентский грант, и она оказалась 11-й в рейтинге из девяти тысяч проектов. Я получил 1 миллион 340 тысяч, но узнал о своей победе всего за десять дней до старта, когда у меня уже и билет на самолет был куплен, и виза была готова, и страховка… Так что почти месяц я путешествовал на свои деньги.
В каких школах вы уже побывали?
В Самаре и Саратове я встречался со школьниками, попросил их написать письма. Потом начались летние каникулы, поэтому в Венгрии, в Будапеште, я застал только учителей, которые преподают русский как иностранный. В Австрии, в городе Инсбруке, я передал в школу папку писем из Ижевска. И все вокруг говорят: «Nice idea, мы поддержим».
Почему вы поехали тогда, когда дети на каникулах?
Во-первых, путь неблизкий. Я еду до Лиссабона, поджимает зима. Во-вторых, львиная доля пути, одна треть, — это Россия и Украина. Да, дети на каникулах, но база писем уже есть — почти 400 штук из 20 российских школ: из Уфы, из Туймазы, Ижевска, Самары, Саратова. Мне даже приходилось отказывать, ведь все письма едут со мной в большой сумке — ни одно не летит самолетом, все по-честному.
О чем пишут дети?
В основном рассказывают о своем городе, о своей семье, о том, какие постеры у них висят в комнатах, о народных танцах, многие описывают зиму… Все письма, конечно, мы читаем. Детей много, 90–95% серьезно относятся, но всегда находится несколько шутников, которые пишут про Путина, Трампа и водку. Мы такие письма решили пока отсеивать.
Есть еще какие-то критерии отбора писем?
У нас в школах много внимания уделяется Великой Отечественной войне, для нас это правильно и привычно. И это у детей в голове откладывается, так что во многих письмах тема войны отражена. Кто-то вечный огонь рисует, кто-то — солдат и военную форму. Такие письма пока отложили в сторону, чтобы не возникало неловких ситуаций. Хочется, чтобы больше было про мир, чем про войну.
После того как вы съездили из Уфы на Бали, о чем российские дети прочли в ответных письмах?
О том, что, например, в Пакистане до сих пор раздельное обучение. В небольшой части школ, где учатся и мальчики, и девочки, столовой пользуются по очереди. Когда я был в пакистанской школе в городе Лахор, то попросил показать библиотеку. Мне было приятно увидеть классику русской литературы: там есть книги Толстого, Достоевского — на английском языке. Могу точно сказать, своими глазами видел: пакистанские школьники читают русскую литературу на английском, это круто! В Индии классы по 40–45 человек. В Мьянме школьная форма интересная: белый верх, зеленый низ — длинная юбка до щиколоток, и у мальчиков, и у девочек. Страны были все южные, и школы похожи на советские пионерские лагеря: тонкие стены, большая территория на улице, окон где-то просто нет. Звонок прозвенел — дети из класса не в школьный коридор выходят, а на улицу.
Как дети реагировали на письма русских школьников?
Они их берут в руки и с таким интересом изучают. Представьте, приехал какой-то чувак из России на велосипеде, привез письма, написанные на русском и на английском от руки. 13 стран — 13 школ. Я бы хотел, чтобы по моему пути больше людей следовало с такой миссией! Но погуглил и не нашел, чтобы кто-то делал подобное.
О том, как учатся дети в других странах, можно ведь не только из писем, но и просто из интернета узнать.
Конечно. Поэтому мне надо, чтобы школы между собой установили долгий контакт, переписывались, делали совместные проекты. Это кропотливая медленная работа — находить школы, налаживать связь, добиваться доверия. Например, о школах Пакистана, Индии, Бангладеш очень сложно найти какую-то информацию заранее; в прошлом году я как снег на голову им падал и считал первую поездку тестовой. Но я знаю, что гимназия-интернат в Уфе теперь общается с одной из школ Таджикистана, многие школы отправили ответные письма нашим детям не через меня, а по почте. Я бы хотел, чтобы проект работал серьезно и долго, это не «вжих — проехал и всех подружил». Так что в этом году уже заручился поддержкой ЮНЕСКО. Еще мне помогают организовать встречи со школами русские люди, которые иммигрировали в Европу.
Что вам дает поддержка ЮНЕСКО?
Статус. У меня есть контакты всех национальных координаторов ассоциированных школ ЮНЕСКО. Еще меня, например, на Украину не пустили бы без письма ЮНЕСКО. На границе меня хотели впустить в страну только на три дня. Но 1200 километров на велосипеде за три дня — это невозможно!
Сколько километров в день вы проезжаете?
Если хорошая местность, то 100 километров в день. Сейчас по Альпам еду — 60–80 километров успеваю проехать. Можно и больше, но ключ к успеху — это распределение нагрузки. В крупных городах ночую в гостиницах, хостелах. Там я отсыпаюсь, пишу посты для социальных сетей, ловлю связь с миром. А между городами, на перегонах, преимущественно сплю в палатке.
Что пишут люди, которые следят за вашим путешествием?
Много километров день за днем ехать на велике не столько физически, сколько психологически трудно. Монотонная физическая работа по семь-восемь часов в день напрягает. А когда видишь, что тебя поддерживают, что появляются люди, которые даже присоединятся к тебе на каком-то отрезке маршрута, — как будто бензин в бак наливается. Первые 500 километров из Уфы до Самары нас ехало пять человек: я, двое друзей и два журналиста из уфимской телекомпании, тоже на велосипедах — это мое жесткое условие было. В Барселоне ко мне присоединятся две семьи.
Для чего лично вам этот опыт?
Мне 42 года, и я пришел к выводу, что мир настолько многообразен — везде жизнь! Меня вдохновляет это путешествие, оно меня с людьми связывает. Впереди пенсия, жизнь конечна, но пока мне хочется использовать свой максимум. Если бы не получил грант, я все равно поехал бы на свои деньги. Дети видят во мне живой пример того, как можно просто сесть на велосипед и отправиться продвигать свою идею. Сотни детей, с которыми я встречаюсь, вырастут, десять из них заинтересуются путешествиями, а из этих десяти найдутся два-три человека, которые поедут по миру после меня.
«Русский репортер» вместе с Агентством социальной информации следит за жизнью прогрессивных сообществ и делится новостями некоммерческих организаций.В этом номере мы рассказываем о спортивных благотворительных акциях.
«К нам на турнир пришли очень разные команды: “старички” с предыдущего турнира, которые поняли свои ошибки; ребята, которые никогда не пинали мяч, но усердно пинают проблемы; и профессиональные игроки. На полях проходят усердные тренировки, а сборы растут каждый день». Мария Щемелинина, организатор турнира и p2p-менеджер фонда «Нужна помощь»
В конце сентября на тренировочных полях футбольного клуба «Торпедо» пройдет финальная встреча команд-участниц благотворительного турнира «Меняй игру». Проект запустили футболист Сергей Игнашевич и фонд «Нужна помощь». С июля команды, состоящие из профессиональных футболистов и любителей, играют товарищеские матчи и собирают деньги для различных благотворительных проектов. Команды с наиболее успешными сборами сойдутся на турнире 22 сентября.
В Москве прошел забег в поддержку тяжелобольных детей
Благотворительная акция «Забег во благо — 2019» состоялась в рамках московского международного форума «Город образования» при поддержке проекта «УчимЗнаем», благотворительного центра «Верю в чудо». Благотворительный центр «Верю в чудо» уже более 11 лет помогает детям Калининграда и области, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Проект «УчимЗнаем» нацелен на создание образовательной среды для тяжело болеющих детей, находящихся на длительном лечении более чем в 30 крупнейших детских больницах по всей стране.
21 111 такую сумму в рублях собрали на благотворительном сайкл-марафоне, организованном екатеринбургским фондом «Дети России» и сетью фитнесклубов Drive Fitness. В программе акции были пять заездов на сайкле с ведущими инструкторами Drive Fitness, детские тренировки на беговелах, развлечения и подарки. Вступительный взнос за участие составлял от 200 рублей, длительность каждого заезда — 20 минут. Собранные средства пошли на покупку оборудования для Центра детской онкологии и гематологии ОДКБ № 1 Екатеринбурга.
В Тюмени устроили соревнования по роллерспорту для особенных детей
Благотворительное общественное движение Тюменской области «Подари ребенку праздник» провело вторые «Старты мечты» по роллер-спорту для детей с особенностями здоровья. На ролики встали 30 ребят с ДЦП, аутизмом, синдромом Дауна, нарушениями слуха и зрения, аутоиммунными заболеваниями. Также для участников соревнований были организованы интерактивные площадки, фотозона и выступления профессиональных спортсменов: Тимофея Люлякова, призера по агрессивным роликам, и Дениса Галюка, призера соревнований по скейтборду.
Фотографии: из личного архива Антона Сазонова; Игорь Крохалевский/asi.org.ru
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl