Давида Смелянского можно назвать первым отечественным театральным продюсером

Русский репортерРепортаж

Давид Смелянский: «Мюзикл предполагает зрелищность»

Олеся Остапчук

Давида Смелянского можно назвать первым отечественным театральным продюсером. Еще в СССР он инициировал спектакли и фестивали и выступал организатором зарубежных гастролей — среди его заслуг, в частности, первые выступления в США Аркадия Райкина. Сегодня Давид Смелянский по-прежнему стоит у руля созданного им Российского театрального агентства, возглавляет фестивали «Балтийские сезоны» и Crescendo, преподает в ГИТИСе и является генеральным продюсером театра Et Cetera и Московского театра мюзикла. «Русский репортер» поговорил с ним о современном зрителе, экспериментах в театре и сотрудничестве с канадским театром-цирком «7 пальцев».

В постановках Театра мюзикла много спецэффектов. Не теряет ли драматургия что-то важное с их появлением?

Вы знаете, жанр мюзикла предполагает зрелищность, хотя вопрос, конечно, справедливый. При постановке спектакля «Борис Годунов» театра Et Cetera мне довелось работать с немецким театральным режиссером Петером Штайном. Спектакль идет сразу на трех сценах, и необходимо в один момент переключить внимание зрителя с одной площадки на другую — это достигается при помощи сложно выставленного света и современной сценической машинерии (комплекс театральных механизмов, обеспечивающих смену декораций на сцене. — «РР»). В процессе постановки я спросил у Петера, не кажется ли ему, что все эти высокие технологии, которые пришли в театр, отвлекают от смыслов, заложенных автором в произведение. Он ответил, что таковы теперь зрительские ожидания. Мы должны разговаривать с современным зрителем на понятном ему языке.

Но зрелищно и эффектно — не значит упрощенно. Хорошим режиссерам новые технологии помогают донести мысль, а плохим — замаскировать ее отсутствие.

Как вам удается сохранить консервативные взгляды и в то же время отвечать требованиям эпохи?

Как человек немолодой я вам скажу — нафталин всегда протестует против нового. В нынешнее время — не только в России — существует драматургия, при которой можно материться на сцене, позволять себе скабрезности. Это меня огорчает. Как известно, дети и животные всегда имеют на сцене успех. Я все же против превращения в детей и животных.

Три года назад в Театре мюзикла совместно с канадским коллективом «7 пальцев» вы сделали спектакль «Принцесса цирка». А в январе этого года устроили у себя на площадке мировую премьеру спектакля этой труппы. Как началось ваше сотрудничество?

Я был директором «Росгосцирка», и мы готовились к проведению мирового фестиваля циркового искусства. Одна моя коллега предложила включить в программу фестиваля канадский театр-цирк «7 пальцев». Пригласить их тогда не удалось, но название я запомнил. В 2009-м я позвал «7 пальцев» уже на Театральный фестиваль имени Чехова в Москве. Они привезли спектакль «Жизнь». Позже, будучи генеральным продюсером Театра мюзикла, я рассказал об этом коллективе Михаилу Швыдкому, художественному руководителю театра, и мы решили пригласить «7 пальцев» выступить на нашей сцене. Они приезжали к нам дважды — со спектаклями «Следы» и «Кухня». Уже тогда мы загорелись идеей поставить что-нибудь вместе с ними — настолько органично смотрелся этот цирк на театральной сцене. И когда на горизонте появилась «Принцесса цирка», то вопроса, с кем ставить этот спектакль, просто не стояло.

Вы позиционируете «Принцессу цирка» как «мюзикл нового поколения» только потому, что вы взяли классическую оперетту Кальмана и добавили в нее настоящий цирк?

Нет, не только. Во-первых, там переработан музыкальный материал — сделана новая аранжировка. Во-вторых, мы переписали пьесу и даже добавили новых персонажей. И да, все это наполнили цирком — таких спектаклей в России не было. Дочь Имре Кальмана, которая приехала к нам на премьеру, сказала, что это была мечта ее отца — сделать спектакль в такой форме, в которой придумали его мы.

Значит, этот спектакль в Театре мюзикла — наиболее новаторский?

Боюсь показаться нескромным, но у нас есть три спектакля, в которых я отвечаю за новаторство формы. Это «Принцесса цирка», «Преступление и наказание» и «Реверс». В «Преступлении и наказании», например, помимо сложнейшего музыкального материала, где есть и рок, и фолк, и романс, и симфонизм, впервые на театральной сцене используются высокие мультимедийные технологии. Это такой видеомэппинг с девяти проекторов на движущиеся на сцене декорации. А «Реверс» вообще можно назвать театральной революцией — спектакль, сделанный на стыке жанров, где сложная акробатика сочетается с концептуальной хореографией.

Что планируете поставить в следующем сезоне?

Сейчас мы работаем над пьесой о конкурсах на российском телевидении, где ломаются человеческие судьбы и создаются мнимые звезды. Это будет мюзикл-рассуждение на тему влияния телевидения на развитие общества. Ставить его будем опять вместе с театром-цирком «7 пальцев».

Фотография: из архива пресс-службы

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Февральская православная революция Февральская православная революция

620-тысячную страну-курорт заливает волна народных протестов

Русский репортер
От Рахманинова до рок-группы на ВДНХ: Артемий Артемьев о пути в музыку, учебе у Лукаса и сохранении наследия отца От Рахманинова до рок-группы на ВДНХ: Артемий Артемьев о пути в музыку, учебе у Лукаса и сохранении наследия отца

Сын Эдуарда Артемьева — о влиянии отца и продолжении музыкальной династии

СНОБ
«ESG — это про партнерство, а не про конкуренцию» «ESG — это про партнерство, а не про конкуренцию»

Что думают визионеры о влиянии ESG на мир

РБК
Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов

Эдуард Ратников и его путь от стадионных шоу до мюзиклов

Правила жизни
Годовые кольца: 1963 Годовые кольца: 1963

«Игра в классики» и независимая Кения: что происходило в мире в 1963 году

Вокруг света
Купите это немедленно! Купите это немедленно!

Как нас заставляют приобретать ненужные вещи в «черную пятницу»?

Лиза
8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой 8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой

Самые запоминающиеся роли Любови Аксеновой

Maxim
Как перестать заслуживать и выпрашивать любовь и избавиться от постоянного чувства голода по ней Как перестать заслуживать и выпрашивать любовь и избавиться от постоянного чувства голода по ней

Как удовлетворить свою потребность в любви?

VOICE
Экономика падения Берлинской стены Экономика падения Берлинской стены

Поспешная интеграция Восточной Германии в Западную обошлась очень дорого

Монокль
8 самых красивых японских внедорожников в истории 8 самых красивых японских внедорожников в истории

Невероятные японские внедорожники, не получившие должного внимания

4x4 Club
И твоя мама тоже И твоя мама тоже

«Все совпадения неслучайны»: первый сериал Альфонсо Куарона

Weekend
Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России

Почему в современном мире женщинам не нужно выбирать между семьей и карьерой

Inc.
«Скелеты в шкафу: Как наша тайная жизнь управляет явной» «Скелеты в шкафу: Как наша тайная жизнь управляет явной»

В какой момент младенцы начинают хранить тайны лучше шимпанзе

N+1
«Конклав»: политический триллер о выборах Папы Римского и интригах в Ватикане «Конклав»: политический триллер о выборах Папы Римского и интригах в Ватикане

Чем впечатляет и разочаровывает «Конклав» Эдварда Бергера?

Forbes
Тимур и его столица Тимур и его столица

Как Тимур стал эффективным сити-менеджером

Вокруг света
Игорь Цвирко и Кристина Кретова: «Стекла в пуантах – это глупость» Игорь Цвирко и Кристина Кретова: «Стекла в пуантах – это глупость»

Солистка Большого Кристина Кретова и премьер Игорь Цвирко ведут друг друга

VOICE
Секунда в секунду: почему японские поезда никогда не опаздывают и как им это удается Секунда в секунду: почему японские поезда никогда не опаздывают и как им это удается

В чем кроется секрет пунктуальности японских поездов?

ТехИнсайдер
Новые русские ремесленники Новые русские ремесленники

Как делают свои прекрасные вещи настоящие ремесленники

Монокль
Я возвращаю ваш портрет Я возвращаю ваш портрет

Знакомство с профайлерами — специалистами, которые помогают ловить преступников

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Сказка о нарезанном времени: 4 урока тайм-менеджмента от моей бабушки Сказка о нарезанном времени: 4 урока тайм-менеджмента от моей бабушки

Вы часто сетуете, что в сутках всего 24 часа? Хронически ничего не успеваете?

Psychologies
Основательный подход Основательный подход

Sirena 48 Hybrid — первая модель с гибридной моторной установкой верфи Sirena

Y Magazine
Путешествие Ленга в Томбукту Путешествие Ленга в Томбукту

Шотландец, француз и полумифический мусульманский город

Знание – сила
15 признаков абьюзивных отношений 15 признаков абьюзивных отношений

Каковы же признаки абьюза? Давайте еще раз перечислим самые яркие

Psychologies
Песни у костра в мегаполисе: как урбанистка создала бизнес на антистресс-хорах Песни у костра в мегаполисе: как урбанистка создала бизнес на антистресс-хорах

Как урбанистке Юлии Штокало пришла идея проводить классы по хоровому пению

Forbes
Полный метр Полный метр

Уютно обустраиваем зоны для работы, отдыха и бьюти-экспериментов

VOICE
Дело молодое Дело молодое

Как перестать участвовать в офисной драме поколений и начать работать

VOICE
Ангелина Вовк: «Мечтала идти по стопам отца, летать на самолетах, а судьба привела на телевидение» Ангелина Вовк: «Мечтала идти по стопам отца, летать на самолетах, а судьба привела на телевидение»

Жизнь советской телеведущей — это не слава, не гламур

Коллекция. Караван историй
У кредитов бизнесу отказали тормоза У кредитов бизнесу отказали тормоза

Высокая ставка не останавливает корпоративное кредитование

Монокль
От Винни-Пуха до биткоина От Винни-Пуха до биткоина

9 вещей, которые запрещены в Китае

Лиза
«Конец Мегафауны: Увлекательная жизнь и загадочная гибель мамонтов, саблезубых тигров и гигантских ленивцев» «Конец Мегафауны: Увлекательная жизнь и загадочная гибель мамонтов, саблезубых тигров и гигантских ленивцев»

Как наших предков заподозрили в истреблении мегафауны

N+1
Открыть в приложении