Театр
Театр начинается с Маруси
«Вы читали программку? Нет? Между прочим, в программку вложен труд людей. Поэтому сейчас пусть все прочитают программку. На это уйдет ровно одна минута, мы засекали», — строгая девушка в белой рубашке и черном костюме хочет, чтобы зрители непременно узнали, кто такие Ваня, Саша, Женя и она, Маруся. Именно про это написано в программке. Маруся Сокольникова — PR-менеджер танцевальной компании «Диалог Данс» и арт-площадки «Станция». Маруся номинирована на «Золотую Маску». Не как пиарщик, пиарщикам «Масок» не дают, — как актриса. В номинации «Женская роль / Балет и современный танец». Последние семь лет Маруся пишет пресс-релизы, придумывая в случае необходимости фразы от автора, ищет деньги на привоз спектакля из Костромы в Москву, улыбается зрителям перед спектаклем («Ведь как им играть перед теми, у кого уже плохое настроение?»), вспоминает, как «Диалог Данс» получили свою «Золотую маску» («А она на самом деле из пластика, но зрителям нравится ее разглядывать!»), мечтает, чтобы зрители не спрашивали, почему в буфете нет коньяка, и на сто процентов знает, почему мы должны увидеть спектакль… А теперь Маруся еще и выходит на сцену в моноспектакле-перформансе и все это рассказывает нам.
Рассказывает о Ване и Жене — создателях компании «Диалог Данс» Евгении Кулагине и Иване Евстигнееве, признается, как боится зрителей и как хочет, чтобы они почувствовали этот ее страх. И — танцует. Со стульями и без, рисует телом слово «Маруся» и бесконечно иронизирует над собой и театром. Которым, в сущности, сама и является. Потому что без Маруси Сокольниковой, внешне бесконечно далекой от облика балерины (на своей страничке в ФБ Маруся в день спектакля выкладывает картинку с собой и балериной, подписанную «ожидание и реальность), весь этот театр был бы невозможен.
В конце спектакля Маруся выходит в красном платье с не срезанной биркой: Маруся не успевает носить платья. В ту же минуту я подскакиваю и аплодирую уже стоя. Рядом подскакивает знакомый режиссер. Не новая в общем идея — рассказать о тех, кто всегда остается за сценой — вдруг оказывается не только важным опытом, но и важным переживанием, которое случается только тогда, когда актер больше, чем актер. А уж Маруся, официально зовущаяся пиарщиком, — точно больше.
«Губернатор» Санкт-Петербург, БДТ им. Г. А. Товстоногова
Режиссер — Андрей Могучий
12, 13 апреля
«Губернатора» Леонид Андреев написал как отклик на убийство эсером Каляевым великого князя Сергея Александровича. Получился экзистенциальный микророман, в котором градоначальник, отдавший приказ расстрелять толпу бастующих рабочих, предчувствует и свою смерть.
Режиссер Могучий делает революцию фоном спектакля, а в центре оказывается частная история человека, пытающего говорить с собой и собственной совестью. Сценографию к спектаклю сделал Александр Шишкин; в музыкальном оформлении «Губернатора» использованы отрывки из работ Олега Каравайчука и «Симфонии гудков» Арсения Аврамова.
Лаборатория инклюзивного театра «Акустика» Томск, Театр юного зрителя
Режиссер — Борис Павлович
13 апреля
Арт-лаборатории — уникальный пример взаимодействия культуры и бизнеса, придуманный фестивалем-школой современного искусства TERRITORIA и компанией СИБУР. Суть проекта простая: в нестоличные города приезжают главные действующие лица современного театра и вместе с актерами местного театра или даже горожанами создают эскиз спектакля, который затем может стать репертуарным. В Томске режиссер Борис Павлович, номинированный на «Золотую Маску» этого года за спектакль с аутистами «Язык птиц», будет работать с актерами с нарушением слуха из театра «Индиго» и с актерами Томского ТЮЗа. А еще — искать суть театра как такового, который часто возникает там, где встречаются люди с разными возможностями и особенностями.
«Свидетели. Документальный спектакль» Казань, Творческая лаборатория «Угол»
Режиссер — Семен Серзин
18, 19 апреля
На инструктаже зрителей перед спектаклем работу Серзина характеризуют модным и уже надоевшим словом «иммерсивный». Но если вспомнить, что дословно immersive theatre — это театр вовлечения, то все вопросы пропадают. Зрители идут по закоулкам «Угла», находящегося в бывшем здании швейной фабрики, а актеры-проводники предлагают им озвучивать тексты документов, собранных драматургом Ниязом Игламовым в архивах Казани. В фокусе внимания истории двух семей — известная, описанная Евгенией Гинзбург в «Крутом маршруте», и неизвестная, звучащая в письмах обычного казанского мальчика Азата, мать которого, как и Гинзбург, была репрессирована. Впрочем, главное в «Свидетелях» — даже не документы, а ползущее по спине ощущение жути и слезы, которые пыталась сдерживать одна из зрительниц на моем показе, читая в финале письмо матери Азата.
«Бешеные деньги» Москва, Театр им. Вл. Маяковского
Режиссер — Анатолий Шульев
18 апреля
Бенефисный спектакль народной артистки РСФСР Светланы Немоляевой, которая сыграет роль матери привыкшей жить на широкую ногу красавицы Лидии. В роли Лидии, кстати, внучка Немоляевой, Полина Лазарева. В остальном — Островский, Москва семидесятых девятнадцатого века и полное отсутствие дидактики на сцене. Можно предположить, что спектакль Анатольева Шульева — рецепт вечера для тех, кто хочет увидеть красочные костюмы и любимую актрису в главной роли.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl