Руки в боки: что о тебе рассказывают твои фотографии
Как ты ведешь себя перед камерой? Улыбнешься или насупишься? Встанешь в закрытую или расслабленную позу? Оказывается, по фотографиям можно многое узнать о человеке!
Неизвестный объект
Исследователи Колумбийского университета подсчитали: только 9% людей моложе 30 лет полностью довольны тем, как получаются на фотографиях. Остальные считают свои позы неестественными, улыбки – натянутыми, а образ в целом – не соответствующим истинному. Психологи и фотографы, напротив, в один голос утверждают: то, как мы получаемся на снимке, куда ближе к реальности, чем образ в нашей голове.
Фотограф Алексей Трясков признается: одна из самых больших сложностей заключается в том, что человек всю жизнь видит себя в зеркале и привыкает именно к этому изображению. Отражение – улучшенный, перевернутый (стороны лица в зеркале меняются местами) вариант нашего образа. Реальную картинку можно увидеть, только если смотреться в два зеркала: вторичное отражение и есть тот самый истинный образ – для нас непривычный, но куда более знакомый окружающим.
Кроме того, на взгляд Алексея Тряскова, во время фотосъемки проявляются все наши зажимы, которые не столь ярко выражены в повседневной жизни. Его мнение разделяет кандидат психологических наук, бизнес-тренер Людмила Городничева: «Фотография – это модель, слепок поведения, которое мы демонстрируем в реальности».
Полюби себя
Если верить психологам, у каждого есть своя фотоистория. Мы собираем личные фотографии и на основании увиденного делаем выводы, в каких ракурсах лучше выглядим. Именно так, в идеале, должна формироваться любимая поза, однако в реальности мы зажимаемся, копируем или даже выражаем глубинные, скрытые от нас самих послания – мимикой, жестами, телодвижениями. Алексей Трясков называет любимую позу «стереотипом своей красоты» – тем, что человек себе «напридумывал». Ведь мы не учитываем, что ракурс, в котором видит нас фотограф, может существенно отличаться от воспринимаемого в зеркальном отражении.
Людмила Городничева объясняет: то, как мы позируем, во многом обусловлено обликом нашего идеального Я – то есть какими мы хотим быть, к чему стремимся. По ее словам, зажимы на фотографиях демонстрируют глубокий внутренний конфликт: человек отвергает себя такого, какой он есть сейчас. Я-идеальное формируется за счет средств массовой информации, модных трендов, телевидения: нам диктуют, как мы должны выглядеть, что следует говорить. В ожидании момента, когда из фотоаппарата «вылетит птичка», многие бессознательно копируют популярные в соответствующих социальных кругах позы, жесты, движения. В случае глобального несоответствия Я-идеального Я-реальному возникает нелюбовь к фотографированию: человек боится снова выглядеть не таким, каким хотелось бы – отсюда скованность, жеманство. Значит, прежде всего нужно воспитывать уверенность, учиться принимать себя со всеми индивидуальными особенностями.
Помимо моды и массмедиа на формирование любимых поз влияет заложенное внутри нас желание подражать. Мы бессознательно имитируем тех, кого уважаем и кем восхищаемся. Имитация – один из способов достичь желаемой цели: основательно вжившись в роль, можно действительно казаться тем, кем хочешь стать. Это доказала своими исследованиями группа ученых-психологов – Дана и Эми Карни, Эми Кадди и Энди Яп. Они предложили испытуемым принять по две позы: открытую, демонстрирующую власть и силу, и закрытую, показывающую, что человек сомневается в себе. Люди, принявшие позы уверенности, охотнее шли на риск, более того – в их крови даже менялся уровень гормонов.