"Вот поэтому я Нагиев, а ты по-прежнему Мужикян"

Коллекция. Караван историйРепортаж

Самвел Мужикян. Положительный герой

Диму Нагиева я первым делом спросил: "Зачем тебе, брат, это надо? Я Чикатило не согласился бы играть ни за какие деньги!" - "Вот поэтому я Нагиев, а ты по-прежнему Мужикян", - улыбнулся в ответ друг. Это он очень точно сказал - нельзя отказываться от ролей, надо искать ключ к герою.

Наталья Черных

родился в Армении, в маленьком городке Красносельске, при царской власти именовавшемся Михайловка. Половина населения здесь были ссыльные, половина — староверы. У меня три старших брата — Артур, Ашот и Саркис. Все они в итоге получили высшее образование, но творческий вуз выбрал я один.

Родители не мечтали о сыне-актере, поэтому сначала я поступил в Финэк, ушел со второго курса в армию и назад уже не вернулся. Будучи солдатом, сбежал в самоволку и поступил в театральный институт. Родители не пришли от такого кульбита в восторг, и сегодня я отчасти с ними согласен. Актер — профессия очень зависимая, но тогда этого не понимал, а следовал за своей мечтой.

Я с детства знал, что Питер мой город, и уверен в этом до сих пор. Другое дело, что сам театральный институт долго обходил стороной. Мне казалось, там учатся какие-то удивительные люди, была боязнь, что мне в этот храм дороги нет.

Но поступил почему-то легко. Готовил и Чехова, и Крылова, и Зощенко, и Пушкина. Первыми моими слушателями оказались сослуживцы, мы собирались по ночам в сортире — другого места не было. Каждый, даже самый далекий от театра солдат делал мне замечание и объяснял, как надо играть.

Служил я сначала в Сертолово. Из учебки нас должны были послать либо в Афган, либо на Кубу, либо в Анголу. В Афган не взяли, ведь черненьких там убивали первыми, чтобы не путать со своими. И отправился бы я в другие горячие точки, однако случилась драка с сержантом. Из-за нее мне светил дисбат. Но, к счастью, мой дядя, служивший в Питере, в то же время случайно оказался с инспекцией в нашей части. Слава богу, что это произошло! Меня буквально «украли» с документами и перевели в Пушкин. Повезло, дослуживал я свой срок уже в духовом оркестре.

В сериале «Чикатило»

Самое смешное, что спустя годы, будучи артистом, встретил того сержанта. Оказалось, он заместитель редактора одного из популярных изданий Петербурга. На презентации радостно бросился мне навстречу, будто ничего и не было. Я не выдержал и в разгар вечера вспылил:

— Что ж ты натворил?! Я из-за тебя в тюрьму чуть не попал!

— Ну, дело прошлое, Самвел, что вспоминать...

Но вернемся к учебе. Поступил я летом, а демобилизовался поздней осенью. Повезло, что сокурсники долго были на картошке, поэтому прошли не так много, и я их догнал. Курс у нас был потрясающим: Игорь Лифанов, Алексей Климушкин, Дмитрий Нагиев, Дмитрий Хоронько, Анатолий Журавлев, Борис Хвошнянский, Ян Цапник, а педагог — профессор Владимир Петров.

На четвертом курсе сам Игорь Петрович Владимиров пригласил меня к себе в Театр Ленсовета. Я мог попасть и в БДТ, и в «Балтдом», но нравилось мне работать именно с Владимировым. Другой момент, что из-за одного известного артиста через год из театра пришлось уйти. Зато вскоре Владислав Пази пригласил меня на спектакль «Дама с камелиями», который сделал из меня артиста.

С Димой Нагиевым

— То есть из Театра Ленсовета вас подвинул известный артист?

— Его подвинули, а я заступился. Это мое дурацкое благородство не раз выходило мне боком. Дело в том, что Семена Стругачева из-за конфликта с режиссером сняли с роли, а на его место назначили меня. Я подошел к нему:

— Семен Михайлович, вам будет обидно, если начну играть вместо вас?

— Конечно!

Тогда я пошел к Владимирову и сказал: «Не могу сыграть эту роль, считаю это неправильным...» В итоге Стругачев ушел из театра —через восемь месяцев, правда, вернулся, а я ушел насовсем. То же самое потом произошло у меня в Театре Комиссаржевской и Театре комедии. В этом отношении я дурной — жизнь не учит.

— Как работалось с Владиславом Пази в Театре Комиссаржевской?

— «Даму с камелиями» мы репетировали долго. Должны были выпустить перед новым, 1994 годом. Но режиссер поехал в Москву, и у него там случился инфаркт. Пази лежал в клинике в столице, к нему никого не пускали, а мы решили мотивировать любимого мэтра к выздоровлению и навестить. Я и моя партнерша Татьяна Кузнецова собрались и поехали в Москву. Тогда билеты продавали без паспортов, достаточно было назвать фамилию и имя. Я назвался Арманом Дювалем, а Таня — Маргаритой Готье, так зовут наших  героев. С этими билетами мы заявились в больницу.

— Да вы что, с ума сошли, — замахал руками врач, — я не пущу вас в палату!

Рассказали ему, что это режиссер, а мы актеры и скоро состоится премьера спектакля «Дама с камелиями».

— Но так сразу нельзя, вы войдете — для него это будет шоком.

— Правильно, вот поэтому вы сначала дадите ему билеты, а потом скажете о посетителях.

Мы стоим за дверью и слышим громогласный хохот Владислава Борисовича: «Впустите их сюда!» Заходим и видим улыбающегося и счастливого Пази. Это было здорово. Я еще раз повторюсь: Пази сделал меня актером, после этого спектакля меня широко узнали.

— Я слышала, в том театре у вас было много завистников?

— Представьте, мне двадцать пять лет, я получаю главную роль в спектакле и уверен, что он прогремит в обеих столицах. Режиссер — Владислав Пази, художник по костюмам Алла Коженкова, она делала спектакли Виктюка. В общем, все дорого-богато.

И вот премьера, через пять минут мне выходить на сцену, переполненный зал, это первый мой выход в главной роли. И вдруг помреж приносит письмо: мол, передали, а кто — непонятно. На бумаге, как в заграничных детективах, наклеены вырезанные буквы. Читаю: «Гроб для тебя уже заказан». Я просто остолбенел. Подбегает режиссер, показываю ему письмо. «Не обращай внимания, сынок, это все завистники», — потемнел Пази и порвал бумагу на мелкие кусочки. А у меня такой протест внутри! «Сейчас я вам дам», — думаю. Играл я с большим воодушевлением.

И таких моментов у меня было много: «добрые» коллеги не только пугали, но и пытались споить перед спектаклем. Да много чего еще было...

У меня зависть, конечно, тоже есть. Но проявляется она по-другому. Вижу у человека хорошую черту — стараюсь ее перенять. Ищу какие-то истоки этого состояния у себя и начинаю его взращивать. Это помогает мне становиться немножечко лучше. Потом качества рано или поздно в тебя проникают и начинают работать самостоятельно. Это касается и спорта, и диеты, и общения с людьми... Как человек говорит, двигается, смотрит, болтает руками, как может необидно отказать.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Екатерина Климова и Елизавета Хорошилова: Екатерина Климова и Елизавета Хорошилова:

Екатерина Климова — о своих отношениях с детьми

Караван историй
Как выглядят дочери красавиц-брюнеток Голливуда: Джоли, Беллуччи, Хайек и других Как выглядят дочери красавиц-брюнеток Голливуда: Джоли, Беллуччи, Хайек и других

Звездные мамочки с роковой внешностью вписали свои имена в историю кинематографа

Cosmopolitan
Саша Савельева: Саша Савельева:

Саша Савельева — о своей самоизоляции, материнстве и отношениях с мужем

Караван историй
Как говорить с детьми о людях с особенностями здоровья Как говорить с детьми о людях с особенностями здоровья

Как говорить с ребенком о болезнях и сложных состояниях?

Psychologies
Надежда Микулич. Молодость моя, Надежда Микулич. Молодость моя,

Надежда Микулич. Творческий путь в ансамбле "Верасы"

Коллекция. Караван историй
Лучшая половина Лучшая половина

Почему в 50 счастья больше, чем в 20

Vogue
Закулисье дома гламура и жадности Закулисье дома гламура и жадности

История семейства Гуччи буквально просилась на экран

Караван историй
Александр Снегирев: Плохая жена хорошего мужа. Сборник рассказов о поколении сорокалетних Александр Снегирев: Плохая жена хорошего мужа. Сборник рассказов о поколении сорокалетних

Книга про отношения полов, поиск себя, одиночество и дистанцию между людьми

СНОБ
Ксения Каталымова. Жить надо в радость Ксения Каталымова. Жить надо в радость

Ксения Каталымова о работе в сериале «Мир! Дружба! Жвачка!» и других ролях

Коллекция. Караван историй
Огромные многоножки тысячами истребляют птенцов на острове неподалеку от Австралии Огромные многоножки тысячами истребляют птенцов на острове неподалеку от Австралии

Гигантские многоножки на острове Филиппа могут съедать до 3700 птенцов в год

Популярная механика
Евгения Добровольская. От комедии до трагедии и обратно Евгения Добровольская. От комедии до трагедии и обратно

Евгения Добровольская о большой семье

Коллекция. Караван историй
Назад из будущего: как в Южной Корее возрождают традиции Назад из будущего: как в Южной Корее возрождают традиции

Люди так увлеклись технологиями нового тысячелетия, что забыли о традициях

Вокруг света
Лариса Луппиан: «Мой служебный роман» Лариса Луппиан: «Мой служебный роман»

Невозможно жить одной лишь семьей, если нет творчества и любви к какому-то делу

Караван историй
Она меня не слышит! Она меня не слышит!

Почему ребенок не реагирует на твои слова и как наладить с ним диалог

Лиза
«Вот и все. Смежили очи гении...» Василий Качалов «Вот и все. Смежили очи гении...» Василий Качалов

Беспрецедентный пример славы, почитания и поклонения перед талантом

Караван историй
Гидроразрывы заподозрили в повышении солености поверхностных вод Гидроразрывы заподозрили в повышении солености поверхностных вод

Метод гидроразрыва может быть связан с уровнем солености поверхностных вод

N+1
Игорь Саруханов: Игорь Саруханов:

Интервью с певцом и композитором Игорем Сарухановым

Караван историй
Мы просто теряем деньги: почему не нужно покупать облигации Мы просто теряем деньги: почему не нужно покупать облигации

Реальное предназначение облигаций и перспективы их использования

Forbes
«В 70 лет планирую стать моделью»: история 55-летней Татьяны «В 70 лет планирую стать моделью»: история 55-летней Татьяны

Татьяна – живой пример того, что паспортный возраст не более чем цифра

Cosmopolitan
История штопора История штопора

На каждую хитрую пробку найдется прибор с винтом

Вокруг света
В какую недвижимость выгоднее всего инвестировать. Разбираем варианты В какую недвижимость выгоднее всего инвестировать. Разбираем варианты

Как искать ликвидные объекты, которые не просто сохранят, но и приумножат деньги

СНОБ
Там русский дух Там русский дух

Подмосковный дом с элементами русского быта и иллюзорных пространств

AD
Замочек верности и Принц Альберт: зачем люди делают интимный пирсинг? Замочек верности и Принц Альберт: зачем люди делают интимный пирсинг?

Разбираемся в тонкостях проколов самых чувствительных мест

Playboy
«Незнакомцы подходят и трогают ее»: как живут женщины с очень большой грудью «Незнакомцы подходят и трогают ее»: как живут женщины с очень большой грудью

Что испытывают каждый день девушки с действительно большим размером бюста?

Cosmopolitan
Подвижные магнитные квазимонополи предложили искать при комнатной температуре Подвижные магнитные квазимонополи предложили искать при комнатной температуре

Открыта среда, в которой возможно распространение магнитных квазимонополей

N+1
«Возрастная девушка»: как эйджизм портит женщинам карьеру «Возрастная девушка»: как эйджизм портит женщинам карьеру

Эйджизм — дискриминация из-за возраста — затрагивает каждую из нас

Cosmopolitan
5 фишек Lexus RX, которые удивляют даже сейчас 5 фишек Lexus RX, которые удивляют даже сейчас

Кроссовер Lexus RX до сих пор способен удивлять

Maxim
На свою голову: грамотный уход за волосами и кожей головы в вопросах и ответах На свою голову: грамотный уход за волосами и кожей головы в вопросах и ответах

Помните ли вы, как правильно мыть голову?

Esquire
Почему нам пора вернуться к стилю 2000-х Почему нам пора вернуться к стилю 2000-х

Едва вы привыкли к моде на 1990-е, как на пороге уже маячит тренд на 2000-е

GQ
Как завершить разговор, не обидев собеседника: 4 верные стратегии Как завершить разговор, не обидев собеседника: 4 верные стратегии

Как окончить беседу. Четыре эффективные стратегии

Playboy
Открыть в приложении