Для искусства нет границ, ни метафизических, ни реальных

Robb ReportСтиль жизни

Искусство

Текст: Ирина Осипова

Сезон 2020–2021 казался сложным и непредсказуемым. Но очевидно, что арт-мир выстоял — несмотря ни на что, открывались выставки и новые пространства, творческие идеи кочевали из офлайна в онлайн и обратно, а произведениям искусства, в отличие от людей, даже удавалось путешествовать. Всё это в очередной раз доказывает банальную истину: для искусства нет границ, ни метафизических, ни реальных

Российский павильон в Венеции

Реконструкция

Главное представительство России на мировой арт-сцене, павильон в венецианских садах Джардини предстал на Архитектурной биеннале в мае этого года в обновлённом виде. Здание в неорусском стиле, напоминающее терем, было построено в 1914 году по проекту Алексея Щусева и давно нуждалось в комплексной реконструкции. Открытый конкурс выиграло российско-японское бюро KASA молодых архитекторов Александры Ковалёвой и Кея Сато. В итоге получилось во многом воссоздать изначальный проект, добавив деталей и смыслов. Фасады снова сделали зелёными, окна, заложенные в ХХ веке, раскрыли, балкон с видом на лагуну реконструировали. Вход в нижний зал стал трёхарочным, на верхний этаж вернулся щусевский паркет, а между этажами добавилась лестницабалкон из светлого металла. Реконструкция и стала главной темой павильона, по решению куратора биеннале Ипполито Пестеллини Лапарелли и комиссара Терезы Иароччи Мавики, директора фонда V-A-C. Заявляя идею в конце 2019 года, они планировали, что молодые архитекторы прямо на биеннале будут работать над новым проектом, но началась пандемия, и последние два года павильон прожил в двух измерениях — реальном, где расчищались стены и ремонтировалась крыша, и виртуальном — на цифровой платформе Open (pavilionrus.com), где с мая 2020 года художники, кураторы, архитекторы исследуют роль культурных институций в обществе. Два мира соседствуют и в экспозиции — трогательные рисунки KASA рассказывают о проведённой реконструкции. А в нижних залах видеоигры исследуют виртуальные миры и сообщества людей, их населяющие, а заодно отвечают на главный вопрос всей биеннале: «Как мы будем жить вместе?»

NFT-арт

Блокчейн

NFT, или невзаимозаменяемый токен, — инструмент блокчейна, появившийся ещё в 2017 году, но в этом сезоне связка NFT с искусством вызвала настоящий бум. Токенизировать свои работы стали и новички, и звёзды. Новые арт-объекты на ключевых платформах Foundation, SuperRare, Rarible появляются ежеминутно. Самой громкой стала продажа в марте 2021 года на онлайн-аукционе Christie’s за $69,3 млн работы «Каждый день: первые 5000 дней» цифрового художника Beeple. NFT-арт находит своё место и в музеях. С апреля в Подземном музее парка «Зарядье» идёт выставочный цикл SOVRISK #напотоке, где вместе с физическими объектами демонстрируется российский NFT-арт. Выставки сменяются каждые три недели, и уже были показаны первый NFT Павла Пепперштейна, спецпроект группы AES+F (на фото), работы Михаила Цатуряна, Сергея Маслова и Алексея Андреева (художника анимационного фильма «Кин-дза-дза!»). Многие эксперты говорят, что ценовой всплеск быстро пройдёт, но художники уверены, что NFT-платформы дают прямой доступ к новой аудитории коллекционеров по всему миру.

Галерея Superblue

Иммерсивное искусство

Один из гигантов на рынке современного искусства, галерея Pace в декабре презентовала в Майами новый проект — галерею Superblue. Здесь уже показали инсталляции JR, Ника Кейва, Джеймса Таррелла, Эс Девлин, DRIFT, teamLab (на фото). «Это другой способ вовлечения людей — опыт, в котором они становятся участниками, а не зрителями», — говорит Молли Дент-Броклхёрст, сооснователь Superblue и экс-директор Pace London. Проект ориентирован на продажу билетов и объектов под заказ, и это хорошо рифмуется с современной социокультурной повесткой — поколение Z борется со сверхпотреблением, выбирает аренду недвижимости вместо покупки, а ради лайков в соцсетях покупает цифровую одежду. Для них Superblue предлагает уникальный опыт, который благодаря иммерсивной составляющей будет у каждого своим.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Киногарантия Киногарантия

Основатель «РЕСО-Гарантия» своим главным делом считает кинематограф

Forbes
10 неожиданных вопросов Кате Гусевой 10 неожиданных вопросов Кате Гусевой

Расспросили королеву ремиксов Катю Гусеву о вере в приметы и любви к собакам

VOICE
Все течет, ничто не остается на месте Все течет, ничто не остается на месте

Как найти свое место в этой жизни? Как узнать, куда плыть?

Psychologies
Кнут Гамсун Кнут Гамсун

Кнут Гамсун говорил от имени нации и тем сильно её скомпрометировал

Дилетант
30 до 30. Мода и дизайн 30 до 30. Мода и дизайн

Список Forbes молодых и перспективных россиян. Мода и дизайн

Forbes
Вот оно какое, наше лето Вот оно какое, наше лето

Чем занять ребенка на даче: советы для детей любого возраста

Лиза
Глупость или гениальность Глупость или гениальность

Покупка картинки за $69,3 млн может стать лучшей инвестиционной идеей

Forbes
Буль-буль Буль-буль

Фантастический рассказ Владислава Кулигина «Буль-буль»

Знание – сила
Главное – остаться незамеченным Главное – остаться незамеченным

В чем состоит военная (а возможно, и не только) хитрость стелс-технологии?

Наука и техника
Рабби Давид из люфтваффе Рабби Давид из люфтваффе

В 2019 году Бундестаг одобрил введение в Германии военного раввината

Дилетант
Золотой век английской карикатуры Золотой век английской карикатуры

«Отечество карикатуры и пародии» — об Англии Георгианской эпохи

Дилетант
Вяземские Вяземские

Происходивший от Рюрика княжеский род Вяземских известен ещё со Средневековья

Дилетант
Мир экзопланет: самые странные экзопланеты Мир экзопланет: самые странные экзопланеты

Как появляются пульсарные планеты, планеты-зомби и бланеты

Наука и техника
Поверив Гомеру… Поверив Гомеру…

Действительно ли Троя — это тот город, о котором идёт речь в «Илиаде»?

Дилетант
Медвежий угол Медвежий угол

Как оргкомитет московской Олимпиады-80 зарабатывал – рубли и валюту

Ведомости
Пустые кресла и забытые письма: одиночество как экспонат Пустые кресла и забытые письма: одиночество как экспонат

Мы приезжаем в музей смотреть не на экспонаты, а внутрь себя

Знание – сила
Денис Власенко: «Все-таки мир не черно-белый» Денис Власенко: «Все-таки мир не черно-белый»

Денис Власенко о «супергеройских» ролях и о том, каково это в возрастном гриме

Ведомости
Почему ЕС не растет Почему ЕС не растет

Что провоцирует системный кризис развития Евросоюза

Эксперт
Как Ленин дэвов побеждал Как Ленин дэвов побеждал

Какие отпечатки оставили на народах России события на рубеже XIX и XX веков

Дилетант
«Мы уже не живем в своей колыбели» «Мы уже не живем в своей колыбели»

Чем дышит и живет Институт космических исследований РАН?

Знание – сила
Откуда что пошло на флоте Откуда что пошло на флоте

Повседневная жизнь на парусном военном корабле XVIII века

Наука и техника
Москва на экране Москва на экране

Почему регионы готовы доплачивать за съемки фильмов на своей территории

Эксперт
Американские горки Американские горки

Группа БКС возобновила торги американскими бумагами через свой инвестбанк

Ведомости
Инфляция в белых халатах Инфляция в белых халатах

Медицинская инфляция может ускориться до 14% к концу года

Ведомости
Сеньоры на потоке Сеньоры на потоке

Зачем Минцифры запускает новые программы подготовки IT-кадров

Ведомости
Весна императора Весна императора

Цезарь — политик-хищник, с чьим именем неотрывно связана Римская империя

Знание – сила
Передвижники и императорская власть Передвижники и императорская власть

Как передвижники получили признание императора Александра III

Знание – сила
«Пишите… А. Куприн» «Пишите… А. Куприн»

Эмиграция сложилась для Куприна не просто трудно, а скорее — трагически

Дилетант
Музей как увлечение Музей как увлечение

Единственный в своем роде: музей при Институте космических исследований РАН

Знание – сила
Партнер по религиозным соображениям Партнер по религиозным соображениям

Как Россия создает базу для привлечения исламского капитала

Эксперт
Открыть в приложении