Производители стройматериалов создают научные подразделения своих предприятий

РБКHi-Tech

Стройматериалы из пробирки

Производители строительных материалов активно создают научные подразделения своих предприятий. Работа таких центров приводит к появлению новой продукции, а иногда даже к изменению СНиПов.

Текст Наталия Павлова-Каткова

Своим умом

Научный центр обычно ассоциируется с основательным многоэтажным зданием со множеством лабораторий и сложным оборудованием, где трудится несколько сотен, а то и тысяч человек в белоснежных халатах. Созданные при предприятиях строительной отрасли R&D-центры (Research & Development) совсем иные. Их штат редко превышает десяток сотрудников, а площадь не превышает 200–300 кв. м.

Деятельность этих подразделений направлена либо на улучшение и придание новых свойств уже выпускаемым материалам, либо на разработку новой продукции и оценку целесообразности ее внедрения в производство. 10–15 лет назад собственная наука на предприятиях была в диковинку, а сейчас такие департаменты имеются почти у всех крупных игроков рынка стройматериалов.

В России одним из первых в эту сторону шагнул российский филиал франко-швейцарской компании LafargeHolcim (образована в 2015 году в результате слияния Lafarge (Франция) и швейцарской Holcim, который специализируется на производстве цемента, бетона и нерудных материалов). «Сейчас мы превратились в довольно большой испытательный центр, который состоит из нескольких лабораторий, исследующих цементы и бетоны, асфальтобетоны и грунты, а также мобильной лаборатории для выездов на объекты строительства, — рассказывает руководитель продуктового маркетинга LafargeHolcim в России Светлана Старшова. — А начиналось все с небольшой бетонной лаборатории, которая была создана в 2005 году и в основном занималась операционной технической поддержкой наших клиентов».

Примерно в то же время интерес к собственным научным разработкам стали проявлять и исконно российские предприятия. Так, в корпорации «Технониколь» (отечественный лидер по производству кровельных, гидроизоляционных, теплоизоляционных и других строительных материалов) первое научное подразделение было создано в 2004 году, а сейчас таких отделов пять.

В 2015 году открылся первый в России исследовательский центр компании Saint-Gobain (на территории нашей страны она выпускает теплоизоляционные материалы, сухие строительные смеси, гипсокартон и стекло). Прикладными исследованиями занимаются компании Rockwool (специализируется на выпуске негорючей изоляции) и «Пеноплекс» (производит стройматериалы на основе полимеров).

1% на интеллект

Совпадение по времени не случайно. Именно в эти годы возникло понимание, что тиражировать в России чисто западные технологии стройматериалов недостаточно. Нужно учитывать и местные климатические условия, и специфику отечественного сырья, и потребности российского бизнеса. А для этого как раз и требовались научные разработки. Полностью отдать такую деятельность на аутсорсинг классическим НИИ стройматериалов, избавив предприятия от не свойственных им ранее функций, было невозможно.

«К сожалению, кадровая яма, аналогичная яме демографической, имела место и в научной среде, — рассказывает руководитель инженернотехнического центра корпорации «Технониколь» Дмитрий Михайлиди. — Большинство исследовательских институтов утратили свое влияние и свою силу в прикладных знаниях по материалам, например, по фасадам и кровлям. Поэтому предприятия, производящие стройматериалы, могли делегировать им не всю научную работу, а лишь отдельные исследования, связанные, как правило, с подтверждением собственных гипотез, основанных на мировом опыте или личных наработках. Но, чтобы генерировать такие гипотезы, предприятия должны сами обладать научными центрами, которые и стали создаваться».

Затраты компаний на собственные научные центры не так велики, а эффект от них хорошо ощутим - прежде всего по активности расширения продуктовых линеек

Вторая причина создания собственных центров — экономическая. Исследования, идущие внутри компании, гораздо проще контролировать, оценивать их эффективность, оперативно реагировать на запросы рынка. При этом, поскольку задача состоит в сугубо прикладных разработках, нет необходимости раздувать штат. В большинстве случаев достаточно семи—девяти сотрудников, а порой можно обойтись и вовсе двумя. Да и вложений R&D-направление требует довольно умеренных. Скажем, «Технониколь», по словам президента корпорации Сергея Колесникова, инвестирует в свои научные центры не более 1% от оборота.

Попасться в СНиП

Несмотря на довольно скромные затраты, эффект от научных центров хорошо ощутим. Прежде всего он заметен по активности расширения продуктовой линейки компаний. А интересные новинки есть почти у всех. «Одна из новых работок LafargeHolcim получила торговое название Airium, — говорит Светлана Старшова. — Это теплоизоляционный материал, созданный на основе минеральной пены, который обладает множеством интересных дополнительных преимуществ. Например, в жару он обеспечивает более комфортную температуру в помещении по сравнению с обычными теплоизоляторами, благодаря инертности не влияет на качества воздуха, а из-за своей воздухопроницаемости понижает риск появления плесени. Еще одна новая разработка — комплексные минеральные вяжущие для укрепления и стабилизации грунтов, которые компания предложит сегменту дорожного строительства в 2018 году».

«Технониколь» тоже есть чем гордиться. «Одно из направлений наших исследований связано с применением отходов пенополистерола, которых в России образуется много, но перерабатывается мало, — рассказывает Дмитрий Михайлиди. — Их можно использовать при производстве новых материалов без ущерба для качества продукции, при этом с существенной экономией средств на сырье, плюс одновременно решая экологические задачи. Еще один интересный продукт исследований — каменная вата с высокой тепло- и звукоизоляцией, которая не содержит связующих в виде фенолформальдегидов, да и вообще каких-либо связующих. Материал нами запатентован и уже выпускается под маркой GreenGuard. Еще одна наша гордость — научный центр монтажных пен, где в лабораторных условиях можно создавать новые виды продукции и проводить необходимые тестирования».

Впрочем, разработчики не ограничиваются созданием для своей компании стройматериалов, пусть даже самых инновационных. Скажем, та же корпорация «Технониколь» недавно завершила масштабное исследование пожаробезопасности плоских крыш и материалов, которые можно применять для таких конструкций. Исследование велось совместно с НИИ противопожарной обороны, длилось пять лет, а его результаты с 1 декабря 2017 года будут официально закреплены в СНиПе по проектированию кровель и станут обязательными для всех строительных компаний.

Фото: Александр Рюмин/ТАСС

 

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Позиционное преимущество Позиционное преимущество

Что женщины на самом деле думают о самых популярных сексуальных позах

Maxim
Игорь Никитин: Вокруг меня нет случайных людей Игорь Никитин: Вокруг меня нет случайных людей

Тренер ПХК ЦСКА Игорь Никитин — о подготовке команды к сезону и личной жизни

Ведомости
Поколение на горошине Поколение на горошине

Такие ранимые и вместе с тем такие агрессивные

Maxim
Аграрий 2.0: 10 профессий, показывающих, как технологии меняют сельское хозяйство Аграрий 2.0: 10 профессий, показывающих, как технологии меняют сельское хозяйство

От сити-фермеров до агроинженеров — спектр новых профессий впечатляет

Maxim
Группа GORODA: «В России есть достойные музыканты» Группа GORODA: «В России есть достойные музыканты»

Группа GORODA стремительно ворвалась на музыкальную сцену, став ярким открытием

ЖАРА Magazine
Братские портреты Братские портреты

Братские портреты навсегда остались бы неизвестными, если бы не парное сочетание

Дилетант
Дорогой лапши Дорогой лапши

Китайская лапша давно свернула с Великого шелкового пути

Seasons of life
Одно из самых опасных транспортных средств: как погибла Мэри Уорд — первая в мире жертва автомобильного ДТП Одно из самых опасных транспортных средств: как погибла Мэри Уорд — первая в мире жертва автомобильного ДТП

Кто такая Мэри Уорд и как она связана с первым в мире ДТП

ТехИнсайдер
От бобра до банкротства: 1670–2025 От бобра до банкротства: 1670–2025

История самой старой компании Северной Америки

Деньги
Урожаи вырастут на поливе Урожаи вырастут на поливе

Что сдерживает распространение ирригационных технологий

Агроинвестор
Спаривание черного ягуара впервые запечатлели в природе Спаривание черного ягуара впервые запечатлели в природе

Самка-меланистка совокупилась с пятнистым самцом в одном из национальных парков

N+1
Святая обитель Святая обитель

Остров Валаам – место притяжения паломников, историков и археологов

Отдых в России
AvtoRevizorro рассказал, как работают автоскамеры нового поколения AvtoRevizorro рассказал, как работают автоскамеры нового поколения

AvtoRevizorro раскрыл схему обмана клиентов через благотворительность

РБК
Обратная связь планеты Обратная связь планеты

Почему Арктика — самое «горячее» место на планете?

Наука и жизнь
Пинты лиха Пинты лиха

Культура Туманного Альбиона кроется в акцентах — в том числе и музыкальных

Weekend
Культ личности Культ личности

Как повысить самооценку и изменить жизнь к лучшему

Лиза
Свидание с Россией Свидание с Россией

Губернатор Ярославской области — чем заняться и где остановиться в регионе

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Марина Монгуш: «Креативная экономика — это не только про деньги, но и про социальные эффекты» Марина Монгуш: «Креативная экономика — это не только про деньги, но и про социальные эффекты»

Почему креативная экономика становится движущей силой развития России?

ФедералПресс
Виноват не хакер: 4 мифа о кибербезопасности, которые ставят бизнес под удар Виноват не хакер: 4 мифа о кибербезопасности, которые ставят бизнес под удар

Проблема кибербезопасности может крыться не в хакерах, а в сотрудниках

Inc.
ИИ в школе: инструмент или угроза? ИИ в школе: инструмент или угроза?

Внедрение ИИ — неизбежный этап. Какова будущая роль учителя в новой системе?

Монокль
Поклон Осаке Поклон Осаке

Футуристическая, эксцентричная Осака сохранила дух настоящего нонконформизма

Y Magazine
Дышать или не дышать: насколько эффективна дорогостоящая ксенонотерапия Дышать или не дышать: насколько эффективна дорогостоящая ксенонотерапия

Ксенонотерапия: что это за метод, безопасен ли он и насколько полезен в лечении?

Forbes
Завтра наступит сегодня Завтра наступит сегодня

Примеряемся к автомобилям из области фантастики

Moodboard
20 легендарных мультфильмов для всех возрастов, которые должен посмотреть каждый хоть раз в жизни 20 легендарных мультфильмов для всех возрастов, которые должен посмотреть каждый хоть раз в жизни

Мультики, которые стоит посмотреть всем вне зависимости от возраста

Правила жизни
Горы зовут Горы зовут

Ради чего стоит ехать на два самых популярных курорта Карачаево-Черкесии

Лиза
Начало Руси Начало Руси

Подъезжая к Пскову, можно увидеть стелу в виде огромного парашюта

Отдых в России
Москва слезам не верит Москва слезам не верит

Актриса Марина Александрова — о сериалах, театре и work-life балансе

Moodboard
Отправь меня на Луну Отправь меня на Луну

Цифра «три», похоже, стала для яхты Orion символом

Y Magazine
Когда спрятать — недостаточно: как работают атаки на скрытые каналы передачи информации Когда спрятать — недостаточно: как работают атаки на скрытые каналы передачи информации

Как работает цифровое сокрытие информации?

ТехИнсайдер
Кофе, яблоки, алыча Кофе, яблоки, алыча

Дина Рубина — мастерица передавать в тексте вкусы, текстуры и запахи

Seasons of life
Открыть в приложении