Стабильность в эпоху потрясений
Как российские и мировые компании пытаются быть устойчивыми на фоне непредсказуемых перемен

«Нынешняя экономическая обстановка довольно сложная, но не уникальная, констатирует директор центра экономической экспертизы НИУ ВШЭ Марсель Салихов. «Уровень неопределенности и сокращения экономической активности в период 2008–2009 годов был больше, чем в настоящее время, — отмечает Салихов. — Особенность текущей ситуации — достаточно короткий период между двумя шоками — пандемией и украинским кризисом».
В вышедшей в октябре статье «Определяющий момент: как руководители европейских компаний могут повысить устойчивость в сегодняшнем экономическом водовороте» аналитики McKinsey & Company отмечают: в прошлом бизнес-лидеры справлялись и с мировым финансовым кризисом, и с COVID-19, но сейчас они сталкиваются с уникальным сочетанием кризисов другого масштаба. Предприятиям нужны новые подходы для повышения жизнестойкости посредством чуткого реагирования на имеющиеся вызовы, предусмотрительности, позволяющей предвидеть новые сбои, и способности к адаптации, которая заложит основу для успешного роста бизнеса.
Практики жизнестойкости
Марсель Салихов констатирует: опыт предыдущих экономических кризисов показывает, что в более выигрышном положении находятся компании, которые придерживаются адаптивных бизнес-стратегий, то есть могут быстро реагировать на изменение конъюнктуры, регулирования и т.д. «Также важны сохранение финансовой устойчивости и опора на собственные финансы», — добавляет он, поясняя, что внешнее финансирование может быть недоступно в кризисных условиях.
В книге профессора Массачусетского технологического института Йосси Шеффи «Жизнестойкое предприятие: как повысить надежность цепочки поставок и сохранить конкурентное преимущество» понятие resilience, или жизнестойкость, применительно к компаниям подразумевает способность вернуться к нормальному уровню производительности и скорость восстановления после сбоя с низкой вероятностью и тяжелыми последствиями. Исследование McKinsey, посвященное кризису 2007–2008 годов, выявило, что жизнестойкие компании не только демонстрируют лучшие результаты во время спада и восстановления, чем их конкуренты, но и быстрее развиваются в наступившей после кризиса реальности.
Эксперты McKinsey & Company приводят в пример несколько практик, которые, по их опыту, использовали руководители ведущих западных компаний. Например, нужно готовиться к выходу из рецессии одновременно с подготовкой к самой рецессии. Также стоит планировать работу с использованием сценариев, а не прогнозов. Специалисты констатируют: в прогнозах не удалось отразить многие ключевые события последнего десятилетия, в том числе пандемию, возвращение инфляции и нарушение цепочек поставок. Еще одна практика — концентрирование на устойчивом росте путем анализа своих конкурентных позиций и поиска стратегических возможностей в текущих условиях — например, приобретений или новых идей для построения бизнеса.
Аналитики McKinsey & Company приводят в качестве примеров шаги, которые предпринимают ведущие мировые компании для повышения жизнестойкости. Так, одна из ведущих автомобильных компаний разработала два гипотетических сценария — технологический сбой и крах рынка, оценила их воздействие на бизнес и проанализировала рычаги устойчивости, способные максимально смягчить это воздействие. Анализ показал, что до 60% убытков от продаж можно было бы уменьшить. По итогам компания решила диверсифицировать географию производства и снизить риск зависимости от отдельных производственных объектов, а также интенсивность постоянных затрат на некоторых предприятиях.
Для достижения операционной устойчивости один из мировых производителей электроники решил провести изменение цепочки поставок. Компания оценила относительную уязвимость 5 тыс. уникальных комбинаций поставщиков и заводов. Она выявила около 100 поставщиков, подверженных высокому риску, а затем обнаружила, что в этом сегменте сосредоточено около 25% ее расходов. Изменив сеть поставщиков, организация более чем на 40% уменьшила высокорисковые затраты.
Хороший пример гибкости бизнес-стратегии — Tesla. В 2020 году мировая автоиндустрия столкнулась с нехваткой чипов, спровоцированной повышением спроса на ноутбуки, компьютеры и смартфоны во время пандемии, усложнением и удорожанием логистики из-за локдаунов. Многие автомобильные компании не спрогнозировали быстрое восстановление рынка после пандемии и не закупили достаточное количество чипов и запчастей. В 2021 году дефицит микросхем вынуждал крупных автопроизводителей, например Ford и General Motors, сокращать производство и приостанавливать предприятия. Tesla же не снижала производственные прогнозы, поскольку ожидала быстрого роста спроса. Это позволило ей обеспечить запас чипов.