Формирование имиджа региона позволяет привлечь туристов и инвестиции

РБКБизнес

Доброе имя: как монетизируется имидж городов и регионов

В условиях роста внутреннего туризма формирование имиджа города или целого региона позволяет привлечь туристов и инвестиции

Текст: Елена Титок

Рост внутреннего туризма в последние несколько лет стал драйвером для комплексного формирования имиджа территорий и повышения их конкурентоспособности, отмечает директор по федеральным проектам развития Школы управления «Сколково» Ирина Миронова. Так, по данным правительства РФ, число туристических поездок по России в 2024 году выросло на 37% по сравнению с 2021 годом и достигло 90 млн.

Системная работа по развитию региональных брендов (геобрендингу) в России началась с 2010-х годов с ростом внутренних авиаперевозок, интересом общества и властей к развитию комфортной городской среды и местной продукции, отмечают эксперты.

Продвижение уникальных локальных брендов, например, является одним из основных направлений пространственного развития страны в соответствии со Стратегией пространственного развития РФ на период до 2025 года, отмечают авторы исследования «Брендинг российских городов: обзор практики региональных «столиц» РФ» факультета государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова (опубликовано в журнале «Государственное управление. Электронный вестник» в 2024 году). Согласно их данным, сегодня признаки самостоятельного систематического геобрендинга имеют 56 административных центров субъектов РФ (67,5% от общего количества), 20 городов (24%) являются частью общего регионального бренда или туристического маршрута и лишь семь (8,4%) не имеют убедительных элементов системного геобрендинга.

Как отмечают авторы исследования, туристическая составляющая, направленная на привлечение туристов, преобладает в большинстве существующих геобрендов российских городов.

Что является основой геобрендинга

Российские регионы выбирают разные стратегии продвижения территорий и геобрендов.

Отдельные города, например Иваново, Тверь, Ярославль, Белгород, имеют как самостоятельные бренды, так и являются частью региональных брендов, отмечают авторы вышеуказанного исследования. Есть в стране и межрегиональные бренды, такие как «Южный Урал», «Енисейская Сибирь», Arctic Russia. На Северном Кавказе бренды административных центров регионов — Махачкалы, Магаса и Нальчика — продвигаются совместно с региональным геобрендом.

Генеральный директор фонда «Институт экономики города» Александр Пузанов говорит, что основой геобрендинга часто становятся узнаваемые местные продукты или изделия промыслов, к примеру вологодские кружева, палехские шкатулки. Также встречаются варианты, связанные с историческими личностями: Архангельск — родина Ломоносова. Или историческими событиями — Бородинская битва. Часто геобрендинг может включать в себя несколько различных элементов. Тот же Архангельск продвигает себя еще и как первый морской порт России, столицу Арктики и родину снеговика. Платформой для развития геобрендинга может стать и географическое положение. Например, город Урюпинск продвигается как «Столица русской провинции».

По словам директора Центра развития креативной экономики Агентства стратегических инициатив (АСИ) Екатерины Черкес-заде, для создания удачной концепции геобрендинга необходимо переосмысление культурного или исторического наследия через дизайн, искусство, музыку и другие художественные формы. В качестве примера эксперт приводит город Бирск в Башкирии, где в 2022 году открыли креативное пространство «Чирковъ». Там работают бренды, связанные с ремеслами, искусством, урбанистикой и туризмом. Фестивали подчеркивают наследственность в развитии народного творчества, купеческое прошлое этого места. В результате в прошлом году город с населением 40 тыс. человек, по данным АСИ, привлек свыше 40 млн руб. инвестиций из федерального центра и более 25 тыс. туристов только на летний фестиваль «Река времени». В прошлом году Бирск вошел в топ-50 самых популярных турнаправлений среди малых городов России, по версии портала travel.ru.

На развитие геобренда работают эффективные каналы коммуникаций. Например, Мурманск сделал ставку на кино и телепередачи. Как поясняет Екатерина Черкес-заде, длинный световой день летом позволяет дольше снимать на открытом воздухе, что очень выгодно для кинопроизводителей. 

В итоге, по словам руководителя Центра поддержки кинопроизводства Заполярья Светланы Солдатовой, в Мурманской области в прошлом году было снято 32 медиапроекта, из которых 20 — федеральные. Рост производства составил 20% по сравнению с 2023 годом. «Местные власти предоставляют кинокомпаниям субсидии, покрывающие часть расходов на съемки, что повышает туристическую привлекательность региона и увеличивает количество рабочих мест», — говорит Екатерина Черкес-заде.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Как российские бизнес-школы реагируют на рыночные изменения Как российские бизнес-школы реагируют на рыночные изменения

Как российский рынок бизнес-образования адаптируется к новым условиям?

РБК
Исследование: что такое для российских компаний кадровый резерв, как (и зачем) его формировать Исследование: что такое для российских компаний кадровый резерв, как (и зачем) его формировать

Что такое кадровый резерв и кто его формирует?

Inc.
Как закатать асфальт Как закатать асфальт

Широкая асфальтовая перспектива: «Десна» выходит на дорогу

Эксперт
Премиальный минимализм Премиальный минимализм

Эта ванная — пример идеального премиального минимализма

Идеи Вашего Дома
Насколько вы готовы заниматься любимым делом? Насколько вы готовы заниматься любимым делом?

Пройдите тест и узнайте, насколько вы настроены заниматься тем, что любите

Psychologies
«Операция „Барбаросса“: Начало конца нацистской Германии» «Операция „Барбаросса“: Начало конца нацистской Германии»

Что мешало немцам продвигаться к Москве

N+1
Бренды и тренды Бренды и тренды

Будущее автомобилей направлено исключительно вверх

Men Today
10 неожиданных вопросов группе X4 10 неожиданных вопросов группе X4

Группа X4 — о финансовых приоритетах и детских утренниках

VOICE
Тихая охота Тихая охота

Как правильно и безопасно собирать грибы осенью

Лиза
Законы подземных мелодий Законы подземных мелодий

Репортаж из столичного метро: чем живут музыканты под землей

Монокль
В этот раз я не родился курьером В этот раз я не родился курьером

Ведь доставлять можно не только продукты... можно нести что-то большее

Правила жизни
Дарвиновский музей: по пути эволюции Дарвиновский музей: по пути эволюции

О сегодняшнем дне Дарвиновского музея

Наука и жизнь
Я тебя понимаю Я тебя понимаю

Когда рядом есть люди, которые могут выслушать и понять, это и есть эмпатия

Лиза
Они открылись Они открылись

9 особых машин для самого бабьего лета

Men Today
ИП или ООО — вот в чем вопрос: какую форму ведения деятельности выбрать МСП ИП или ООО — вот в чем вопрос: какую форму ведения деятельности выбрать МСП

ИП и ООО: чем отличаются и какая форма ведения бизнеса подойдет именно вам?

Inc.
Нетипичная Турция Нетипичная Турция

Изучаем турецкие Амасру, Самсун и Трабзон вместе с певицей Викторией Дайнеко

ЖАРА Magazine
Это-большечем-фильмы Это-большечем-фильмы

Почему иранский кинематограф внезапно стал так важен?

Seasons of life
«Период высоких ставок стал проверкой на прочность — и российский бизнес ее прошел» «Период высоких ставок стал проверкой на прочность — и российский бизнес ее прошел»

Как банк помогает бизнесу сохранять эффективность в любых экономических условиях

Деньги
Пиво сделало людей более привлекательными для комаров Пиво сделало людей более привлекательными для комаров

Пиво привлекает комаров, а душ и солнцезащитный крем отталкивают

N+1
Элегантная роскошь Элегантная роскошь

В цветовое решение интерьера решили заложить приглушённые естественные оттенки

Идеи Вашего Дома
Считаем правильно: как определить реальную себестоимость закупок из Китая Считаем правильно: как определить реальную себестоимость закупок из Китая

Как сделать импорт товаров из Китая выгодным?

Inc.
Александр Малой Александр Малой

Как и многие стендап-комики, Александр начинал свой путь в юморе во время учебы

Правила жизни
Твердое лидерство Твердое лидерство

Что ждет алмазную отрасль в России и мире

Ведомости
Место пермской силы, или Пять веков деревянного Урала Место пермской силы, или Пять веков деревянного Урала

Культурные традиции Пермского края известны далеко за пределами его границ

Знание – сила
Грибы Грибы

Полны белка и клетчатки: чем полезны грибы и как их готовить?

Здоровье
В атмосфере спа В атмосфере спа

Дизайнер сделала ванную местом, где можно получать наслаждение от интерьера

Идеи Вашего Дома
Использование нейросетей может угрожать бизнесу Использование нейросетей может угрожать бизнесу

Бизнес и ИИ: какие риски связаны с использованием нейросетей

Inc.
Нино Шаматава и Алиса Ушаакова Нино Шаматава и Алиса Ушаакова

Ushatava до вмешательства человека — простое екатеринбургское ателье

Собака.ru
Тарум – доставщик душ Тарум – доставщик душ

Рассказ Мадины Байболовой про доставщика душ

Правила жизни
«Стекло в пуантах — прошлый век» «Стекло в пуантах — прошлый век»

Почему в профессии балерины так важны верные партнеры и любовь к своему делу

OK!
Открыть в приложении