Бизнес с восточным акцентом
Разрыв отношений с Западом заставил российских бизнесменов искать новых партнеров в Китае и Индии. Новые возможности между тем требуют учитывать особенности ведения бизнеса с новыми партнерами.
Поворот на Восток российских компаний с точки зрения макроэкономической статистики выглядит довольно удачно, торговые отношения с главными партнерами — Китаем и Индией — динамично развиваются. По данным Главного таможенного управления КНР, товарооборот между странами в 2022 году увеличился на 29,3% и достиг рекордных $190,3 млрд. Товарооборот между Россией и Индией, по информации Федеральной таможенной службы РФ, за 2022 год вырос в 2,5 раза и превысил $35 млрд.
И тенденция продолжается. Согласно статистике, товарооборот между РФ и КНР за первое полугодие 2023 года относительно первого полугодия 2022-го вырос на 40% и составил $114,54 млрд, между Россией и Индией — в 2,9 раза, до $33,5 млрд.
Однако работа с новыми партнерами из этих стран потребовала от российских предпринимателей подстраивать свои подходы к ведению бизнеса под местные особенности.
«Чтобы выйти на конечный потребительский рынок Китая со своей продукцией, нужно быть готовым к большим инвестициям в ее продвижение, к ее адаптации под вкусы китайских потребителей, а также к тому, что придется получать очень большой пакет разрешительной документации», — говорит член генерального совета, бизнес-посол «Деловой России» в КНР Александр Сучков.
«При экспорте в Китай продукции глубокой переработки — напитков, продуктов для ЗОЖ, снеков или полуфабрикатов — предприниматели могут столкнуться с неожиданными нюансами, — предупреждает вице-президент Российского экспортного центра (РЭЦ) Алексей Солодов. — Например, нужно учитывать, что китайцы привыкли к более яркой упаковке, чем в России».
В качестве примера эксперт приводит успешный кейс компании из Курганской области, которая этой зимой начала продавать свою продукцию в сети супермаркетов «Мэй и Цзя» в провинции Хунань. «Их фруктовые напитки раскупили очень быстро, потому что, во-первых, они продавались в ярко-красной упаковке, во-вторых, продажи стартовали незадолго до китайского Нового года. А к торжеству китайские потребители стараются покупать товары именно этого цвета — он символизирует радость, благополучие и счастье»,—объясняет представитель РЭЦа.
«В КНР важную роль играет менталитет — вне зависимости от того, идет речь о потребителях, партнерах или взаимодействии с госорганами», — говорит Алексей Солодов. В Китае на переговоры всегда приходит большое количество партнеров, все внимательно слушают. Но при этом говорит только один человек — самый старший по должности. «Очень важны иерархия и местоимение «мы». Китайцы всегда стараются оправдать свою деятельность высокими целями, а не просто желанием заработать деньги. Ведите себя соответствующим образом», — советует эксперт.