Приморский терруар, магаданский аппелласьон. Кто и зачем делает вино в тайге
По прогнозам экспертов, через десять лет Приморье станет новым винодельческим регионом, в нем появятся аналоги французских аппелласьонов. Однако люди, занимающиеся там виноделием, пока еще переезжают с места на место и дежурят на виноградниках с ружьями. Алексей Синяков рассказывает истории трех фермеров, которые рискнули делать вино на Дальнем Востоке и пытаются превратить непроходимую тайгу в известную винодельческую зону.
От тайги — до собственного виноградника
Десять лет трезвости
В начале 2010-х годов молодой экономист из Приморья Дмитрий Иванов решил открыть бизнес. Он хотел производить «что-нибудь уникальное». Но что именно, Иванов долгое время понять не мог. «Ровно десять лет я вообще не употреблял алкоголь», — говорит Дмитрий. Десять лет трезвости закончились для Иванова в середине десятых годов — тогда он разрешил себе употреблять вино. Экономист интересовался этим напитком в каждой стране, которую посещал. Во время поездки в Южную Корею он купил экскурсию на небольшую винодельню. Там корейцы угостили его редким вином из дальневосточного сорта винограда вида Vitis amurensis. После короткой дегустации Дмитрий понял, что нашел «тот самый» уникальный продукт для российского рынка.
Амурские тигры и медвежьи следы
Дмитрию Иванову казалось, что винодельческий бизнес на Дальнем Востоке можно начать без больших вложений. «В Приморье можно ехать по дороге и видеть оплетающие деревья лозы, — говорит Иванов. — Они встречаются и в глухой тайге, иногда образуя густые заросли». За год лоза винограда может вырастать до трех метров, как, например, китайский бамбук.
Землю для бизнеса Иванов решил взять у государства. «Я воспользовался государственной программой “Дальневосточный гектар” — оставил заявку на землю и в 2018 году получил ее бесплатно», — вспоминает бывший экономист.
В 2016 году Иванов выбрал первый предложенный ему участок земли. Почти всю его территорию покрывал лес. В тайге поблизости от участка охотились амурские тигры. Утром он находил следы бурого медведя. Чтобы посадить на этой земле дикий виноград, Иванову надо было ее расчистить. Но после расчистки он столкнулся с первой проблемой.
Виноград не растет
Большинство вин в мире делают из вида винограда Vitis vinifera, например, мерло, сира, пино-нуар и каберне-совиньон. Виноделы выращивают эти сорта в Европе веками, для их посадок специалисты подбирают участки с определенным составом почвы, количеством солнечных дней и розой ветров. Условия, позволяющие получить из Vitis vinifera вино высокого качества, хорошо изучены и описаны в научной литературе.
Vitis amurensis, или «амурский» виноград, относят к так называемым диким сортам. Если кто и культивировал его для виноделия, то только местные жители и редкие советские ученые-энтузиасты. На какой земле его нужно сажать и какие результаты он даст в разных климатических зонах, почти никто не знает. «В естественных условиях дикий виноград размножается в основном не побегами, а семенами, — говорит Дмитрий Иванов. — И если семена попадут из одного таежного района в другой, то новая лоза может дать совершенно иной вкус, чем был у ее “родителей”. Ягоды на каждой лозе этого винограда уникальны — они отличаются набором сахаров, скоростью созревания и другими качествами. Все это отражается на вкусе и ароматике вина».