Как образ Великой княгини Ксении Александровны стал прототипом игральной карты

Seasons of lifeИстория

Кокошник дамы червей

Текст Андрей Боровский, искусствовед, исследователь русского традиционного костюма. Фотографии Анастасия Марталлер

Большой бальный сезон в дореволюционной России – это время между рождественскими праздниками и Великим постом, которого светское общество ждало, заказывая роскошные наряды и стремясь каждый раз удивить чем-то — так, чтобы об этом не только говорили до следующего бала, а, может быть, вспоминали несколько поколений. Самым знаменитым в истории стал Русский бал 1903 года в Зимнем дворце — роскошное празднество правления последнего из российских монархов. И хотя кажется, что о нем известно уже все, этот бал продолжает удивлять новыми фактами.

Год назад мне довелось сделать маленькое, но сенсационное открытие — атрибутировать кокошник, хранящийся в Омском государственном историко-краеведческом музее. Ошибкой было бы сказать, что он «нашелся», так как его никто не терял — кокошник в музейной коллекции с 1927 года и неоднократно выставлялся. Я увидел его однажды на выставке в Омске, было очевидно, что это — не предмет народного костюма, а виртуозная стилизация XIX века, когда «русский стиль» был трендом эпохи. Изящная форма с закругленными краями — это дань ар-нуво, в традиционном костюме аналогов ей нет. Лишь по прошествии времени понял, что кокошник этой формы был единственным и мне известна его хозяйка. Вместе с хранителем Оксаной Николаевной Дробуш мы сопоставили предмет с фотографиями с бала 1903 года — без сомнения, в наших руках был кокошник Великой княгини Ксении Александровны, сестры Николая II.

Как реликвия оказалась в Омске?

После революции при национализации дворцов, усадеб и просто квартир все из реквизируемого имущества, представляющее художественную ценность, стекалось в так называемые распределительные музейные фонды в Петрограде и Москве. После национализации дворца на Мойке, подаренного императором на свадьбу Ксении Александровне и Александру Михайловичу, в музейный фонд попал маскарадный наряд 1903 года. Платье Великой княгини вместе с костюмами знаменитого бала из других дворянских дворцов направили в Этнографический музей — видимо, в них увидели подлинные старинные русские наряды. Лишь в 1946 году Этнографический музей передал их в Эрмитаж — так там сложилась самая значительная коллекция костюмов Русского бала. Кокошник же тихо лежал на полке до 1927 года, пока по запросу тогдашнего директора для Омского музея не были выделены несколько старинных крестьянских кокошников XVIII века. С ними вместе, с той же атрибуцией, в Омск переехал маскарадный убор Ксении Александровны.

Самое удивительное в истории ставшего легендой Русского бала — это то, что готовился он в невероятной спешке. Идея устроить бал в национальных костюмах спонтанно пришла императрице Александре Федоровне за завтраком 29 декабря 1902 года. И хотя регламент бального сезона был утвержден еще в ноябре, в нем нашли место, совместив с маскарадом запланированный на 11 февраля в Эрмитажном театре концерт. Приглашения начали рассылать в январе — так Русский бал стал «идеальным ивентом», подготовленным от силы за месяц. Не удивительно, что более сотни приглашенных отказались от участия в бале — невозможно было успеть подготовить подобающий костюм, да и его баснословная дороговизна была очевидна.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Обретенная история Обретенная история

Книга Михаила Бирюкова о Мстёре — поселке иконописцев — и настоящем чуде

Seasons of life
Россияне пока не догоняют Россияне пока не догоняют

Как сравнить уровень жизни в разных странах?

Монокль
В центре мира В центре мира

Как ощущается Венеция и есть ли в венецианских буднях время для праздника

Seasons of life
Орфей Советского Союза Орфей Советского Союза

Жан Маре глазами его самых восторженных зрителей

Weekend
Соль Лондона Соль Лондона

Несколько картинок из жизни безумной лондонской квартирки и ее хозяйки

Seasons of life
Император и историческая память Император и историческая память

Как Карл Великий превратился во «второго короля Артура»

Знание – сила
Без черной звезды Без черной звезды

Почему Тимати ушел из Black Star и чем он сейчас занимается

Forbes
«Лучше пока погодить»: писатель Носов о том, нужно ли называть родителей предками «Лучше пока погодить»: писатель Носов о том, нужно ли называть родителей предками

Отрывок из книги Николая Носова «Иронические юморески. Кванты смеха»

Forbes
Богатый старый дом Богатый старый дом

«Берлинский дом» — история московской роскоши в лицах и событиях

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Большой ресурс для маленькой компании Большой ресурс для маленькой компании

Где предпринимателю взять деньги на развитие бизнеса?

РБК
Правые силы Правые силы

Площадки современного искусства и проекты домов моды вдоль правого берега Сены

Seasons of life
Увеличения площади листьев не помогло лесам Индии стать продуктивнее Увеличения площади листьев не помогло лесам Индии стать продуктивнее

Потепление снижает эффективность фотосинтеза и увеличивает затраты на дыхание

N+1
Мочить в сатире Мочить в сатире

Сатирические издания всегда играли в советском обществе особую роль

Правила жизни
«Искусственный интеллект задает основнои вектор нашеи стратегии» «Искусственный интеллект задает основнои вектор нашеи стратегии»

Андрей Белевцев о том, каким он видит будущее AI и о нейроинтерфейсах

Деньги
«О самом лютом из владык» «О самом лютом из владык»

В том, что Влад Дракул был реальной исторической личностью, сомнений нет

Дилетант
«Мода — это язык мира» «Мода — это язык мира»

Карина Нигай о пути в моду, любимых брендах и новых целях

OK!
Страстно интересно Страстно интересно

В каких фильмах искать чужие и свои страсти, рассказывают кинокритики

СНОБ
Кто починит ДНК — перевернет мир Кто починит ДНК — перевернет мир

Генетики уже несколько лет умеют редактировать поломки в ДНК

Наука
Genesis GV80. Премиальный — не значит дорогой Genesis GV80. Премиальный — не значит дорогой

Genesis GV80 — альтернатива премиальным кроссоверам BMW и Medcedes

4x4 Club
Дорого внимание Дорого внимание

Ольга Карпуть разбирается, действительно ли юмор продает

Правила жизни
Как снять с сардельки кожуру, чтобы от нее не осталась половина? А зачем ее вообще чистить? Ведь оболочка натуральная Как снять с сардельки кожуру, чтобы от нее не осталась половина? А зачем ее вообще чистить? Ведь оболочка натуральная

Нужно ли чистить сардельки в натуральной оболочке?

ТехИнсайдер
Фильм начинается Фильм начинается

Небольшая студия с интерьером в стиле «Криминального чтива»

Идеи Вашего Дома
Сны Алины Сны Алины

Актриса Алина Гвасалия — о неисчерпаемых возможностях копирования самого себя

Grazia
Елена Карпенко: «Самым главным по-прежнему остается контент» Елена Карпенко: «Самым главным по-прежнему остается контент»

О конкуренции традиционного ТВ и онлайн-платформ

РБК
Будьте как дети Будьте как дети

Как проживать праздники по-настоящему и зачем каждому нужен маленький карнавал

Seasons of life
Сын Макконахи, король Англии, защитник Арракиса: экранная эволюция Тимоти Шаламе Сын Макконахи, король Англии, защитник Арракиса: экранная эволюция Тимоти Шаламе

Кинокритик Елена Зархина проследила экранный путь актера Тимоти Шаламе

Правила жизни
Блиц-интервью с Антоном Чижом Блиц-интервью с Антоном Чижом

Писатель детективов Антон Чиж рассказал нам о своих источниках вдохновения

Лиза
Владимир Васильев: «Гонка технологических «вооружений» уже началась» Владимир Васильев: «Гонка технологических «вооружений» уже началась»

Владимир Васильев – о влиянии больших языковых моделей на будущее человека

РБК
Головная боль Головная боль

Какой бывает головная боль и как с ней справиться?

Здоровье
Планетам земной группы разрешили формироваться в сильно облученных протопланетных дисках Планетам земной группы разрешили формироваться в сильно облученных протопланетных дисках

Как может протекать процесс формирования планет земной группы

N+1
Открыть в приложении