Добыча нефти и разработка программного обеспечения — отрасли, обычно противопоставляемые друг другу как «старая» и «новая» экономика. На деле все сложнее: стартап «Геонавигационные технологии» успешно развивается благодаря спросу на его продукт со стороны крупнейших нефтяных компаний, а его основатели мечтают о выходе на глобальный рынок

РБК

Лаборатория — ПО

Подземные навигаторы

Санкции и падение цен на нефть помогли производителям софта для нефтяников

Добыча нефти и разработка программного обеспечения — отрасли, обычно противопоставляемые друг другу как «старая» и «новая» экономика. На деле все сложнее: стартап «Геонавигационные технологии» успешно развивается благодаря спросу на его продукт со стороны крупнейших нефтяных компаний, а его основатели мечтают о выходе на глобальный рынок

Текст: Алена Сухаревская
Фото: Михаил Екадомов для РБК

«Вам нужно попасть в точку под землей на глубине 3–4 км, которая удалена на 7–8 км от берега, от буровой платформы» — так петрофизик Сергей Стишенко описывает сложности бурения на шельфе. В 2007 году он начал работать в британской Shell на проекте «Сахалин-2»: отвечал за подбор приборов, которые опускают в скважину при бурении, анализ их показаний, частично за проводку скважины — «полунефтяная, полуайтишная должность», уточняет Стишенко.

Столкнувшись с ошибкой нефтесервисной компании, геофизик Сергей Стишенко сам создал софт, который сегодня используют крупнейшие российские нефтяные компании

Скважины на шельфовых месторождениях бурятся не вертикально, а с большим отклонением по вертикали, вплоть до горизонтального положения. В идеале в этом горизонтальном отведении скважина должна на протяжении всей траектории проходить через нефтеносный пласт и не покидать его пределы. Точность достигается за счет соотнесения прогнозов, где и как залегает порода, и фактических данных, которые передаются с датчиков, установленных на буровой аппаратуре. Данные «снимает» сервисная компания — в  случае с проектом «Сахалин-2» и его оператором «Сахалин Энерджи» это была одна из компаний глобальной «большой четверки» нефтесервисных компаний: в нее включают Schlumberger, Halliburton, Weatherford и Baker Huges. Именно специалист сервисной компании принимает решение — менять траекторию бурения или продолжать согласно первоначальным расчетам.

Ошибки стоят дорого: по словам Стишенко, однажды при бурении на одном из сахалинских месторождений сменяющие друг друга каждые 12 часов сотрудники сервисной компании не смогли понять, в каком пласте находится бур. В итоге скважину, на которую уже было потрачено несколько десятков миллионов долларов, пришлось бурить заново.

Стишенко рассказывает, что оператор нефтесервисных услуг не позволяет сотрудникам нефтяной компании в режиме реального времени наблюдать за ходом бурения: данные по положению бурового инструмента в породе — «технологические ноу-хау» сервисных компаний. Эти же компании делают софт для «геонавигации» — сопровождения и контроля процесса бурения в  режиме реального времени.

После инцидента со скважиной Стишенко и его менеджер из Shell безуспешно пытались найти внутри компании программное решение, которые бы не уступало по качеству ведущим американским аналогам. Тогда он вместе с коллегой по «Сахалин Энерджи» геологом Айратом Сабировым решили покинуть Shell и написать такой софт самостоятельно.

Большие клиенты

В последние годы падение цен на нефть и осложнение отношений с Западом заставляют российских нефтяников экономить и искать отечественные аналоги оборудования и софта. Стишенко и Сабиров начали разрабатывать софт еще в 2010 году, в 2011-м создали «Геонавигационные технологии» (Geosteering Technologies, GTI).

На первом этапе партнеры вложили в компанию собственные деньги — около 1,5 млн руб., которые пошли на зарплату математиков, программистов и геологов. Разработка главного продукта компании, программного комплекса «Геонафт», заняла около девяти месяцев. Программа работает с данными датчиков, установленных на буровом оборудовании: они измеряют сопротивление породы, радиоактивность и другие показатели, которые дают понять, есть ли в ней углеводороды. Эти данные поступают в программный комплекс, в котором автоматически обновляется модель пласта. На основании этой модели геолог может понять: нужно ли менять первоначально рассчитанную траекторию или нет, описывает свою разработку Стишенко.

Помимо базовой функции в «Геонафте» есть несколько модулей — функций, которые клиент может купить в том числе и раздельно. Например, построение 3D-моделей при бурении (а не 2D, как в стандартном модуле), которые используются при прокладке скважин на сложных месторождениях, или передача данных с буровых приборов на сервера компании-заказчика в режиме реального времени. Стоимость программного пакета в зависимости от набора модулей-опций варьируется от 1,5 млн до 3 млн руб. Лицензия на одно рабочее место, программа поддерживает режим наблюдения за несколькими скважинами одновременно.

На Западе геонавигация активно применяется с 2005 года, и сейчас около 90% всех скважин бурятся с помощью этой технологии, говорит Стишенко. В России геонавигацию активно начали внедрять в 2008 году, когда «Роснефть» создала свой Центр по сопровождению бурения (компания не использует сторонний софт для геонавигации, используя собственную разработку «Горизонт»).

Первый заказчик нашел компанию сам, рассказывает Стишенко: в 2011 году специалисты Тюменского нефтяного научного центра, входившего в компанию ТНК-ВР, искали производителей софта для геонавигации и обнаружили сайт недавно созданной компании. «Мы провели для них презентацию, и процесс пошел», — рассказывает он. В том же 2011 году продуктом заинтересовались и в Научно-техническом центре «Газпром нефти»: полгода он использовался в тестовом режиме, в  2012 году был заключен контракт, сумму которого стороны не раскрывают. «Для нас это был важный функционал, а все западные нефтесервисные компании — поставщики подобного софта либо не предоставляли софт отдельно, либо продавали его в рамках нагруженного дополнительными функциями ПО, которое компании был не нужно, либо вместе со своим сервисом, что было еще более экономически невыгодно», — рассказал журналу РБК начальник центра сопровождения бурения «Газпром нефть НТЦ» Виталий Корябкин.

Также важной для компании стала «модульность» «Геонафта»: на некоторых месторождениях «Газпром нефть НТЦ» использовала только некоторые функции, в январе этого года внедрила на отдельных месторождениях комплект из четырех модулей. Стоимость такого пакета составляет 2 млн руб. Сейчас «Геонафт» используется на всех месторождениях компании, указывает Корябкин, при этом средняя проходка (бурение внутри целевого пласта без выхода за его пределы) выросла с 65% до внедрения «Геонафта» до 85% в 2015 году, а в 2016-м в компании ожидают рост этого показателя до 90%.

В «Башнефти» программа «Геонафт» используется с 2013 года, говорит директор компании по сопровождению бурения Кирилл Простяков, а в 2016-м все скважины сопровождаются с помощью этого софта. В качестве альтернативы в 2014-м «Башнефть» рассматривала также софт компании Geosteering Office, ее пользовательский интерфейс показался более удобным, но она не прошла по датам в цикл закупок. ПО «Геонафт» к тому времени уже несколько месяцев находилось в пробной эксплуатации, был накоплен небольшой опыт,  и в компании решили от нее не отказываться, говорит Простяков.

Борьба за Россию

Опрошенные журналом РБК участники рынка говорят, что «Геонавигационные технологии» и Geosteering Offi ce — по сути, единственные российские производители подобного софта. Свой продукт по геонавигации предлагает американская Rogii, основанная выходцами из России, которая несколько месяцев назад начала рассылать предложения о сотрудничестве, по пока с ними никто не работает, рассказал журналу сотрудник одной из российских нефтяных компаний.

По словам вице-президента ROGII по технологиям Игоря Куваева, их программный комплекс StarSteer изначально создавался как универсальное решение для мирового рынка, сейчас около 15% скважин, которые бурятся в США и Канаде, сопровождаются именно с помощью ПО StarSteer. Уже два года софт используют такие компании как BP и Repsol, а в России ведутся переговоры с 5-6 компаниями, какими именно, он не уточнил.

Основатель Geosteering Office Дмитрий Поспелов говорит, что созданная в 2013 году компания изначально не планировала продавать софт для геонавигации как отдельный продукт, а только в составе сервисной услуги. В 2014 году появился спрос на софт: нефтяные компании стали создавать собственные центры по сопровождению бурения. Сейчас среди клиентов компании Поспелова — «Лукойл-инжиниринг», «Зарубежнефть», «Самотлорнефтегаз», с мая 2016-го года компания оказывает услуги по геонавигации на Приразломном месторождении «Газпром Нефти НТЦ».

Раньше американская нефтесервисная компания сажала на одну скважину двух человек, которые работают посменно по 12 часов. В объемах «Роснефти» или «Газпром нефти», где бурится более 600 горизонтальных скважин в год, это очень дорого, говорит сотрудник «Роснефти».

Все крупные компании перешли к удаленному мониторингу, добавил он: в центре по сопровождению бурения два сотрудника могут контролировать процесс бурения одновременно десяти скважин. «Геонафт» был первым подобным продуктом в  России, и это одно из главных преимуществ: за это время они получили от своих клиентов первые отзывы и смогли доработать свой софт так, что он стал, что называется, «ближе» к заказчикам, объясняет сотрудник «Роснефти».

В 2014 году «Геонавигационные технологии» получили выручку 10,3 млн руб. и прибыль почти 2  млн руб. (данные «СПАРК-Интерфакс»). С начала работы компания продала около 90 лицензий (с разным количеством модулей), говорит Стишенко. Выручка по итогам 2015 года была на уровне 2014-го, говорит Стишенко, а по итогам 2016 года должна составить около 30 млн руб. Сейчас в компании 16 человек, среди них — бывшие сотрудники крупнейших американских нефтесервисных компаний и российских нефтегазовых операторов.

Вызываем Хьюстон

В 2014 году «Геонавигационные технологии» участвовали в Мировой нефтяной выставке: рядом был стенд «Сколково». Их заметил руководитель кластера энергоэффективных технологий Марат Зайдуллин и пригласил в конкурс инновационных проектов для нефтегазовой отрасли. В 2014-м компания выиграла сколковский грант в размере 5 млн руб.

На конкурсе в «Сколково» компанию заметил и представитель первого инвестора — партнер фонда Phystech Ventures Петр Лукьянов. Инвесторами фонда выступают основатель Parallels и Acronis Сергей Белоусов, президент ГК «Мортон» Александр Ручьев и другие бизнесмены. В мае 2015 года Phystech Ventures вместе с фондом North Energy Ventures вложили в компанию $220 тыс. За счет опционов объем инвестиций вырос до $440 тыс., говорит Стишенко. По расчетам журнала РБК, с учетом опциона и последнего транша компанию могли оценить в $4,9 млн.

До конца 2016 года GTI планирует провести второй раунд финансирования — Стишенко говорит, что компания планирует привлечь «существенно больше денег, чем в первом раунде». Инвестиции GTI тратит на создание новых продуктов. Один из них — модуль «геомеханика» — должен способствовать снижению риска обрушения скважин во время бурения. Развивает направление один из бывших руководителей подразделения Schlumberger по геомеханике в России и СНГ Комплекс появится на рынке в начале 2017 года и  будет стоить дороже «Геонафта».

Главная надежда инвесторов — выход на глобальный рынок: там гораздо больше потенциальных клиентов и должен быть спрос на более дешевый российский продукт, считает Лукьянов. В России рынок услуг по геонавигации составляет $300–400 млн в год и растет в последнее время на 20–30% ежегодно, говорит Зайдуллин. На глобальном уровне тот же рынок как минимум в 15 раз больше — до $5 млрд в год.

В  2017 году GTI планирует активизировать глобальное присутствие, говорит Лукьянов. Офис компании в Хьюстоне возглавил человек, построивший глобальный бизнес по геонавигации в компании Weatherford. По словам Лукьянова, Хьюстон — правильная точка для выхода с новыми технологиями на любые рынки, «не говоря о более 4 тыс. нефтяных компаний, представленных в самом Хьюстоне».

По словам Стишенко, бюджет на американскую экспансию GTI составит около $1 млн. В планах на 2017 год — найти первых заказчиков в Штатах, а к 2020-му доходы компании должны распределяться как 2/3 на рынках в России и США.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Мониторинг цифровой трансформации бизнеса» «Мониторинг цифровой трансформации бизнеса»

Направления и тенденции цифровизации деловой среды

РБК
5 заблуждений о миоме 5 заблуждений о миоме

Узнав о ней, многие впадают в панику. Но не так страшна миома, как мы привыкли считать.

Лиза
В погоне за трендами В погоне за трендами

Как следить за всеми модными веяниями и удачно внедрять их в свой гардероб

Лиза
Когда вызывать скорую во время беременности Когда вызывать скорую во время беременности

Беременность – период волнений и тревог. В большинстве своем будущие мамы очень бдительно следят за своим здоровьем, и панику у них может вызвать любое, даже самое незначительное, отклонение. Конечно, так сильно переживать не стоит, но и не быть внимательными к себе нельзя. В каких случаях переживания оправданы и нужно обратиться за срочной медицинской помощью?

9 месяцев
Kia Optima GT Kia Optima GT

Корейские производители давно и успешно портят нервы европейским конкурентам. Последнее поколение Kia Optima принимает в этом непосредственное участие

АвтоМир
Лучшее из возможного Лучшее из возможного

Когда вы предлагаете Эвелине Хромченко поговорить о тенденциях осени, а она приглашает вас просто заглянуть в ее гардероб, – это удача. И мы ей с радостью воспользовались!*

Домашний Очаг
10 репродуктологов 10 репродуктологов

Этих ге­не­ти­ков, эн­до­кри­но­ло­гов, ги­не­ко­ло­гов и эм­брио­ло­гов на­зы­ва­ют «аиста­ми», ко­то­рые при­но­сят дол­го­ждан­ное агу­ка­ю­щее счастье.

Tatler
Skoda Kodiaq Skoda Kodiaq

Долгожданный большой кроссовер всего на 4 см длиннее Octavia. Чего еще никто не ожидал от Kodiaq и чего, наоборот, многие ждали, но так и не увидели на первом показе новинки?

Quattroruote
Jaguar F-Type SVR Convertible Jaguar F-Type SVR Convertible

Еще больше мощности и тяги у спецверсии британского суперкара. Тем не менее, он хорош и в прогулочном темпе.

Quattroruote
Линия защиты Линия защиты

Осенью мы все чаще задумываемся о том, что нужно укреплять иммунитет

Cosmopolitan
Очень вредная привычка Очень вредная привычка

Чувство, которое не несет ничего, кроме испорченных отношений

Cosmopolitan
Работаем над покрытием Работаем над покрытием

Инновационные напольные покрытия вытесняют традиционные дерево и камень. Спокойнее всего тем, кто занял узкую нишу.

РБК
Старая пленка Старая пленка

В доворелюционной России бурно развивался фото- и кинобизнес.

Forbes
Про картошку Про картошку

Еще лет 300 назад о картошке у нас и не слыхали

Дилетант
Умный в гору Умный в гору

Покоряем заснеженные склоны Норвегии

Cosmopolitan
Святые отцы Святые отцы

Больше хо­ро­ших ге­нов! Для вдох­но­ве­ния «Татлер» со­брал до­сье на два­дцать семь мно­го­дет­ных пап. Степень свя­то­сти у них раз­ная, но все спо­соб­ны про­кор­мить птенцов.

Tatler
Эффект погружения Эффект погружения

VR-трансляции благодаря компании Prosense могут стать массовыми.

РБК
Лови момент Лови момент

Нас могут сделать счастливыми не достижения, а умение жить каждым днем

Cosmopolitan
Лена Темникова. Почему певица боится экстрасенсов? Лена Темникова. Почему певица боится экстрасенсов?

Принято считать, что люди искусства суеверны, верят в мистику и предсказания, но на самом деле все не так однозначно.

Лиза
Карты обещают прибыль Карты обещают прибыль

Тебе звонят из банка и уговаривают оформить кредитную карту, да не простую, а особенную – по ней ты и скидки получишь, и бонусы. Интересно, это выгодно или нет?

Лиза
31 способ ускорить метаболизм 31 способ ускорить метаболизм

Благодаря метаболизму все съеденное быстро превращается в энергию, а не в жир

Cosmopolitan
Девушка и миллиард Девушка и миллиард

Как Екатерина Лапшина cтала управлять инвестиционным фондом основателей Yota.

РБК
Горшочек, не вари Горшочек, не вари

Иван Глушков вбивает гвозди в гроб крафтового пива.

GQ
Умный быт с помощью приложений Умный быт с помощью приложений

Управлять освещением, отоплением и телевидением можно через смартфон: подобранные нами приложения способны превратить любое жилище в умный дом с более высоким уровнем безопасности и меньшими энергозатратами.

CHIP
Остров Александрова Остров Александрова

Бизнесмен, зарабатывающий миллиарды на десертах, строит новый бизнес на похудении.

РБК
Полюбить себя. Зачем? Полюбить себя. Зачем?

Психологи говорят: чтобы построить гармоничные отношения с миром, надо полюбить себя. Но как? Давай разберемся.

Лиза
Путешествие Путешествие

6 удивительных мест Флоренции, которые ты увидишь в фильме “Инферно”

Cosmopolitan
Учись бесплатно пока в декрете Учись бесплатно пока в декрете

Ты занята ребенком круглые сутки? Ничего! Скоро он чуть подрастет, и ты выкроишь время для себя.

Лиза
Ракетка даль­не­го действия Ракетка даль­не­го действия

Анастасии Павлючен­ко­вой про­чи­ли боль­шое бу­ду­щее с че­тыр­на­дца­ти лет

Glamour
Беспилотные курьеры Беспилотные курьеры

Зарубежные логистические компании активно готовятся использовать беспилотники для доставки заказов: в сентябре тесты провели американская UPS и немецкая DHL. Дроны — это будущее логистики, настаивают крупнейшие операторы, преодолевая сопротивление регуляторов по всему миру.

РБК
Открыть в приложении