Сможет ли РЖД развлечь пассажиров фильмами онлайн

РБК

Тема номера — Госкомпании и технологии

Кино на рельсах

Сможет ли РЖД развлечь пассажиров фильмами онлайн

Вместе с Wi-Fi в поезда РЖД приходит новый вид услуг: пассажиры могут смотреть кино в пути. Новый сервис запустили оператор «РДЛ-Телеком» и онлайн-кинотеатр Okko. Но проект рискует не выйти из пилотной стадии

Текст: Елизавета Архангельская

В 2014 году «дочка» РЖД Федеральная пассажирская компания (ФПК) решила обеспечить пассажиров поездов сетью Wi-Fi. На статус партнера ФПК претендовали несколько компаний, но участником пилотного проекта стала одна фирма  — «РДЛ-Телеком», созданная за два-три месяца до этого. Сейчас, по словам представителя РЖД, Wi-Fi в поездах в режиме коммерческой эксплуатации обеспечивает только «РДЛ-Телеком».

Компанию-оператора создал Владимир Литошенко вместе с партнерами, чьи имена он раскрывать отказался. Сам Литошенко ранее работал с фирмами, которые являются контрагентами РЖД, следует из информации в базе «СПАРК-Интерфакс» (подробнее см. врез). Изначально «РДЛ-Телеком» планировал оборудовать сетями Wi-Fi все фирменные поезда РЖД — более 200 составов, но пока ограничился 32: для оставшихся госкомпания хочет закупать оборудование самостоятельно.

Помимо платежей за доступ в интернет в поездах решили зарабатывать на показе фильмов. Первого контрагента среди онлайн-кинотеатров нашли сразу (его название Литошенко не раскрывает), но проект провалился: в каталоге фильмов не было блокбастеров, а это «решающий фактор для клиентов», считает Литошенко.

«Преимущество поезда перед другими видами транспорта в том, что человек в среднем находится в нем сутки без доступа к внешнему миру. Либо в интернете посидеть, либо посмотреть фильмы — что еще делать?» — объясняет Литошенко выбор бизнес-модели.

В конце 2015 года «РДЛ-Телеком» начал переговоры с онлайн-кинотеатром Okko, инвесторами которого являются основатели Yota Devices Сергей Адоньев и Альберт Авдолян. К разработке софта для партнерского проекта Okko приступил в начале 2016 года, на это ушло 2,5  месяца.

«РДЛ-Телеком» со своей стороны прокладывает в поездах кабели, устанавливает Wi-Fi-точки и оборудование от шведского производителя IComera, которое выполняет функции сервера (для хранения фильмов) и роутера (подключается к сетям сотовых операторов через антенны на крыше поезда). Также оператор управляет порталом, на который попадают пользователи Wi-Fi. В середине года партнеры запустили пилотный проект на 27 поездах, в основном фирменных, например «Лев Толстой» Москва — Хельсинки, скоро к ним добавятся еще три состава.

48 часов

Сервис позволяет пассажирам смотреть фильмы из медиатеки Okko на ноутбуке, планшете или смартфоне. Пользователю доступны около 100 картин (всего в коллекции кинотеатра более 5  тыс. фильмов и сериалов) — число ограничено мощностью находящихся в поездах серверов, которые загружают контент и «ездят» вместе со зрителями.

Выбрать фильм пользователи могут на стартовой странице при открытии браузера. Стоимость единицы контента — от 79 руб. до  250  руб., расплатиться онлайн можно с  помощью банковской карты, сервиса «Яндекс. Деньги» или со счета телефона. После оплаты фильм доступен в течение 48 часов, но только в поезде.

Подключение к интернету для киносеанса не нужно, смотреть кино онлайн все равно невозможно, объясняет технический директор онлайн-кинотеатра Игорь Соколов. «Это поезд, он все время движется. Особенно если едешь где-то в области, низкий уровень сигнала не обеспечит загрузки фильма», — говорит Соколов. Отдельных инвестиций проект не потребовал — им занимались штатные разработчики, добавляет гендиректор Okko Иван Гродецкий.

«Не бизнес-кейс»

Сейчас покупок «десятки в месяц» из-за малого числа подключенных поездов, говорит Гродецкий. Партнеры делят доходы между собой, но не раскрывают пропорцию распределения средств. Число пользователей и доход Okko Гродецкий также не раскрывает. Всего в сервисе зарегистрировано 5,5 млн устройств. Общая выручка за 2015  год, по оценке J’Son & Partners Consulting, составила 645 млн руб. — в  Okko называют эту цифру «близкой к реальной». В сети «РДЛ-Телеком» в  среднем проходит 300 платежей в  день, из них около 5% — за фильмы, остальное — за доступ в  интернет, говорит Литошенко (выручка оператора за 2014 год составила 5,3  млн  руб. при убытке в 5 млн  руб., по данным «СПАРК-Интерфакс»).

Однако Литошенко уверен: контент должен приносить компании не 5%, а  40–50%, что возможно только при увеличении числа поездов. Городецкий считает, что потенциал проекта — 240–270 поездов с пассажиропотоком около 21 млн человек в год: «Из всех пассажиров 20% увидят сервис, 10%  делают покупку».

В ближайшее время доля сервиса в выручке Okko вряд ли превысит 1%, считает директор департамента ТВ и медиаконтента J'son & Partners Consulting Дмитрий Колесов. «У онлайн-кинотеатра есть контент и необходимость продать его через максимальное количество каналов. Это один из них», — говорит эксперт.

Когда закончится пилотная стадия и начнется ли основная, партнеры не решили. Определяющий фактор  — число поездов, в которых будет работать «РДЛ-Телеком». Если в проекте останется 27 составов, Okko он будет мало интересен — «это не бизнес-кейс», предупреждает Гродецкий. С  ним согласен Литошенко: «Мы не для этого строили компанию».

У тандема «РДЛ-Телеком» и Okko есть конкуренты: примерно в те же сроки в поезде Москва — Адлер был запущен совместный проект оператора «ТрансТелеком» и онлайн-кинотеатра Tvzavr. Партнеры создали портал с фильмами, сериалами и информацией о маршруте поезда. Разработкой платформы занимался Tvzavr, потратив $1,5 млн, рассказала представитель компании Олеся Теплова. С мая по август 2016 года доступ к контенту был бесплатным, а с осени Tvzavr занялся монетизацией. «В стоимость будет включаться в  цену билета на поезд, а цена на фильмы библиотеки начинается от 49 руб.», — отметила Теплова.

Оператор с железнодорожным прошлым

«РДЛ-Телеком» на 100% принадлежит Петру Литошенко, следует из данных «СПАРК-Интерфакс». До марта 2016 года оператором владела «Ава-Инвест», которая в равных долях принадлежит Владимиру Литошенко (брат Петра), Андрею Дудко и Альберту Ротфусу, а ее гендиректором является Алексей Орлов. Партнеры Литошенко участвовали в проектах, связанных с РЖД. Например, Ротфус владеет 100% ТД «Владимир», который в 2012–2016 годах получил от РЖД заказы на поставку IT-услуг на общую сумму 644 млн руб. Орлов владеет 75% «ТрансРесторанСервис «Ласточка», которая обслуживает поезда «Ласточка». Сам Литошенко раньше был коммерческим директором «Аксиома Групп» (до февраля 2016-го принадлежала Ротфусу). Ключевыми заказчиками эта IT-компания называет РЖД и ее «дочек»: в 2013–2016 годах «Аксиома» заключила с ФПК контракты на общую сумму 141 млн руб. Ранее 50% акций «Аксиомы» владела «Транссервисгрупп» — крупный подрядчик РЖД.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Плюс одна комната! Плюс одна комната!

Как превратить обычную лоджию в полноценное жилое пространство

Лиза
Жизнь и любовь Александра Митты Жизнь и любовь Александра Митты

В кино я, как и во всем, старался остаться в детстве

Коллекция. Караван историй
Актриса-фейерверк Актриса-фейерверк

Полина Максимова снимается в кино уже двадцать лет — с шестнадцати

OK!
Показывают то, что скрыто Показывают то, что скрыто

Зачем музейное закулисье выходит на авансцену

Weekend
Листоносы собрали падалицу Листоносы собрали падалицу

Зоологи обнаружили свидетельства, что рукокрылые подбирают пищу с земли

N+1
Председатель комитета Госдумы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Нина Останина: Институт полигамии мы узаконивать не будем Председатель комитета Госдумы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Нина Останина: Институт полигамии мы узаконивать не будем

Нина Останина — об аспектах законодательной деятельности

Ведомости
Эта привычка может повысить риск развития деменции на 43% Эта привычка может повысить риск развития деменции на 43%

Употребление большого количества сахара может повысить риск развития деменции

ТехИнсайдер
Минута славы Минута славы

Как снимать в путешествиях видео, которые станут популярными в соцсетях

Лиза
Дэвид Хокни: большой всплеск Дэвид Хокни: большой всплеск

В 88 лет Дэвид Хокни сумел остаться актуальным в XXI веке

Монокль
Отключили мобильный интернет: новая реальность российского цифрового пространства Отключили мобильный интернет: новая реальность российского цифрового пространства

Кто страдает от отключений интернета и как бизнесу адаптироваться к этому

Inc.
В сосновом бору В сосновом бору

Настоящий гимн природе в интерьере загородного дома в пригороде Новосибирска

SALON-Interior
Фармкомпании поддержали врачей Фармкомпании поддержали врачей

Международные фармкомпании почти на четверть нарастили выплаты медорганизациям

Ведомости
Стивен Кинг очень любил детей Стивен Кинг очень любил детей

Новый сериал «Институт» и другие экранизации шедевров Короля ужасов

Weekend
«Налоговая лазейка» и верные клиенты: как Джеффри Эпштейн сделал свое состояние «Налоговая лазейка» и верные клиенты: как Джеффри Эпштейн сделал свое состояние

Хотите узнать способ, благодаря которому Джеффри Эпштейннакопил свое состояние?

Forbes
Чем закусывать Jagermeister Чем закусывать Jagermeister

Копченое, кислое и сладкое — чем закусывать немецкую знаменитую настойку?

Maxim
За консервами выстроилась очередь За консервами выстроилась очередь

Почему крупнейшие игроки рынка переработки рыбы продают свои активы

Монокль
Когда консьерж — это бот: 7 HotelTech-стартапов, меняющих отели Когда консьерж — это бот: 7 HotelTech-стартапов, меняющих отели

Тренды и стартапы в HotelTech-индустрии, которое меняет пользовательский опыт

Inc.
Мария Куликова: «Моя жизнь перевернулась в одно мгновение» Мария Куликова: «Моя жизнь перевернулась в одно мгновение»

Пожалуйста, дайте мне какую-нибудь дрянь сыграть!

Коллекция. Караван историй
Злая шутка эволюции: почему птица додо совсем не такая, какой мы ее знаем Злая шутка эволюции: почему птица додо совсем не такая, какой мы ее знаем

Что мы знаем о дронте? Меньше, чем о мамонтах

ТехИнсайдер
В зоне степей и полупустынь В зоне степей и полупустынь

Сергей Богун о проблемах защиты редких степных видов

Знание – сила
Заповедные нравы Заповедные нравы

«В глуши»: сериал на тему «человеческая дикость на фоне дикой природы»

Weekend
Благородная роскошь Благородная роскошь

Московский интерьер на стыке классики и современности с ощущением роскоши

SALON-Interior
Биологи прочитали геном вымерших японских морских львов Биологи прочитали геном вымерших японских морских львов

Генетики проанализировали ДНК вымерших японских морских львов

N+1
Северный олень добрался до испанской Атапуэрки не меньше 243 тысяч лет назад Северный олень добрался до испанской Атапуэрки не меньше 243 тысяч лет назад

Испанские ученые обнаружили в Атапуэрке зуб северного оленя времен оледенений

N+1
Ставка на повышение: как «Ливерпуль» увеличил доходы и смог покупать дорогих игроков Ставка на повышение: как «Ливерпуль» увеличил доходы и смог покупать дорогих игроков

Как рекордный рост доходов позволил «Ливерпулю» больше вкладывать в трансферы

Forbes
Каннибалы 5600 лет назад съели в Атапуэрке 11 человек Каннибалы 5600 лет назад съели в Атапуэрке 11 человек

Ученые проанализировали многочисленные человеческие кости из пещеры Эль-Мирадор

N+1
Бесплатные приложения для планирования: какое выбрать Бесплатные приложения для планирования: какое выбрать

Бесплатные приложения-планировщики: чем отличаются и какое стоит попробовать?

Inc.
Зеленый доктор Зеленый доктор

Чем больше «травы» – тем меньше вес

Лиза
Лучшие современные сериалы до 10 серий Лучшие современные сериалы до 10 серий

Сериалы до 10 серий: идеальный вариант для выходных или вечера

Maxim
«Графиня де Монсоро» и «Граф Монте-Кристо»: лучшие экранизации произведений Александра Дюма «Графиня де Монсоро» и «Граф Монте-Кристо»: лучшие экранизации произведений Александра Дюма

Самые удачные экранизации произведений Дюма, которые вы могли не видеть

ТехИнсайдер
Открыть в приложении