«Путеводитель по Средневековью: Мир глазами ученых, шпионов, купцов и паломников»
Каково было совершать паломничество на борту галеи

Большинство жителей христианской Европы весьма условно представляли себе устройство мира. Чтобы отделить выдумки от фактов, они полагались на письменные путеводители, которые в то время стали главным способом описать увиденное в далеких странах. В книге «Путеводитель по Средневековью: Мир глазами ученых, шпионов, купцов и паломников» (издательство «Альпина нон-фикшн»), переведенной на русский язык Ильей Кригером, историк-медиевист Энтони Бейл рассказывает, как европейцы воспринимали мир за пределами своего континента. Предлагаем вам ознакомиться с фрагментом об особенностях средневековых морских путешествий.
По большому морю. Из Венеции на Кипр
В море. — Задар. — Модон. — Родос. — Кипр
Путешественники, садясь на корабль, идущий из Венеции в древнюю гавань Яффы, лелеяли надежду преодолеть это расстояние за 25–60 дней. Путь мог занять и гораздо больше времени, однако с круизом по живописным местам Средиземного моря это имело мало общего. Опасности подстерегали самые разнообразные: непогода, пираты, задержки, вызванные погрузкой и разгрузкой груза, болезни на борту, крушение близ какого-нибудь незнакомого побережья и (или) обман недобросовестным собственником корабля (патроном, padrone). Морской путь Венеция — Яффа сам по себе был родом индустрии, предоставлявшей клиентам — паломникам, направляющимся в Святую землю, — разного рода сервис в сфере обеспечения связи между Венецией и ее островными владениями и факториями в Восточном Средиземноморье. Одно время (в позднем Средневековье) все важные порты — Пола (современный Пула), Задар и Дураццо (современный Дуррес), а также поселения на Балканском полуострове и близ него, например Модон (современный Метони), Корфу, Эвбея, Ираклион, Кипр, — принадлежали венецианцам.
Океан залит лунным светом. Вода кажется то зеленой, то голубой, долгие штили сменяются внезапными бурями, и здесь в любой момент можно наткнуться на скалу, сесть на мель или даже попасть в водоворот. Пребывая в постоянном движении, море, по замечанию мудрецов, очищается, избавляясь от всякой порчи и мертвечины, но оно и само, внезапно преображенное страшным шквалом, способно вселять ужас. Часто цитируемый ученый и энциклопедист Исидор Севильский (умер в 636 году) указывал на отличительное качество моря — fretum: своего рода волнение, «яростное, мощное движение», сила, способная мгновенно потопить людей и корабли. Морякам приходилось полагаться на наблюдения за положением звезд и Солнца, на компасы и астролябии из серебра и бронзы (небольшой прибор со шкалой, с его помощью измеряли высоту небесных тел над горизонтом, чтобы определить географическую широту, на которой находится судно) и учитывать, что в любой момент внезапный порыв ветра может разволновать море, которое примется швырять корабль, словно щепку, или же судно вдруг окутает мглой и туманом, и тогда придется вслепую вести его навстречу неизвестным опасностям.