Cтенка на стенку
Директор Института исследования стрит-арта, арт-директор галереи Ruarts, а также кураторы студий «Стрит-арт хранение» и «Тихая» рассказали «Правилам жизни» о том, как художники совмещают работу на улице с музейными выставками и чем стрит-арт отличается от вандализма.

Уличное искусство по понятиям: граффити, стрит-арт, паблик-арт
Почему произведения одних уличных художников стоят миллионы, а работы других коммунальные службы закрашивают без зазрения совести? Для начала разберемся в терминологии. Как и в любой другой субкультуре, в уличном искусстве есть свой жаргон. Слова вроде «бомбинг» или «тег» мало что скажут непосвященному, но понятны любому граффити-райтеру. Если буквально переводить с английского, то граффити именно пишут, а не рисуют, точно так же, как нишевую парфюмерию слушают, а не нюхают. Обилие заимствований из английского тоже не случайно. Хотя первыми граффити можно считать образцы наскальной живописи, в своем современном виде культура уличного искусства зародилась в 1960-е годы в Нью-Йорке. Тогда этот «плавильный котел» бурлил вовсю, а неблагополучные кварталы становились ареной разборок уличных банд. В знаменитом мюзикле той поры «Вестсайдская история» (адаптация сюжета «Ромео и Джульетты») конфликт разворачивается между «Акулами» и «Ракетами». Оставляя в городе стилизованные названия группировок и свои имена, то есть теги, банды как будто размечают территорию. Так что субкультура уличного искусства изначально была заточена на выстраивание коммуникации внутри закрытого сообщества.

Отголоски этих противостояний сохраняются и сегодня. Прежде всего они характерны именно для граффити, которые не принято приравнивать к стрит-арту в целом. «Имея общее в своей природе – нахождение на улице и независимость, – эти субкультуры сильно разнятся, – объясняет художник Максим Има. – В основе граффити лежит тотальный эгоизм, чаще всего выражающийся в тиражировании собственного имени, и конкурентная борьба. Цель – внутренний диалог райтера с райтером. Стрит-арт же чаще оглядывается на зрителя, пытается щегольнуть эстетикой или разумным подходом к пространству, пытаясь нести какой-то посыл. Конечно, это все пластично, и многие авторы балансируют на стыке двух дисциплин, но не у всех получается».
Пожалуй, главный аспект, который роднит стрит-арт и граффити, это их правовой статус. «И то и другое – это исключительно нелегальная деятельность человека или группы лиц, которые рисуют по собственному желанию», – подчеркивает Анна Нистратова, директор Института исследования стрит-арта. Для остального искусства, которое появляется на улицах с разрешения и при поддержке городских властей, есть отдельный термин – паблик-арт. К нему относятся все работы, создаваемые в рамках фестивалей уличного искусства или по заказу крупных компаний. В этих случаях любой проект, будь то городская или частная инициатива, имеет свой бюджет. К его реализации приглашаются профессиональные кураторы и художники,
которые заранее согласовывают с инициаторами проекта эскизы. «Если смотреть глобально, то все кроме паблик-арта – это вандализм. С точки зрения буквы закона это так, какие бы термины мы ни использовали», – признается Алина Зоря, главный куратор петербургского «Стрит-арт хранения».
Искусство или нет?
Прежде чем проводить грань между стрит-артом и вандализмом, нужно разобраться в том, почему то или иное изображение в общественном пространстве становится искусством. По мнению художника Petro (Aesthetics group), этот вопрос скорее лежит не в искусствоведческой, а в морально-этической плоскости. «Тут все сложнее, – уверен Petro. – Чем является конкретная уличная работа для конкретного художника – искусством, развлечением, протестом? А для общества?» Если в случае с граффити мы имеем дело в первую очередь с желанием самоутвердиться, обратить на себя внимание других райтеров, то создание, например, муралов (масштабных росписей на стенах. – «Правила жизни») – это уже обращение к более широкой аудитории. Чем ярче и технически совершеннее выполнен мурал, тем больше у него шансов понравиться горожанам. Но существуют и другие примеры. «Порой стрит-артом и граффити занимаются люди совершенно неподготовленные, – говорит Анна Нистратова. – Они не считают себя художниками, не имеют соответствующих навыков и амбиций, но хотят высказываться в общественном поле и имеют смелость это делать». В любом случае, выходя на улицу, художник автоматически вступает в сложные отношения с городской средой. И статус его работы, будь то сделанный мимоходом тег или многометровый мурал, будет зависеть от того, как сложатся эти отношения.