Досье / Что нам хочет сказать наше бессознательное / Терапии
Три способа начать диалог без слов
Образы, скрытые в бессознательном, не всегда легко обнаружить и тем более описать словами. Но контакт с миром глубинных переживаний, который необходим для нашего благополучия, можно установить и без помощи слов, утверждают наши эксперты.
Попытки достучаться до бессознательного и вступить с ним в диалог считаются прерогативой психоаналитиков. Но это не совсем так. Существует немало психотерапевтических методов, которые обращаются к бессознательному другими способами. Там, где не хватает слов, на помощь приходят образы, движения, музыка – которые нередко ведут в глубины психики более коротким путем.
Арт-терапия
История. «Метод возник в 1940-е годы, среди его создателей наиболее известна Натали Роджерс (Natalie Rogers), дочь психолога Карла Роджерса. Натали помогала отцу проводить групповые сессии. И обратила внимание, что участники устают по многу часов сидеть, говорить и слушать, – рассказывает психотерапевт Варвара Сидорова. – Она предложила использовать рисунок, музыку, движение – и постепенно создала свое собственное направление.
Суть метода. В английском языке существует два термина: art therapy (терапия визуальными искусствами, собственно арт-терапия) и arts therapy (терапия всеми видами искусств вообще). Но есть еще одно набирающее силу направление, которое возникло в 1970-е годы и по-английски называется expressive arts therapy. По-русски мы называем ее «интермодальной терапией экспрессивными искусствами». Такая терапия использует в одной терапевтической сессии различные виды искусств. Это может быть и рисунок, и движение, и музыка – синтез всех этих видов. Терапевт должен быть очень чувствителен, чтобы понимать, когда перейти от одного вида искусств к другому. Когда можно что-то нарисовать, когда – выразить музыкой или словами. Это расширяет спектр воздействия, позволяя разворачиваться бессознательным процессам. Есть знаки, сигналы, по которым нужно ориентироваться, предлагая клиенту перейти к другой модальности. Поэзия, например, – замечательный инструмент кристаллизации того, что для вас важно. Скажем, мы используем свободное письмо, когда клиент может 10 минут спонтанно писать. А что потом делать с этим материалом? Мы предлагаем клиенту подчеркнуть, допустим, пять слов – и создать из них хайку. Так из материала, полученного в спонтанном письме, мы выделяем важное и кристаллизуем в поэзии.
Преимущества. Клиент может ходить на сессии экспрессивной терапии искусствами, не умея рисовать, лепить или писать стихи. Есть техники, помогающие снять комплекс неумения и страх перед тем, чтобы выражать себя таким образом. Например, можно рисовать левой рукой. Страхи сразу проходят – левой рукой почти никто рисовать не умеет. Важным преимуществом арт-терапии и интермодальной терапии искусствами я считаю их безопасность. Работа идет на символическом уровне, с образами. Изменяя образ, рисунок, мы изменяем что-то в себе. А понимание придет в нужный момент, торопить который как раз не следует.
Для кого и как долго. Арт-терапия работает с потерями, травмами, отношениями и их кризисами. Все это можно нарисовать, слепить, из всего можно создать хайку – и трансформировать в процессе творчества. Сессия длится час-полтора, курс терапии – от 5 сессий (краткосрочная терапия) до 2–3 лет. Есть некоторые ограничения. Мне приходилось работать в психиатрической клинике, и я знаю, что с людьми в тяжелых состояниях сложно использовать арт-методы. Хотя и с ними удавалось достичь результатов. Я вспоминаю девушку лет 19 с задержкой в развитии (она оставалась на уровне 5-летней). В ее рисунках среди бессвязных каракулей в какой-то момент вдруг появились медведь и лиса. Я спросила: кто это? Она сказала, что лиса похожа на маму, а медведь на