Киновед Вячеслав Корнев — о психоанализе и коллективных неврозах в кино

СНОБСобытия

Психоанализ и кино. Как кинематограф заставляет внутренних демонов работать

Беседовал Алексей Черников

Зигмунд Фрейд
Зигмунд Фрейд. Фото: Bettmann / предоставлено Getty Images

13 октября 1900 года была издана первая крупная работа Зигмунда Фрейда «Толкование сновидений». Корреспондент «Сноба» Алексей Черников побеседовал с киноведом Вячеславом Корневым о том, как психоанализ повлиял на кинематограф и выродился во вредную догму, есть ли границы между иллюзорным и реальным, зачем человек должен идентифицировать себя с пролетами камеры и монтажными склейками, как кино выводит из плоскости бессознательного коллективные фрустрации и неврозы и почему хорроры категории Б о монстрах на самом деле говорят о сексе.

Почему к Фрейду и его идеям у нас отнеслись враждебно, а на Западе – с интересом и энтузиазмом, почему русская культура смотрит на психоанализ с презрением?

Понятное дело, что в советское время его книги не издавались. Я впервые увидел изданного на русском Фрейда в 1988-м, он появился в печати одновременно с Ницше. Потом уже появилось множество психологов, психоаналитиков, но из-за полувекового отставания от Запада у нас оставался к Фрейду шлейф недоверия. Проблема в том, что Фрейд плохо прививается на почве традиционализма, ксенофобии, если уж зайти с козырей — антисемитизма. Еще одна из базовых настроек скрепного мышления — это культ семейственности, «традиционного союза мужчины и женщины». А Фрейд анатомирует эту ячейку общества, показывает, какие проблемы в ней скрываются, какой ужас может таиться в отношениях старших и младших, матери и сына, отца и дочери и так далее. Фрейд — партизан, подрывающий основы коллективной иллюзии.

А что делать с отношением к Фрейду таких русских людей, как Набоков, который был блестящим интеллектуалом и все же клеймил венского доктора «шарлатаном» и «пройдохой»? Я уверен, что и сейчас это самое мейнстримное отношение к Фрейду среди русских интеллектуалов, осколков старой культуры.

Все упирается в ощущение дворянского гнезда, в традиции отечественного быта. Это такой аристократизм духа, граничащий со снобизмом. Тут не только Набоков: у Бахтина, например, есть ругательная книжка в адрес Фрейда, неплохо аргументированная. Бахтин обвиняет Фрейда в том, что он выводит психологию человека из клинического опыта. Если иметь дело только с невротиками и психами, ты не можешь говорить о человеческой природе, считает Бахтин.

Когда психоанализ стали применять в интерпретации кино, как этот метод в принципе просочился в кинематограф?

В 1950-е: это было время настоящих прорывов в кинематографе. Именно тогда полноценное авторское кино появилось как феномен. А еще в те годы психоанализ стал мейнстримом, его стали практиковать повсеместно. В «Психо» Хичкока даже появляется персонаж — психоаналитик, и у него же в картине «Завороженный» представлен сам психоаналитический метод — анализ сна героя, общение с психиатром (которого играет Михаил Чехов)…

Кино пришло на смену литературе в том смысле, что отныне общественные фантазмы и объекты желания транслировались не из книг, а с экрана. Кино стало обрабатывать коллективные неврозы, вытекающие из коллективных желаний. Итальянский психолог и художник Антонио Менегетти определял кинематограф как конденсат коллективного бессознательного. Грубо говоря, фильму гарантирован успех, если он попадает в какую-нибудь общую фрустрацию, когда невроз делается предметным на экране. Так произошло с «Братом» и «Братом-2» в России, эти фильмы аккумулируют на экране сам принцип ксенофобии — и зрители эпохи ресентимента выдыхают: «Вот чем мы были задавлены! Ну, теперь нам ясно, в чем правда и сила». Так же было с фильмом «Кабинет доктора Калигари» — немецкий экспрессионизм отражал рождение Гитлера и Третьего рейха. 

Кадр из фильма «Кабинет доктора Калигари»
Кадр из фильма «Кабинет доктора Калигари». Фото: FilmPublicityArchive / United Archives / Hulton Archive / предоставлено Getty Images

А практикующие психоаналитики осознают эту силу кинематографа, как-то взаимодействуют с киноопытом на своем профессиональном уровне?

Вообще, психоанализ всегда был рядом с кино (они даже родились в одно и то же время), потому что кинематограф работает с коллективным бессознательным. Есть даже то, что я бы назвал «кинематографичным бессознательным». У нас часто возникает ощущение, что кто-то выразил наши мысли, а ведь это и есть то, чем занимается любой режиссер. Он улавливает витающее в общественной атмосфере: коллективные боли, неврозы, страхи и желания. В России, кстати, весьма популярны специальные киноклубы, в которых собираются психологи для анализа поведения киногероев. А самый популярный фильм на сеансах с психоаналитиками — «Осенняя соната» Бергмана. Каждый найдет себя в этом фильме для проекции и идентификации.

Что в кинематографе исследуется с помощью психоанализа: внутренний мир героев и их отношения или сам киноязык, само кружение камеры и монтаж?

Пожалуй, исследуется нечто большее, чем все перечисленное вами. Сократ говорил, что главный итог философии — это познание самого себя. Так же и с кино. Оно приглашает к самоанализу посредством соприкосновения с опытом, данным на экране. Бессознательное всегда где-то снаружи, зря обыватели думают, что это персональный черный ящик. Добраться до бессознательного возможно только за счет проекций, идентификаций с чем-то, эмпатии. Я смотрю на экран и узнаю свои желания, фобии, мечты, сны — раньше, чем я успеваю их отрефлексировать в собственной жизни.

У меня было несколько встреч с кино в том возрасте, когда какой-то опыт был мне еще не по уму. Но я узнавал себя в том, что видел. Кинематограф, как рентген, обнаруживает в тебе что-то такое, о чем ты сам еще не догадываешься. Оно обязательно когда-нибудь проявится, но ты можешь встретиться с ним благодаря киноопыту намного раньше. Мы смотрим кино не только для того, чтобы узнать о других странах, людях, расширить кругозор. Кино в первую очередь помогает нам понять свои желания и даже учит нас желать. Фильм дает нам объекты желания — это кинозвезды, сопутствующие товары, мерч. Но я и жизненные ситуации связываю с кино. Какой-то киноопыт помогал мне разобраться в конкретных проблемах, например просмотр фильма «Осенний марафон». 

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Звери рейха». Как немецкая пропаганда использовала образы животных «Звери рейха». Как немецкая пропаганда использовала образы животных

Роль животных в повседневной жизни гитлеровской Германии

СНОБ
Имитация голодания и еще 8 стрессов, которые омолодят организм Имитация голодания и еще 8 стрессов, которые омолодят организм

Виды стресса, которые пойдут на пользу вашему организму

Psychologies
Вы удивитесь, когда узнаете, что молоко в треугольных пакетах придумали не в СССР Вы удивитесь, когда узнаете, что молоко в треугольных пакетах придумали не в СССР

Что общего между автомобилем “Жигули”, одеколоном и молоком в треугольничках?

ТехИнсайдер
Yes, today! Film: как увлечение музыкой и театром помогло ведущему мероприятий запустить свою студию видеопродакшена Yes, today! Film: как увлечение музыкой и театром помогло ведущему мероприятий запустить свою студию видеопродакшена

История Артема Жданова — о пути творческого человека в мире бизнеса

Inc.
Малая авиация без мифов и предрассудков Малая авиация без мифов и предрассудков

Что нужно сделать, чтобы стать частным пилотом в России?

РБК
Плюс в карму: зачем в России потратили 20 млрд рублей на пиар устойчивого развития Плюс в карму: зачем в России потратили 20 млрд рублей на пиар устойчивого развития

Почему бизнес стал больше тратить на ESG-повестку в медиа

Forbes
Cмешай и соедини! Cмешай и соедини!

Сбрасываем вес, не испытывая чувства голода

Лиза
Квантовая готовность: ждет ли бизнес новая технологическая революция Квантовая готовность: ждет ли бизнес новая технологическая революция

Существует риск проспать квантовую революцию, считает Андрей Скорочкин

Forbes
«Превратить жизнь в искусство»: как женщины курируют выставки и управляют музеями «Превратить жизнь в искусство»: как женщины курируют выставки и управляют музеями

Женщины России, которые смогли стряхнуть пыль со слова «музей»

Forbes
Нейросети-растениеводы Нейросети-растениеводы

Как нейросети помогают узнать, сколько удобрений нужно вносить в почву

Санкт-Петербургский университет
Выводы «белого человека» Выводы «белого человека»

Жак Сапир: размышления по по итогам определения лауреатов экономической премии

Монокль
Зависимые от шопинга Зависимые от шопинга

Какие люди склонны совершать бессмысленные покупки

Санкт-Петербургский университет
Настоящая мягкая сила Настоящая мягкая сила

«На светлой стороне»: китайская история взросления в семи новеллах

Weekend
Бот еще: чем опасна для бизнеса «забытая» автоматизация Бот еще: чем опасна для бизнеса «забытая» автоматизация

Не стоит забывать об одном риске IT-компании — «забытой» автоматизации

Forbes
Экономике предложили альтернативы Экономике предложили альтернативы

Как возможное ухудшение макроэкономической ситуации повлияет на АПК

Агроинвестор
«Физика — постоянный поиск новых взглядов и решений» «Физика — постоянный поиск новых взглядов и решений»

Как Сергей Микушев решил получать профессию в области физики

Санкт-Петербургский университет
Повторение сотворения Повторение сотворения

Тавтология как главный прием Киры Муратовой

Weekend
Как Нобелевская премия по литературе становится проклятием для писателей Как Нобелевская премия по литературе становится проклятием для писателей

Нобелевская премия порой приносит с собой не только славу, но и крах карьеры

Psychologies
«Возвращение блудного сына»: от Библии до Рембрандта и Пушкина «Возвращение блудного сына»: от Библии до Рембрандта и Пушкина

Самые известные «блудные сыны» — в арт-расследовании «Сноба»

СНОБ
Андрей Соколов: «То, что я не попал в самолет, может быть, меня от чего-то спасло» Андрей Соколов: «То, что я не попал в самолет, может быть, меня от чего-то спасло»

«Говорю себе всегда так: что Бог ни делает, все к лучшему»

Коллекция. Караван историй
Антидворянец: Макс Линдер Антидворянец: Макс Линдер

Слухи и сплетни о визите легендарной кинозвезды Макса Линдера в Петербург

Правила жизни
Не переношу критику Не переношу критику

Как научиться спокойно воспринимать замечания руководства

Лиза
У меня лапки: что такое вооруженная некомпетентность и почему удобно быть беспомощным У меня лапки: что такое вооруженная некомпетентность и почему удобно быть беспомощным

Как мнимая беспомощность оказывается оружием для защиты собственных интересов

Forbes
Сочувствие господину Пингвину Сочувствие господину Пингвину

«Пингвин»: комикс, снятый по правилам Нового Голливуда

Weekend
Нобелевская премия мимо Нобелевская премия мимо

9 убедительных причин отказаться от награды

Weekend
Осенняя уборка! Вещи, от которых нужно избавиться Осенняя уборка! Вещи, от которых нужно избавиться

Какие вещи стоит регулярно выбрасывать из дома?

VOICE
Алина Кугуш Алина Кугуш

Перформер Алина Кугуш в фэшн-арт-объект превращает себя сама

Собака.ru
«Не отрекаются любя»: 5 популярных ретропесен, в которых поется о нездоровых отношениях «Не отрекаются любя»: 5 популярных ретропесен, в которых поется о нездоровых отношениях

Далеко не все ретропесни имеют позитивный, с точки зрения психологии, посыл

Psychologies
Стили езды. 10 главных трендов автодизайна Стили езды. 10 главных трендов автодизайна

Встречайте десять ключевых направлений движения индустрии автодизайна

Men Today
Что вас ждет, если вы влюбитесь в психопата: 4 фазы отношений Что вас ждет, если вы влюбитесь в психопата: 4 фазы отношений

С этими фазами сталкиваются все женщины, оказавшиеся в сетях психопата

Psychologies
Открыть в приложении