Дальневосточный федеральный округ
Построить здесь иной бизнес, кроме добывающего, сложно — из-за климата, удаленности, низкой плотности населения. Но экономика на Дальнем Востоке трансформируется.
Добывающий макрорегион. Дальний Восток богат на полезные ископаемые. В 2021 году в Якутии добыли 47% ископаемых от всех в ДФО. Объемы добычи нарастили еще четыре дальневосточных региона: Хабаровский край, Забайкалье, Камчатка и Колыма. Добыча полезных ископаемых занимает более половины промышленного производства макрорегиона: в 2021 году доля отрасли составила 58,8% (в среднем по России – 25,4%), по итогам первого полугодия 2022-го – 66,9% (по России – 29,8%). Но такое положение постепенно меняется: доля добывающей промышленности снижается за счет других отраслей, и на Дальнем Востоке прирост добавленной стоимости обрабатывающего сектора за 2017–2020 годы в 2,3 раза больше, чем в добывающем. Из четырех регионов, которые занимаются добычей полезных ископаемых, три – северные, и построить там другой бизнес сложно из-за климата, географической удаленности, низкой плотности населения и слабой инфраструктуры. Но экономика постепенно трансформируется и там – так, в 2018 году на Дальнем Востоке открылся первый парк высоких технологий «IT Парк Якутск», рассчитанный на сто высокотехнологичных резидентов.
Косметический бренд HydroBionique by Doctor Ocean и «Доктор Море»
Партизанск
В 2014-м тридцатилетний Леонид Гонтарев оставил карьеру в нефтегазовой сфере и вложился в заброшенный фармацевтический завод на Дальнем Востоке. Казалось бы, шаг рискованный и даже немного безумный. Однако у Леонида были на то серьезные причины. Сегодня его предприятие производит биологические добавки под брендом «Доктор Море» и косметику HydroBionique by Doctor Ocean.
Химико-фармацевтический завод в Партизанске (200 км от Владивостока) создавался в 1980-е, с советским размахом. Собственная железнодорожная ветка и угольная станция, сотни тысяч квадратных метров производства. Огромное предприятие строилось на случай войны с Китаем, чтобы обеспечить линию возможного фронта медикаментами. Однако СССР распался, предприятие попало в частные руки и задействовало где-то одну сотую своих мощностей. «Производство было совсем небольшим, и даже при этом препараты, которые там производились, занимали первые места в рейтингах продаж на Дальнем Востоке, – рассказывает Гонтарев. – А ведь в то время не было ни маркетинга, ни пиара, ни рекламы, ни блогеров, ни даже нормального дизайна этикеток. Информация распространялась только через сарафанное радио».
Откуда Леонид знает об этом? Сам он на тот момент уже уехал из Владивостока, в котором родился, и поступил на нефтегазовый факультет МГИМО. Зато его отец, ученый-биохимик Леонид Менделевич Эпштейн, был напрямую связан с заводом в Партизанске. «Отец окончил Ленинградский фармацевтический институт, но большую часть жизни проработал на Дальнем Востоке, занимался изучением влияния морских организмов на здоровье человека, – говорит Гонтарев. – Еще в восьмидесятые ему удалось выделить фермент из нервных тканей головного мозга кальмара, который обладал удивительными свойствами. За это исследование он получил Государственную премию СССР».