В отрасль такси вовлечено около миллиона человек
Главный эффект платформизации состоит в обелении рынков

Когда речь заходит о цифровых платформах, эксперты не всегда приводят в пример такси. Хотя именно эта отрасль одной из первых выстроилась вокруг модели маркетплейса и доказала эффективность платформенной экономики. Маркетплейс в такси обеспечивает выгоду для всех сторон: предельный доход на единицу времени для исполнителей, экономическую прибыль для малого и среднего бизнеса перевозчиков, транспортную доступность и мобильность для пассажиров.
О платформенности и конкурентных преимуществах
Сейчас, по данным ВШЭ, вклад российского такси в национальную экономику составляет более 0,5% ВВП. Ежегодный оборот рынка превышает 1 трлн руб., вовлеченное в отрасль население — более 1 млн человек. Только через маркетплейс «Яндекс Такси» совершается в среднем 200 млн поездок в месяц. Платформа продолжает масштабироваться и внедрять инновации.
На примере маркетплейса такси можно проследить, какие принципы позволяют считать отдельную цифровую платформу эффективной, а платформенную экономику в целом — состоятельной, устойчивой и универсально применимой моделью.
О факторах роста бизнеса
В первую очередь маркетплейсы в такси состоялись благодаря принципу свободного рыночного баланса спроса и предложения. Чтобы балансировать постоянно меняющийся спрос, платформе нужен максимально простой и свободный приток водителей. Он возможен только за счет частичной платформенной занятости: когда исполнитель может сам регулировать свою нагрузку и сотрудничать с платформой по мере необходимости, с минимальными барьерами входа и правом уйти в любой момент и на любой срок без бюрократии. Такой подход позволяет исполнителям быстро выбирать лучшие для себя условия, а платформе — реагировать на ситуацию на рынке в реальном времени.