Правила жизни Эдуарда Успенского
Писатель, Москва, умер 14 августа 2018 года в возрасте 80 лет
Любой писатель — проповедник. И я проповедник, все свое проповедую — дружбу, товарищество, верность… Но я еще проповедую, что надо быть нестандартным, надо хулиганить.
Крокодил Гена — это проповедь о том, что есть животные и они полноправные члены сообщества на Земле. Дядя Федор — проповедь «Давайте детям больше свободы».
Я всегда знал, что буду писать для детей.
Свои книги я очень люблю, и каждая из них мне очень дорога. Каждая из них живет у меня в голове, я каждую помню. А перечитывать не сажусь. Я, как табуреточный мастер высшего ранга, делаю табуретки своего уровня. И все писатели знают таких табуреточных мастеров. И свой уровень изготовления табуреток.
У ребенка два родителя — папа с мамой и книги. Двое родителей и дедушка Корней Чуковский — вот главные воспитатели малолетних.
Прообраз Гены — композитор Ян Френкель, с которым мы приятельствовали. А кота Матроскина — редактор киножурнала «Фитиль» Анатолий Тараскин: обстоятельный, домовитый, рассудительный. Первоначально я так и назвал героя — кот Тараскин, но Толя, узнав об этом, стал умолять меня этого не делать. Ну а Чебурашка появился благодаря племяннице Феликса Камова. В июле, в самый жаркий месяц года, девчушке купили шубу. Примеряя ее, мохнатую, с огромным воротником, с полами до земли, она то и дело падала — по словарю Даля, «чебурахалась». Это с одной стороны. А с другой — прототипом персонажа является лемур, зверек с большими глазами и большими ушами. В сценарии так и написано: зверь, похожий на лемура, но не лемур. А Шапокляк я списал отчасти со своей первой жены, отчасти с себя самого.
Я бы не сказал, что Чебурашка с Геной и кот Матроскин близки современным детям. Они далеко отстали от современных детей. Если Чебурашке показать сотовый телефон, он очень удивится.
Их любят за то,