«Буханка» кормит завод УАЗ вот уже 60 лет

QuattroruoteАвто

Рецепт ее выпечки

«Вечный хлеб». Название советского романа А. Беляева подошло бы и для биографии этой машины. «Буханка» кормит завод УАЗ вот уже 60 лет.

Текст Александр Катаев
Фото УАЗ

Всемирная автомобильная история помнит 1955 год по премьере «Богини» Citroёn DS. Но в том же году был и приказ Минавтопрома СССР о создании первого оригинального УАЗа: требовались проходимые малотоннажники для армии и региональных хозяйств. Началась история семейства 450, эпохальной «Буханки».

Поиск формы. «Буханками» прозвали первые прототипы с покатой крышей. Но проект В. Арямова (рис.) раскритиковали военные. Для увеличения вместимости кузова П. Куликов изменил его на привычный нам с прямым верхом.
Явные плюсы. При общей унификации с ГАЗ-69 машины с кабиной над мотором были ощутимо объемнее для грузов и могли везти на три центнера больше.
Основа основ. Рама с удлиненными лонжеронами, смещенный в базу мотор, мосты на рессорах. На рисунке улучшенная компоновка УАЗ-451 (1961 г.), с которой семейство дошло до наших дней.

Машину строили на основе выпускаемого заводом ГАЗ-69, но капотной компоновке предпочли функциональную вагонную. Приоритетными версиями стали фургон 450, санитарка 450А и грузовичок 450Д. Автобус 450В признали менее значимым, и такой кузов пошел в серию лишь в конце 60-х. В угоду армии заготовили и штабную версию 450Б со столиками, спальными местами, телефоном, рацией и сейфом, но военные отказались. Попадать в середину салона у первых вагонных кузовов предлагалось через задние двери, боковой средней не было. Мотор тоже взяли от ГАЗ69, это был доработанный нижнеклапанный агрегат с объемом до 2430 см3 и мощностью 62 л.с., его сопрягли с 3-ступенчатой МКП. Грузоподъемность достигала 800 кг, привод 4х4 сочетался с отличной геометрической проходимостью, клиренс составлял более 200 мм. Прямых аналогов в мире у моделей 450 не было. Последовали изнурительные испытания в естественных условиях по всему Союзу, которые позволили найти несколько слабых мест в конструкции, а в целом показали ее завидную жизнеспособность. Масштабный выпуск нарастили к 1959 году, и тем временем уже планировалась модернизация.

Вести из булочной

Следующей ступенью эволюции семейства стала разработка моноприводной гаммы 451, которую затем выпускали до 1982 года. Конструкторы предложили ряд улучшений: мотор для оптимизации развесовки сдвинули назад и вниз — заодно выиграли по простору в кабине, редуктор рулевого перенесли на внешнюю сторону лонжерона для более удобного расположения колонки. В 1961 году УАЗы модернизировали еще глубже: раму, подвеску, валы, КП, тормоза и органы управления. «Буханка» прибавила сдобы. Тем временем мелкие автопредприятия занимались и переделками кузовов: превращали фургоны в пассажирские, не дожидаясь серийных микроавтобусов.

Каноничный облик передней части появился у генерации 452, которую создали на заднеприводной платформе в 1965 году. Тогда УАЗы получили двигатель от ГАЗ-21 — верхнеклапанник объемом 2445 см3 и мощностью 70 л.с. в паре с 4-ступенчатой МКП. Прежний сложный воздухозаборник оказался не нужен, а новый упрощенный диктовал опустить переднюю облицовку так, как видим и сейчас. Тогда же УАЗы украсила знаменитая теперь эмблема-чайка. Сейчас о машине поколения 452 принято говорить как о чем-то неизменном. Она все же понемногу менялась! С появлением в 1972 году командирского УАЗ-469 ходовую «Буханки» унифицировали ему под стать. Но затем на технике словно отразился брежневский застой. Очередная крупная модернизация случилась лишь в 1985-м. Мощность подняли до 90 л.с., поставили двухконтурный привод тормозов с вакуумным усилителем и мосты с иными передаточными числами. Вдобавок фургон стал называться УАЗ-3741, грузовик — 3303, микроавтобус — 2206, а санитарка — 3962. Еще 12 лет, и появился 98-сильный мотор УМЗ-4218 2.9. И еще через десять — УМЗ-4213, отвечающий нормам Евро 3. Сегодняшние «Буханки» дополнены AБС, у них травмобезопасный руль с ГУРом, а двигатели соответствуют нормам Евро 5. Аллилуйя!

На том же месте. Приборы всегда были по центру панели, но у первых машин еще и горизонтально под стеклом. Вот дожили до комбинации с дисплеем. Однако в этой кабине от перемены слагаемых сумма ощущений почти не меняется.

Нечерствеющая

Ассортимент ульяновской «булочной» мог быть гораздо разнообразнее. Наладив выпуск поколения 450, заводчане взялись за эксперименты. Например, опыт малыми силами: автобусик УАЗ-450И, сделанный в 1963 году по договору с совхозом «Труд» из Саратовской области, доставлял горячую пищу механизаторам и был оснащен креплениями для термосов. Позже машиностроительному заводу в Луцке помогли освоить «Буханку» под псевдонимом ЛуМЗ-946 с изотермическим кузовом и холодильной установкой.

Были опыты посерьезнее. В 1960-х УАЗы пробовали ставить на железнодорожный ход, вели испытания снегохода 451С и седельного тягача 451П. В 1970-х работали с трехосным 452К, он вышел чересчур тяжелым и прожорливым, но на его базе грузинский кооператив после собрал несколько шестиколесных реанимобилей «Медея» для горных спасателей. Наконец, создали электромобиль 451МИ, этот пошел в эксплуатацию.

Головастик XL. Некий симбиоз-оптимум в сегодняшнем ряду малотоннажной классики — УАЗ «Фермер» 39094 с пятиместной двойной кабиной. Бензиновый двигатель ЗМЗ40911.10 объемом 2,7 л выдает 112 л.с. и 198 Нм, работает с 5-ступенчатой МКП. Версия стоит 696 690 руб., что на 62 000 руб. дороже обычного грузовичка

Новость нынешнего года — свежеиспеченная «Буханка» в юбилейном исполнении. Двухцветный серо-зеленый кузов, белые диски, особый шильдик в виде ранней ульяновской эмблемы. У версии впервые единый ключ для ручек дверей и замка зажигания, сами ручки тоже другие, обивка сидений с водоотталкивающей пропиткой, а передние кресла с подогревом. Еще одно отличие — принудительная блокировка дифференциала заднего моста. Шикарная по меркам семейства машина стоит 757 700 руб., обычная же — от 646 590 руб. За такие деньги покупатели «Буханки» все еще готовы мириться с ее преклонным возрастом. Как говорится — и то хлеб!

Вездеходы

Испытано страной

Хроники испытаний УАЗов достойны книги. Автомобили гоняли по всей географии СССР на десятки тысяч километров от Крайнего Севера до Кавказа, полученный опыт не дали бы никакие полигоны. Один из самых тяжелых пробегов был в Каракумах. Причем вездеход тестировали не только заводчане. В 1966 году корреспонденты газеты «Известия» одолели на УАЗ-452А по кличке «Тихон» длиннющий маршрут от Ульяновска до Москвы, далее по Нечерноземью, Средней Азии и Сибири. А вот трогательная история: на испытаниях северной санитарки 452АС в Якутии машина помогла вывезти роженицу из дальнего селения, и на свет благополучно появилась девочка Ульяна.

Редкие виды

Эксперименты

Опытные образцы снегохода 451С и седельного тягача 451П (оба 1962 года) тоже на полном серьезе проходили испытания. Тягач тестировали несколько месяцев. А вот работа со снегоходом шла почти шесть лет и увенчалась пробегом по маршруту Новосибирск — Омск — Кустанай —Уральск —Ульяновск. Впрочем, серийным полугусеничный УАЗ тоже так и не стал. Электрокар 451МИ оказался удачливее и был в эксплуатации. Аккумуляторы размещались под рамой, а зарядник стоял на самой машине — подпитаться можно было от городской электросети. За час батареи пополнялись на 70%. Грузоподъемность 451МИ составляла 500 кг.

Размечтались

Минувшее будущее

В начале 2000-х заводчане сконструировали концепты с прицелом на замену устаревших малотоннажников. Минивэн 3165 «Симба» и его улучшенный двойник 3165М производили самое приятное впечатление, были просторными и комфортными. Но, увы, новинка оказалась неподъемной для завода, который переживал тяжелые времена. Вдобавок 3165 выходил очень дорогим и для рынка, перспективы рисовались сомнительные. С тех пор идея новой «Буханки» так и витает в воздухе. Посмотрите, как эффектно развил ее в своей дипломной работе выпускник МАМИ Алексей Браверман (фото внизу).

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

О чем мы не можем говорить О чем мы не можем говорить

Многим трудно говорить о половых органах, невозможно даже произнести их названия

Psychologies
Взорвусь за еду Взорвусь за еду

О том, что некоторые муравьи умеют «взрываться», узнали около ста лет назад

GEO
Кошелек или жизнь? Кошелек или жизнь?

Кто из них лучше: марокканец Renault Dokker или турецкий «итальянец» Fiat Doblo

Quattroruote
Неприятность эту мы переживем Неприятность эту мы переживем

Как преодолеть кризис первого года семейной жизни

StarHit
Зерно вне закона. Почему России не поможет рекордный урожай Зерно вне закона. Почему России не поможет рекордный урожай

Российский рынок нуждается в создании стандартизированных правил торговли

Forbes
Смартфоны опасны, или как гаджеты разрушают социальные связи Смартфоны опасны, или как гаджеты разрушают социальные связи

Говорят, что увлечение мобильными устройствами закончится зависимостью

Популярная механика
Топ-10 самых богатых актрис в мире — от Скарлетт Йоханссон до Милы Кунис Топ-10 самых богатых актрис в мире — от Скарлетт Йоханссон до Милы Кунис

Наконец-то мы дождались главного рейтинга по версии журнала Forbes

Playboy
Ольга Бузова: «Я принцесса и нуждаюсь в том, чтобы быть счастливой» Ольга Бузова: «Я принцесса и нуждаюсь в том, чтобы быть счастливой»

26 августа на ТНТ стартует новое реалити «Замуж за Бузову»

Cosmopolitan
Обидно, досадно… да ладно! Обидно, досадно… да ладно!

Лучше простить обидчика, чем копить негатив и портить свое здоровье

Лиза
Пенсионный разброд Пенсионный разброд

Власти не говорят о масштабной реформе и создании единой пенсионной системы

Огонёк
Как еще на свадьбе понять, что брак будет крепким? Как еще на свадьбе понять, что брак будет крепким?

Наблюдения свадебных организаторов о потенциале брака

Psychologies
Беременность: еще прекраснее, чем раньше! Беременность: еще прекраснее, чем раньше!

Что меняется в лучшую сторону и может порадовать беременную женщину

9 месяцев
Ночные пробуждения: о каких заболеваниях они нас предупреждают Ночные пробуждения: о каких заболеваниях они нас предупреждают

Прерывание сна — симптом негативного эмоционального состояния

Psychologies
Профессия будущего? Кто такой Data Scientist и почему им надо становиться Профессия будущего? Кто такой Data Scientist и почему им надо становиться

Что такое Data Science простыми словами

Playboy
Как организовать идеальный  пикник Как организовать идеальный  пикник

Еще можно успеть выйти из дома и добежать до ближайшей поляны

Maxim
После финальных титров  | Человек-муравей и Оса После финальных титров  | Человек-муравей и Оса

Человек-муравей и Оса

Мир Фантастики
Алкогений: Сергей Довлатов Алкогений: Сергей Довлатов

«Где водка, там и родина».

Maxim
Вид с воздуха на легендарную чернобыльскую «Дугу» Вид с воздуха на легендарную чернобыльскую «Дугу»

АЭС — не единственная большая советская стройка в районе Чернобыля

Maxim
20 обложек романа «Лолита» 20 обложек романа «Лолита»

Для художников это произведение остается поводом для творческих высказываний

Esquire
Антон Хабаров. На двоих одно дыхание Антон Хабаров. На двоих одно дыхание

История любви актера Антона Хабарова

Караван историй
Дорога перемен Дорога перемен

Переделывать любимых — безнадежная, но вечная игра

Добрые советы
Названы российские регионы с самым доступным (и недоступным) бензином Названы российские регионы с самым доступным (и недоступным) бензином

Сколько литров Аи-92 можно купить на среднюю зарплату в 85 российских субъектах

Maxim
Как загореть красиво и безопасно для кожи Как загореть красиво и безопасно для кожи

Загореть красиво – гораздо проще, чем вы думаете

GQ
А если подпрыгнуть в падающем лифте — поможет? Отвечают физики А если подпрыгнуть в падающем лифте — поможет? Отвечают физики

По возможности избегай лифтов без тросов

Maxim
Актриса Александра Ревенко Актриса Александра Ревенко

Актриса Александра Ревенко не боится экспериментов

Cosmopolitan
Специалист со сроком годности. Негативные последствия пенсионной реформы для рынка труда Специалист со сроком годности. Негативные последствия пенсионной реформы для рынка труда

К чему ведет уголовная ответственность за увольнение в предпенсионном возрасте

СНОБ
Как метать нож: 4 простых секрета, заставляющие лезвие вонзиться в цель Как метать нож: 4 простых секрета, заставляющие лезвие вонзиться в цель

4 несложных правила, следуя которым, ты освоишь азы метания ножа

Maxim
Воздушно-капельным путем Воздушно-капельным путем

Эффективна ли гомеопатия и натуропатия?

Добрые советы
Беззащитны шипы Беззащитны шипы

Цветочные палатки у Киевского вокзала были школой жизни для иммигрантов

Esquire
17 фактов о Земфире, которые мы искали для тебя годами долгими 17 фактов о Земфире, которые мы искали для тебя годами долгими

Факты о Земфире — пожалуй, лучшей российской рок-певице

Maxim
Открыть в приложении