Новые комбайны Ростсельмаша напоминают краулеры из «звездных войн»

Популярная механикаHi-Tech

Удивительные харвестеры

Текст: Александр Грек

Территория основной производственной площадки «Ростсельмаша» огромна – 148 га – и с высоты птичьего полета очертаниями напоминает Африку. Поэтому сотрудники на вопрос «вы где?» легко могут ответить: в Южной Африке, Конго или Тунисе. Сейчас мы находимся на «Мадагаскаре» – вынесенной немного в сторону экспозиционной площадке завода. Выставленные на ней машины напоминают скорее не привычную нам по старым фотографиям сельскохозяйственную технику, а краулеры из «звездных войн» или харвестеры из «дюны» и других фантастических фильмов. Это неудивительно – по-английски зерноуборочный комбайн как раз и называется словом harvester.

На площадке стоит комбайн RSM 161 – первая машина, которая создана на новой глобальной платформе, основанной на модульной архитектуре. Машина, построенная с нуля, нацелена на завоевание внешних рынков, хотя и о внутреннем никто не забывает. Харизматичный директор по маркетингу Прохор Дармов непрерывно сыплет цифрами: в лихие девяностые «Ростсельмаш » поставил антирекорд, выпустив за год всего 987 комбайнов устаревших моделей, доля рынка комбайнов в России в начале восстановления рыночных позиций компании балансировала в диапазоне 40–43%. А в этом году выпуск достигает 6000 комбайнов и доля превышает 70% рынка. И что самое интересное, сегодня «Ростсельмашу» принадлежит 17% мирового рынка уборочной техники, его машины вовсю колесят по полям США и Европы бок о бок с техникой главных конкурентов – американского John Deere и немецкого CLAAS. Впрочем, на «Ростсельмаше» предпочитают не говорить о прошлом, по-настоящему всех тут зажигает только будущее. И оно перед нами – представленное комбайном 7-го класса RSM 161. Поскольку конструкция модульная, на этой платформе можно делать комбайны разной производительности и разных схем – меньшей и большей классности. Всего существует восемь классов зерноуборочных комбайнов. Восьмой предназначен для уборки урожая на хороших высокоурожайных полях, а самый распространенный низший класс самоходных комбайнов – 3-й, для небольших фермерских хозяйств. Первый класс – мотоблоки с функцией среза и сноповязалкой, а комбайном нулевого класса в шутку называют серп.

Кабина для пилота

Наш визит в Ростов-на-Дону оказался удачным – Ростовская область только что собрала рекордный за всю историю урожай. Удалось и покататься на машинах. Удобная лестница ведет в кабину на высоту метров четырех. Сказать, что кабина огромная, – не сказать ничего. Я, например, не сразу заметил затерявшийся в ней холодильник. В кабине свободно помещаются трое, а двоим там полное раздолье. Пятая точка с комфортом утопает в подрессоренном кресле. В комбайне очень простая и неубиваемая безамортизационная подвеска, поэтому с неровностями и вибрациями сначала сражаются огромные колеса низкого давления, потом – подрессоренная кабина, и последний рубеж – кресло механизатора. Если раньше комбайнеры старались работать на заре или на закате, а полдень коротать в тени, то сейчас самое прохладное и комфортное место во время уборки – это кондиционированная кабина комбайна. Управление этой гигантской машиной простое, но непривычное. Небольшого размера рулевое колесо вращается левой рукой, для этого к ободу крепится удобная рукоятка. Правая рука лежит на джойстике, знакомом всем любителям компьютерных игр. Двигаешь джойстик вперед – комбайн плавно начинает движение, назад – дает задний ход. Там, где у геймеров кнопки переключения видов оружия и управления огнем, здесь – клавиши управления навесным оборудованием и собственно функциями комбайна. Помимо этого, вся информация выводится на дисплей. А еще комбайн может разговаривать на 14 языках, механизаторы зовут невидимую голосовую помощницу «Наташей».

Более 80% хлеба России убирается комбайнами «Ростсельмаша»

Cтавлю вторую передачу, плавно начинаю движение (чуть не написал «заплыв» – внутри чувствуешь себя как на корабле). Все машины вежливо уступают тебе дорогу, а инструктор только просит аккуратно проходить повороты – рулевые колеса у комбайна задние, поэтому с непривычки можно кормой что-нибудь снести и не заметить.

Самодвижущаяся фабрика

Головная площадка «Ростсельмаша» – одна из немногих в мире с почти полным циклом производства, на ее территории можно найти практически всё: от корпусов литья до современных складов, от рядов суперсовременных станков лазерной резки до испытательных полигонов и, конечно, несколько конвейеров для сборки комбайнов. Конвейер, на котором собирают одни из самых эффективных машин в мире, движется не по прямой, о ленте тут речь не идет. Огромные рамы с колесами устанавливают на квадратные поддоны размером с волейбольную площадку, они передвигаются на роликах, как квадраты в старой детской игре «пятнашки». К конечной точке приезжает почти собранный комбайн, только без кузовных панелей.

RSM 161. Вот так выглядит «изнутри» один из самых высокопроизводительных в мире комбайнов. Способен убрать за сезон свыше 2000 га даже в самых неблагоприятных условиях.

Такие «полуголые» комбайны выглядят как нечто среднее между фантастическими стимпанковскими механизмами и гигантскими часами. Огромное количество приводов, шкивов, передач, шестерней завораживает и не добавляет понимания того, как это все работает. Комбайны никогда не были маленькими – по сути это самодвижущаяся фабрика: срезает колосья, выбивает из колосков зерна, очищает зерна струей воздуха и еще много чего делает. Уже в середине XX века масса комбайна превысила 15 т, а стоящий перед нами на конвейере RSM 161 пустым весит более 16 т. И пока он едет по конвейеру, обрастая плотью, можно подробно разглядеть его устройство и разобраться в принципах работы.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Живые огни Живые огни

К растительным настольным лампам и деревьям-фонарям ведет несколько путей

Популярная механика
Грозит ли диабет лично тебе? Грозит ли диабет лично тебе?

«Ешь поменьше сладкого, а то диабетом заболеешь!» – пугают мамы склонных к полноте дочек. Насколько реален повод для этих переживаний?

Лиза
Привет, иконы! Привет, иконы!

Солистки шведской группы Icona Pop задают моду на готический люкс и музыку в стиле неодиско.

Vogue
Смех ей к лицу Смех ей к лицу

Анастасия Ивлеева – остроумная девушка с потрясающей фигурой

Maxim
Фиаско автопилота Фиаско автопилота

ДТП со смертельным исходом показало ограниченность возможностей автопилота Tesla, который не заметил грузовой автомобиль. CHIP расскажет, почему это произошло.

CHIP
Владимир Сорокин Владимир Сорокин

Владимир Сорокин: «Книгу можно облить слезами, вином, кровью»

Esquire
Pagani Huayra BC Pagani Huayra BC

Удивление и фантазия, скорость и безопасность. Горацио Пагани объединил эти главные качества в последней версии своего эксклюзивного суперкара. Смесь, надо сказать, получилась гремучая...

Quattroruote
Как построить телескоп Как построить телескоп

Астрономы называют это первым светом

Популярная механика
Мифы Мокрой Горы Мифы Мокрой Горы

Хотя ему уже за шестьдесят, Эмир Кустурица не сбавляет оборотов. До изнеможения работает над очередным фильмом, руководит своей деревней-государством Мечавник , организует несколько ежегодных международных фестивалей. И с завидной регулярностью оказывается в центре скандалов: то его не пускают на Украину, то находят предлог не взять новую картину в Канны, то он начинает концерт в Париже с гимна России. «Сноб» поговорил с мэтром о его последних проектах.

СНОБ
Семь лет в Тибете Семь лет в Тибете

Путевые записки известного австрийского путешественника и писателя

Playboy
Через континент Через континент

Ралли-марафон Пекин-Париж – грандиозное событие мирового масштаба в автомобильной жизни. Впервые оно прошло в 1907 году, а с 2007 года стало проводиться каждые три года уже в ретроформате

АвтоМир
Китайская тень Китайская тень

Будущие компакты Volvo 40-й серии, включая варианты с альтернативными двигателями, базируются на общей платформе с автомобилями Geely. Но совместная разработка, клянутся в Гетеборге, не отнимает индивидуальности у шведских автомобилей.

Quattroruote
Перец чили: 10 оттенков острого Перец чили: 10 оттенков острого

Любителям ярких вкусовых ощущений

Лиза
Коллеги, не ссорьтесь! Коллеги, не ссорьтесь!

Когда на работе то и дело вспыхивают скандалы, хочется бросить все и уволиться. Не спеши. Лучше научись правильно вести себя во время конфликтов.

Лиза
Hyundai Tucson Hyundai Tucson

Его теперь легко можно спутать с более дорогим Santa Fe, да и по повадкам новый Tucson – аппарат весьма серьезный

АвтоМир
Писатель года Писатель года

С автором лучшего романа года «Мягкая ткань. Книга первая. Батист» GQ попросил поговорить писателя и журналиста Игоря Свинаренко. Беседа двух титанов быстро свернула на кривую дорожку русской духовности.

GQ
Видеофикция Видеофикция

Камеры присылают квитанции на оплату штрафов с самыми нелепыми ошибками. Иногда даже не верится: ну как можно наказывать за тень на обочине?

АвтоМир
Бетонный аргумент Бетонный аргумент

Художник из Мехико Педро Рейес и его спутница Карла Фернандес превратили заброшенную бетонную коробку в колоритное и интригующее жилище.

AD
Renault Koleos Renault Koleos

Столики, шторки, откидной задний борт – салон прежнего Koleos был скроен по канонам лучших минивэнов, шасси настроено в заботах о комфорте, а внешность была подчеркнутно неагрессивной. Новое поколение кроссовера создано с чистого листа. Правда, от семейных ценностей он не отказывается

АвтоМир
Mercedes-Benz Vito Tourer Mercedes-Benz Vito Tourer

Минивэнов на российском рынке становится все меньше. Стоит ли рассматривать в этом качестве малые коммерческие автомобили?

АвтоМир
Как военный УАЗ 3151 стал спортивным автомобилем для кросса Как военный УАЗ 3151 стал спортивным автомобилем для кросса

Российский гонщик Петр Дрофичев рассказывает, почему пришел в автокросс, как научился собирать гоночные «уазики» и завоевал титул чемпиона

АвтоМир
Наделла и спасение Microsoft Наделла и спасение Microsoft

Windows действует на нервы. Microsoft спотыкается. Одним ловким маневром генеральный директор Сатья Наделла намерен спасти компьютерного гиганта. И при этом он делает ставку скорее на необычные пути спасения.

CHIP
Открытие года Открытие года

Уроженец Казахстана Адиль Жалелов, взявший псевдоним в духе комиксов о Супермене, записал альбом «Дом с нормальными явлениями», показав нам, как может — и должен — звучать русский рэп.

GQ
Бойцовский клуб Бойцовский клуб

Самое маленькое купе Porsche получило цифровой индекс и лишилось 6-цилиндровых двигателей. К чему все это? Точный ответ существует!

АвтоМир
Цвета севера Цвета севера

Деревья знакомых пород, только ростом гораздо ниже. Вместо ночи – невнятная серая мгла. Много камней, мха, лишайников и неестественно ярких на окружающем фоне цветов. Но кроссоверы Ford такие же, как везде. А мы изучаем красоты Кольского полуострова

АвтоМир
Виктория Исакова: да, нет, знаю Виктория Исакова: да, нет, знаю

Виктория Исакова: «Иногда мне кажется, что я не принимаю решений».

Glamour
Преданный садовник Преданный садовник

В Провансе отреставрировали Шато‑де‑ла‑Коль‑Нуар, принадлежавшее Кристиану Диору. Об истории дома рассказывает Памела Макстоу.

AD
Человек из Рио Человек из Рио

Рио‑де‑Жанейро оказался мечтой не только Остапа Бендера. Канадский бизнесмен Ариф Нур влюбился в те края и построил себе там виллу с видом на океан.

AD
Прицепил и поехал Прицепил и поехал

Полноразмерный внедорожник с рамой и V8 – это не только статусно и вместительно. Такой автомобиль, как Chevrolet Tahoe, способен быть полезным и по-иному

АвтоМир
Грузовой гламур Грузовой гламур

Безусловно, пикап, созданный концерном Volkswagen в лучших традициях жанра, имеет и сугубо утилитарные версии – заднеприводные, с однорядной кабиной, либо в виде «голого» шасси для монтажа надстроек. Но сейчас речь не о них.

АвтоМир
Открыть в приложении