Пиастроскопия 3
Третья, завершающая, часть нашей подборки легенд и фактов о ненайденных сокровищах нашей планеты! В этот раз мы исследуем родные территории бывшего СССР, а также берем интервью у тщательно законспирированного и абсолютно реального российского кладоискателя!
Тайна кораблекрушения в Уссурийском заливе
Шел 1906 год. Во Владивостоке стояла ненастная осень — с мелким дождем и промозглым ветром. 7 октября море штормило уже с утра, серая мгла на горизонте не предвещала хорошей погоды. Тем не менее в порту Владивостока пароход «Варягин» готовился сняться с якоря. Он курсировал по Уссурийскому заливу, перевозил пассажиров, доставлял провиант и почту в отдаленные поселения. В этот раз народу набралось много: 13 пассажиров первого класса, 210 — третьего, пара десятков «палубных», да еще с десяток безбилетников, попавших на борт по знакомству. Всем почему-то надо было попасть в бухту Гонькоудзы (сейчас она называется Суходол), и капитан «Варягина», несмотря на собирающийся шторм, отправился в путь. Это был смелый, но не безрассудный шаг. Несмотря на усиливавшуюся волну, пароход уверенно продвигался вдоль береговой линии. Из-за мерзкой погоды большинство пассажиров сидели в каютах. Однако некоторые находились на палубе и видели, как показался мыс Азарьева, за которым лежала бухта Гонькоудзы. Увы, это было последнее зрелище в их жизни. Совершенно неожиданно в районе ходового мостика раздался взрыв, и пароход стал тонуть.
Это была страшная катастрофа, которая до сих пор остается крупнейшей по количеству жертв в Дальневосточном регионе. Погибло более 250 человек – пассажиры оказались замурованными в своих каютах. Пароход стремительно погрузился на глубину в 26 метров. Что же стало причиной трагедии? Оказалось, что все это время «Варягин» ходил буквально на волоске от смерти: его маршрут пролегал по краю забытого минного поля, оставшегося со времен первой Русско-японской войны. В тот день удача изменила капитану: пароход все-таки наткнулся на мину. Все это, конечно, печально, но где же тут тайна? Тайна появилась в сюжете этой истории чуть позже, в 1913 году, когда купец Варягин, которому принадлежал пароход, неожиданно развил бурную деятельность, пытаясь поднять обломки на поверхность. О спасательной операции писали даже местные газеты. При этом упоминали некий «очень ценный груз, а также 60 000 рублей золотом*», которые, как стало известно, «Варягин» перевозил во время злополучного рейса.
В заметке говорилось также, что водолазы исследовали место крушения и обнаружили «корабль, изрядно занесенный песком, а также заполненный человеческими останками, что существенно затрудняет работы». Тем не менее поднять груз на поверхность было «возможно, осуществив более тщательную подготовку». Операцию перенесли на следующее лето. Но началась Первая мировая война, затем смутное революционное время, и купцу Варягину так и не суждено было вернуться за своими ценностями. В итоге у нас есть для тебя отличная новость: пароход «Варягин» с золотыми монетами, таинственным «очень ценным грузом», а также парой сотен уже вполне отмытых скелетов до сих пор лежит на дне бухты Суходол! Правда, в окрестностях, по слухам, помимо старинного минного поля также находится база атомных подводных лодок, что может сильно затруднить любое погружение в этом регионе.
* Примечание Phacochoerus'a Фунтика:
«Золотые монеты того времени сейчас будут стоить несколько миллионов рублей. Хотя, скорее всего, их признают предметом, представляющим историческую ценность, и конфискуют».
Клад несторианских монахов
Легенда об этом кладе ходит в окрестностях озера Иссык-Куль уже несколько веков. Говорят, что давным-давно, во времена нашествия Чингисхана, в эти места заехал караван из 200 верблюдов. Караван шел с запада и спасал казну Несторианского монашеского ордена. Тяжело груженные верблюды везли церковную утварь, а также большое количество золота – в слитках, украшениях и монетах. Учитывая, что средняя грузоподъемность верблюда порядка 400 килограммов, казна у святых людей была, надо полагать, немалая. Однако Орде стало известно об этой операции, и за караваном направили погоню. Неподалеку от Иссык-Куля монахи узнали о приближении грабителей и поспешили спрятать клад прямо на месте. Местом оказалось верховье речки Курменты. Вокруг нее высились известняковые скалы, в одной из которых монахи обнаружили расщелину, которая вела в пещеру. Именно туда и сгрузили сокровище, накрыли вход в пещеру каменной плитой, забросали ее камнями и для верности развернули русло реки так, чтобы тайник оказался под водой. Дальше караван был расформирован, и монахи разъехались в разные стороны. Сведения о несторианской казне долгое время считались сказками сумасшедших стариков. Пока в 1926 году история не получила неожиданное продолжение.
Именно в этом году в окрестностях Иссык-Куля появился энтузиаст-кладоискатель Иван Андреевич Усенко. Якобы он был белогвардейцем, вернувшимся в СССР по амнистии. До возвращения на родину бывшему белому офицеру, как и многим его товарищам, пришлось повидать мир. Путешествуя по Китаю, Усенко (тогда его еще звали Успенским) помог одному православному священнику. Увы, святой отец в итоге все-таки умер, но перед смертью успел рассказать своему спасителю удивительную легенду о несторианском золоте. Сам священник вроде бы был далеким потомком одного из монахов, путешествовавших вместе с караваном. История о сокровищах передавалась в его семье от отца к сыну, пока род не угас на руках капитана Успенского. Батюшка очень точно изложил, как найти вход в пещеру с сокровищем, и завещал потратить ценности на спасение России и помощь белогвардейскому движению.
Переквалифицировавшись из капитана в гражданина, бывший г-н Успенский имел серьезные сомнения насчет помощи белогвардейскому движению. Однако он считал вполне правомерным помочь отдельным его осколкам и в 1926 году организовал в ущелье реки Курменты масштабные раскопки. Усенко удалось отвести воду в сторону от заветного места и даже вроде бы докопаться до некоего мумифицированного жертвенного быка, под которым обнаружились два молотка – бронзовый и золотой*. Однако в ночь перед тем, как было запланировано вскрытие пещеры, на раскопе случилась катастрофа: с гор сошел сель и перекрыл доступ к сокровищу 15-метровым слоем грязи и камней. Начиналась осень, средства Успенского были на исходе, и он покинул речку Курменты ни с чем.