Проекты спасения пассажиров в авиакатастрофах... и почему они не работают

MaximИстория

Черный ящик, я не твой!

Неужели ничего нельзя придумать, чтобы пассажиры выживали в авиакатастрофах? Оказывается, можно! Самые лучшие разработки – в этой статье. Вместе с объяснением, почему их пока невозможно реализовать.

Текст Николай Поликарпов

Многие в детстве читали замечательную книгу Андрея Сергеевича Некрасова «Приключения капитана Врунгеля», изданную аж еще в 1937 году. А кто не читал, тот уж наверняка смотрел мультфильм. Среди эпизодов, не вошедших в экранизацию, была и история аварийного спасения из самолета: «Если какая авария – взрыв, пожар или крыло отвалится, – летчик одним движением отделяет кабину, и она самостоятельно опускается на парашюте». И хотя капитан любил приврать, но здесь описана действительно проходившая испытания в США в начале 1930-х годов система спасения пассажиров самолетов. По сигналу тревоги пассажиры продевали руки в плечевые обхваты и застегивали крепления, после чего пилот открывал под ногами путешественников люки, через которые кресла выпадали из самолета и спускались на индивидуальных парашютах, в свернутом состоянии хранившихся в их спинках. Практического применения система не получила: вероятность спасения с ее помощью оценивалась лишь в 15–20%, поскольку благополучно выпасть из самолета можно было только при горизонтальном полете на достаточной высоте. Уже тогда посчитали, что лучший способ спасти пассажиров – это повышать надежность самолетов. Такая точка зрения остается главенствующей и сегодня, когда гораздо больше шансов погибнуть по дороге в аэропорт или от упавшего с крыши кирпича. Тем не менее после каждой авиакатастрофы неизменно появляются новые и новые проекты спасения, не идущие в разработку, но помогающие аэрофобам скоротать паническую атаку.

Дадим всем пассажирам парашюты

Идея раздать всем пассажирам парашюты сегодня не рассматривается в принципе: на высоте 10 километров (гарантирована взрывная декомпрессия при отсутствии кислорода и морозе за 40 градусов) и при скорости полета порядка 800 км/ч невозможно ни открыть дверь салона, ни выпрыгнуть из него. Невозможно, даже если бы все пассажиры имели специальную подготовку и каким-то волшебным образом удалось за считаные секунды доставить всех к дверям без паники и давки по крутящемуся волчком проходу. На меньших высотах парашют тоже не спасет, только еще сократится время на эвакуацию при немногим лучших условиях «десантирования». Поэтому все современные системы предполагают спасать пассажиров вместе с герметичной частью салона и без их непосредственного участия.

Парашют коллективного спасения Г. Е. Котельникова. Рисунок изобретателя, 1923 год

Такую идею в 1927 году запатентовал русский изобретатель Глеб Котельников, создатель первого в мире ранцевого парашюта. «Способ коллективного спасания на самолете» основан на отделении всей пассажирской кабины и ее спуске на грузовом парашюте конструкции Котельникова, разработанном им в 1923 году: «В остов самолета вставляется кабина, в ней находятся пассажиры самолета. Когда надо спасаться, летчик поворотом рычага приводит в действие механизм, который подымает верхнюю часть фюзеляжа самолета, освобождая сложенный под ней парашют. На нем кабина и опускается к земле». Пилот же покидал бы самолет на собственном парашюте – в отличие от пассажиров, он умел бы им пользоваться.

Глеб Котельников со своим ранцевым парашютом, 1911 год

Патент Котельникова на практике так и не был реализован. Быстрое развитие авиации в 1930-е годы сделало аварийную посадку машины пилотом даже при отказе двигателя значительно более безопасной для пассажиров.

Проект В. Н. Татаренко

Военные разработки

В воздушно-десантных войсках СССР с середины 1970-х годов используются парашютно-реактивные системы типа ПРСМ-915 и 925 «Реактавр». Сброшенная с Ил-76 или Ан-12 боевая машина десанта (БМД) опускается на купольной системе, а в момент касания специальным щупом земли запускаются тормозные реактивные двигатели, которые гасят скорость спуска и обеспечивают сравнительно мягкое приземление. Проект «Авиаспас» № 061, предложенный в 2006 году российскими изобретателями, предполагает использовать ПРСМ для эвакуации пассажиров – с этой целью помещать внутрь фюзеляжа самолетов отсеки на 56 кресел, каждый из которых был бы оборудован парашютно-реактивной системой. При аварии они бы вытягивались парашютами через кормовую аппарель и опускались так же, как боевая машина десанта.

Однако самые распространенные сегодня лайнеры «Аэробус» и «Боинг» в хвостовой части не имеют загрузочного люка и аппарели, а создание нового типа самолета под такую систему едва ли оправданно. Значит, она годится только для «грузовиков» типа Ан-12, Ан-72, Ан-26 или для Ил-76. Но перевозки пассажиров этими типами воздушных судов вряд ли можно назвать массовыми. Кроме того, ПРСМ обеспечивает десантирование при скорости полета до 400 км/ч, а за выживаемость экипажа боевых машин при скорости в момент удара о землю до 8 м/с отвечают специальные амортизационные кресла «Казбек-Д», несколько напоминающие ложементы космонавтов. Оборудовать чем-то подобным пассажирские самолеты едва ли возможно, а следовательно, использовать военные системы в чистом виде не получится.

Патент Г. В. Бобылева устраняет один из недостатков «Авиаспаса»: в этом проекте предполагается отстреливать хвостовую секцию самолета, так что наличие грузовой рампы необязательно. Однако возможность вытягивания спасательных модулей из кувыркающегося без хвоста на скорости крейсерского полета фюзеляжа и состояние после таких эволюций пассажиров в них остаются под большим вопросом.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

На чем настаивать самогон? Семь убойных рецептов На чем настаивать самогон? Семь убойных рецептов

Необычные рецепты настоек и ликеров

Maxim
Имити­ро­ван­ная серия Имити­ро­ван­ная серия

Про стра­хи, нуж­ных лю­дей на пло­щад­ке и ненуж­ное ниж­нее белье

Glamour
Сколько можно спать? Сколько можно спать?

Еще несколько сотен лет назад европейцы спали дважды за сутки

Популярная механика
Мой друг грузовик Мой друг грузовик

Все в редакции знают, что я неравнодушен ко всем пикапообразным. Поэтому встречать уникальный хот-род, приехавший к нам из Минска, выпало именно мне. Кстати, у вас тоже есть шанс увидеть его на столичных улицах – заказчик живет в Москве, и регистрация у машины московская

АвтоМир
Не дождетесь! Не дождетесь!

Первое знакомство Nissan GT-R

АвтоМир
Настя Задорожная Настя Задорожная

Эту хрупкую девушку не смог сломать даже жестокий мир шоу-бизнеса, она по-прежнему остается для всех такой же открытой, дружелюбной, искренней...

Добрые советы
Самые важные изменения ПДД Самые важные изменения ПДД

Чиновники и депутаты подготовили для автомобилистов сразу несколько сюрпризов. За что еще водителей хотят начать штрафовать в 2016 году?

АвтоМир
Спорный эпизод Спорный эпизод

«Любовь как в кино — вче­раш­ний день», — за­яв­ля­ет Глеб Амуров

Glamour
Древес­ный свод Древес­ный свод

Худож­ник Ричард Вудс по­стро­ил для себя и сво­ей се­мьи дом в Лондоне — очень про­стой, очень сдер­жан­ный и при­том очень по­хо­жий на жи­вые, ост­ро­ум­ные и иро­нич­ные про­из­ве­де­ния са­мо­го Вудса.

AD
Дело мастеров Дело мастеров

Крупносерийные модели Mercedes‑Benz нынче на любой вкус. Еще вкуснее — Mercedes‑AMG GT из параллельной реальности.

GQ
В школу как на свадьбу В школу как на свадьбу

Лето – жаркая пора для родителей будущих первоклассников. Мария, например, до сих пор под впечатлением от первого школьного собрания

Лиза
Коня на ска­ку остановит Коня на ска­ку остановит

Профес­сио­наль­ная кон­ку­рист­ка и лю­бя­щая жена Карина Ротен­берг по­ка­зы­ва­ет Ксении Соловьё­вой свой дом в Прован­се, где тре­ни­ру­ет­ся вме­сте с Борисом Романовичем.

Tatler
Шестеро смелых Шестеро смелых

Мы сравнили шесть популярнейших на российском рынке автомобилей с механическими коробками передач

АвтоМир
Мужской клуб Мужской клуб

Немец­кий ар­хи­тек­тор Андре­ас Мёршель по­стро­ил для сво­е­го дру­га-пор­ту­галь­ца бру­таль­ную вил­лу неда­ле­ко от Лиссабона.

AD
Jeep Experience days Jeep Experience days

Сицилия содрогнулась. Мафия бросилась в бегство. Просто на острове устроили тест-драйв модельного ряда Jeep. Ух! Это было действительно круто!

АвтоМир
Насморк: как лечиться будущей маме Насморк: как лечиться будущей маме

Согласитесь, что насморк может доставить массу неприятных ощущений. А во время ожидания малыша это может стать проблемой номер один, особенно в холодное время года. Кроме того, такое состояние не всегда безобидно, как может показаться на первый взгляд.

9 месяцев
Это флирт: лови сигнал Это флирт: лови сигнал

Он смотрит на тебя и невзначай дотрагивается до твоего локтя. Заигры вает или тебе только кажется? Чтобы не было недоразумений, давай проверим. И мужчин, и женщин, которые настроены на флирт, выдает язык тела

Лиза
Peugeot 2008 Peugeot 2008

Миниатюрный кроссовер класса В? Или просто городской хэтчбек странной формы? Французский межвидовый гибрид претендует на все разом

АвтоМир
Импер­ский марш Импер­ский марш

Неболь­шое гре­че­ское ате­лье Togas за­во­е­ва­ло тек­стиль­ный мир и пре­вра­ти­лось в круп­ную ком­па­нию с про­из­вод­ства­ми по все­му миру. Расска­зы­ва­ет Ольга Сорокина.

AD
Lada XRay Lada XRay

Главная новинка АвтоВАЗа провела в нашем редакционном парке месяц. Но и такого короткого срока хватило, чтобы разглядеть ее сильные и слабые стороны

АвтоМир
Грязи не боятся Грязи не боятся

Военно-спор­тив­ные игры — но­вое раз­вле­че­ние бан­ки­ров и ко­ролев кра­со­ты. Ксения Щегло­ва встре­ча­ет участ­ни­ков на финише.

Tatler
10 правил искусственного вскармливания: расти здоровым, малыш! 10 правил искусственного вскармливания: расти здоровым, малыш!

Основные правила искусственного вскармливания и частые ошибки

VOICE
8 правил путешествия для будущих мам 8 правил путешествия для будущих мам

В теплое время года будущей маме хочется отправиться на отдых, особенно это касается работающих женщин. Беременность – это не болезнь, и при нормальном ее течении планы на путешествие не должны отменяться, просто необходимо учесть некоторые нюансы интересного положения.

9 месяцев
Сон в летнюю ночь Сон в летнюю ночь

В чем причины бессонницы? Их очень много, и они не всегда очевидны. Но с точки зрения остеопатии в большинстве случаев проблему можно решить без лекарств

Лиза
Незнакомец Незнакомец

Роман титулованного автора детективов Харлана Кобена

Playboy
Рыцарь стола Рыцарь стола

Аркадий Новиков встретил команду GQ в ресторане Bolshoi, накормил яичницей и рассказал, чего хочет от жизни.

GQ
Выступать перед публикой Выступать перед публикой

Как донести до слушателей свою идею, не отвлекаясь на мандраж?

Maxim
Моисей и все-все-все Моисей и все-все-все

Кто такие евреи, и почему о них все время говорят

Maxim
Красота под прикрытием Красота под прикрытием

Playmate Джози Кансеко

Playboy
Детский сад Детский сад

Дом ди­зай­не­ра Ким Стефен в Кейпта­уне уто­па­ет в зе­ле­ни тро­пи­че­ско­го сада. В нем ца­рят яр­кие крас­ки и зву­чат дет­ские голоса.

AD
Открыть в приложении