Как искусственный интеллект повлияет на развитие мировой музыки?

PlayboyHi-Tech

Перекресток 2.0: Музыка и искусственный интеллект

Выведет ли искусственный интеллект поп-музыку на новый уровень или его совершенство уничтожит в ней жизнь?

Текст Aaron Carnes. Перевод Táta Senique

Типичная музыкальная сессия с A.I. Duet

С пылом одержимого дирижера, роющегося в нотах, Джесси Энгел настраивает свой ноутбук. Это 35-летний высокий мужчина, с растрепанной бородой и длинными темными волосами. В узких джинсах и белой футболке с калейдоскопическим рисунком он больше похож на гастролирующего басиста, чем на научного работника Google. Мы находимся на пятом этаже офиса Google в Сан-Франциско, в прекрасно оборудованной музыкальной студии, где нас знакомят с Project Magenta. Это проект, который с помощью искусственного интеллекта и машинного обучения создает новые инструменты для написания музыки. Команда Magenta использует искусственные нейронные сети, построенные по принципу функционирования нейронных сетей человеческого мозга и наученные выполнять различные задания, чтобы обучить машины разным видам музыки и собрать звучания разных музыкальных инструментов. Пользователи могут экспериментировать с кодами и наработками нейронной сети. Благодаря Magenta творческие и технически направленные люди могут объединяться в сообщества и делиться результатами экспериментов.

За синтезатором сидит Дуглас Экк, главный научный сотрудник в Google. Дугласу 48 лет, и он выглядит как преподаватель колледжа. Именно он придумал проект Magenta в 2015 году. В июне 2016-го проект уже появился в публичном доступе.

Сейчас мы проведем незапланированный джем-сейшен. Экк и Энгел хотели продемонстрировать мне и моему другу Адаму Дэвису программное обеспечение, но Экк уже забыл о плане. Ведь если сыграть с Magenta как с живым музыкантом, представление о программе будет более полным?

Я сажусь за электронную барабанную установку. Дэвис хватает гитару Fender Strat. Экк – на клавишах. На терменвоксе (электронный инструмент, на котором играют, размахивая над ним руками, подобно волшебникам) – интерн Кори Мэтьюсон, который все свое свободное время играет импровизации с роботами. Именно это, говорит Экк с ухмылкой, сыграло главную роль при приеме Мэтьюсона на работу.

Но остался еще один член группы: использующая технологию Magenta программа A.I. Duet. Вы играете мелодию на подключенной клавиатуре, а программа узнает общие музыкальные рисунки, основываясь на наборе нот, ритме, синкопах и музыке, которую она «слышала» ранее. Затем программа генерирует несколько новых музыкальных строк, практически в стиле вопрос-ответ. Наша версия для внутреннего использования может контролировать случайность ответов программы в зависимости от того, насколько высокий задается «накал». Энгел выбирает подходящий звук для бас-гитары и начинает наигрывать мелодии. Как только он получает от программы удовлетворяющий его ответ, он его фиксирует. Затем Энгел берет гитару Gibson Les Paul, и джем-сейшен начинается.

Результат нас вполне удовлетворяет, но меня больше впечатлила басовая партия, которую извлекла программа A.I. Duet. Если бы мы были реальной группой, я бы продолжил с ней джемить дальше. Музыкантам часто не хватает свежих идей, а эта программа идеально подходит для того, чтобы выдавать на-гора их бесконечный поток.

«Кажется, как будто в комнате есть еще один музыкант», – говорит Дэвис. Он тоже попробовал играть вместе с Duet. Приноровившись к инструменту, Дэвис начинает выходить за рамки, к большому удовольствию участников группы. («Нам на самом деле не терпится посмотреть, как люди будут нарушать правила», – говорит Энгел.) Дэвис максимально наращивает градус, получая депрессивные, страшные интонации, весьма отдаленно напоминающие мелодии на входе. Он играет Twinkle, Twinkle, Little Star, просто чтобы посмотреть, как ответит программа. При максимальном градусе мелодия звучит так, как будто у рождественской песенки случился приступ галлюцинаторного бреда.

«Технологии очень важны для искусства, – говорит Экк. – Так бы звучал этот гитарный аккорд при неподключенной гитаре. А теперь подключите ее к этому усилителю. Для получения хорошего результата мы полагаемся на технологические достижения». Пока они не уверены, как именно технологии повлияют на музыку или будут ли их применять согласно первоначальной задумке. Мне напомнили о записывающей программе AutoTune, функцией которой была коррекция фальшивых вокальных партий в маловыразительной поп-музыке; затем рэперы типа Ти-Пейна и Канье Уэста перевернули эту технологию с ног на голову, выжав из программы максимум и создав очень странное новое звучание.

Что бы ни случилось с технологией генерирования музыки искусственным интеллектом (ИИ), Экк считает, что это будет эпохально. «Мы пойдем за музыкантами, – говорит он. – Если кто-то воспользуется нашими наработками и сделает что-то потрясающее, то мы скажем: «Класс, давайте еще что-то такое провернем!»

Слушая Экка, я вижу, что его мозг заточен на выявление алгоритмов, а его страсть к музыке ведет его к созданию инструментов для музыкантов всех мастей. Когда я спрашиваю Экка о его собственной музыке, то с удивлением узнаю, что в свои ранние годы он не корпел над нотами, сгорбившись за синтезатором: Экк стыдливо рассказывает мне о своих первых экспериментах с игрой на гитаре в полупустых кофейнях.

***

ИИ и музыка давно идут рука об руку, так же как и дебаты о том, насколько уместен человеческий фактор. В 1950-х авангардные композиторы Леджарен Хиллер и Леонард Айзексон воспользовались помощью компьютера, чтобы написать сюиту «Иллиак». Партитура состоит из нот, сгенерированных статистическим методом по определенным музыкальным принципам и правилам традиционной музыки.

До недавнего времени созданная с помощью ИИ музыка не выходила за пределы научного сообщества. Теперь же Google, Sony, IBM и другие начали крупные исследовательские проекты. А стартапам типа Jukedeck, который использует ИИ для генерирования джинглов и фонов для видеороликов, и Brain.fm, который создает функциональную музыку с помощью ИИ (для релакса, концентрации, сна и пр.), эта технология уже дает материальную выгоду.

Разные группы, занимающиеся этим вопросом, приходят к похожим результатам, но имеют разные цели. Google разрабатывает инструменты для музыкантов и работает над открытыми экспериментальными программами, усиливающими креативность. Jukedeck сконцентрирован на простоте использования, предлагая свои находки компаниям, которые хотят сэкономить деньги на саундтреках к видеороликам. Один из создателей Jukedeck, Патрик Стоббс, говорит мне, что компания надеется расширить свою клиентскую базу настолько, чтобы включить всех, кого интересует создание музыки: они хотят с помощью технологий помогать начинающим музыкантам писать песни, даже если те не умеют играть на музыкальных инструментах.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Огнем и волной Огнем и волной

3D-печать на сегодня – один из столпов мирового технического прогресса

Популярная механика
Наталия Басовская Наталия Басовская

Правила жизни историка Наталии Басовской

Esquire
Полет валькирии Полет валькирии

Телеведущая Елена Летучая примеряет образ кинодивы 1950-х годов

Esquire
Шоу за стеклом Шоу за стеклом

Жизнь Ким Кардашьян — это, пожалуй, самое успешное реалити-шоу в истории

Glamour
Ex фактор Ex фактор

Сравнивать настоящих с бывшими – вредная привычка или тревожный сигнал?

Cosmopolitan
Париться правильно! Париться правильно!

Тепло, вода, пар, запахи трав… Зимой это особенно соблазнительно

Psychologies
Куда уходит детство Куда уходит детство

О детском телевидении

GQ
Поколение X Поколение X

Как жить в одном мире с представителями поколения Икс?

GQ
Ураганная энергия Ураганная энергия

Как направить в мирное русло энергию ураганов

Популярная механика
Сюрпризы от Клериссо Сюрпризы от Клериссо

Рисунки французского художника начала XIX века Шарля Луи Клериссо

Дилетант
Сладких снов Сладких снов

Почему здоровый сон полезен

Cosmopolitan
Хороший плохой злой Хороший плохой злой

Правила хороших родителей

Esquire
Ой, всё! Как я вернулась в прошлое Ой, всё! Как я вернулась в прошлое

Как посмотреть в лицо давнишним страхам и разобраться с обидами

Cosmopolitan
УАЗ Профи УАЗ Профи

Коммерческий грузовичок УАЗ Профи стоит от 750 000 рублей

АвтоМир
Хлеб на зрелища Хлеб на зрелища

10 самых важных спортивных сделок 2017 года

Forbes
Быть влюбчивым после 50-ти – это ненормально Быть влюбчивым после 50-ти – это ненормально

Интервью с Алексеем Кортневым

Лиза
После Бала После Бала

Полный отчет о главном светском событии Москвы

Tatler
Дон Кихот должен победить Дон Кихот должен победить

Почему швейцарцы верят на слово владельцу армавирского завода

Русский репортер
Уже не Нольтрофеич Уже не Нольтрофеич

«Спартак» — чемпион! Первый раз с 2001 года и впервые за 13 лет при Федуне

Forbes
Шоу в голос Шоу в голос

Хью Джекман больше не хочет быть супергероем

GQ
Тебе вождить! Тебе вождить!

Фальсификация голосов и каннибализм на избирательных участках – еще цветочки!

Maxim
Путеводные чувства Путеводные чувства

Как научиться планировать жизнь с соответствии со своими эмоциями

Yoga Journal

На связи с психотерапевтом – 29-летний Андрей, IT-специалист из Саратова

Psychologies
Цифровая лихорадка Цифровая лихорадка

Биткоины, криптовалюта, блокчейн… Мир вокруг нас сошел с ума

Psychologies
Новогодние праздники: как провести их с пользой для здоровья? Новогодние праздники: как провести их с пользой для здоровья?

Как распорядиться свободным временем во время беременности

9 месяцев
Выходи из комнаты Выходи из комнаты

Соверши гриль-вечеринку

Playboy
Соперница Путина. Как Ксения Собчак стала голосом оппозиции Соперница Путина. Как Ксения Собчак стала голосом оппозиции

Собчак — идеальный спарринг-партнер для власти

Forbes
Читаем в декабре: выбор Psychologies Читаем в декабре: выбор Psychologies

Длинные выходные могут себе позволить быть разными – вкусными, веселыми, трогательными, интеллектуальными, шумными, тихими. Обозреватель Psychologies Елена Пестерева выбрала книги, с которыми можно...

Psychologies
Не вся овсянка одинаково полезна! Не вся овсянка одинаково полезна!

Какую кашу выбрать

Домашний Очаг
7 шагов, чтобы есть меньше сладкого 7 шагов, чтобы есть меньше сладкого

Казалось бы, нет ничего страшного в одном пирожном или паре конфет. Однако даже умеренное потребление сахара каждый день чревато лишним весом, диабетом, высоким холестерином, сердечно-сосудистыми заболеваниями и кариесом. Вот почему количество сахара желательно свести к минимуму. Но как сделать это максимально безболезненно для себя?

Psychologies
Открыть в приложении