Как наш мозг реагирует на виртуальное питание

ForbesПсихология

Пища для глаз: что такое визуальный голод и как фотографии еды воздействуют на мозг

Юлия Федотова

Фото Getty Images

Изображения сочных бургеров, ярких боулов и идеальных авокадо-тостов: кажется, будто мы едим глазами — и это не только метафора. Мы живем в эпоху визуального голода — соцсети, реклама и блогеры ежедневно «кормят» нас изображениями еды, которые могут провоцировать аппетит, переедание и даже расстройства пищевого поведения. Forbes Life разбирается, как наш мозг реагирует на виртуальное питание и может ли «насмотренность» на полезную еду развить правильные привычки

Человек еще никогда не видел вокруг себя столько еды: витрины, реклама, курсы, гиды, книжки, общепит, открытия-закрытия новых ресторанов, премии, подарочные корзины, ПП-марафоны, социальные медиа. Современный человек сталкивается с тысячами изображений еды ежедневно. Это не просто маркетинг — это стимул, который вмешивается в гормональную регуляцию и аппетит. Как работает «визуальный голод», чтобы понять, как обернуть непривычную для мозга ситуацию себе на пользу?

Питаться глазами: как картинки в соцсетях заставляют нас есть больше

Мы привыкли измерять ценность изображения в деньгах, эмоциях или, на худой конец, лайках. «Эта картинка может стоить тысячу калорий», — заявили специалисты на съезде эндокринологов в Хьюстоне. «Стимуляция зоны вознаграждения мозга может способствовать перееданию и ожирению, — подтверждает Кэтлин Пейдж, доцент Университета Южной Калифорнии. — И это открытие поразило нас, поскольку современный мир заполнен рекламой, демонстрирующей высококалорийную еду».

Исследования, которые были опубликованы в журнале «Мозг и когниция», показали, что, если смотреть на то, как едят другие, несложно заполучить дополнительные килограммы на своем теле. Конечно, еда поступает в организм не через глаза, а через рот, но ученые установили, что виртуальное питание способно спровоцировать физиологический голод, а это уже может привести к увеличению веса. Опасность в том, что виртуальная еда стимулирует, но не насыщает.

В прошлом году исследование подтвердило выводы, которые озвучивали более ранние работы: «залипание» на еду ведет к неразумному пищевому поведению. Этот феномен развился благодаря взрывному росту социальных сетей, где пользователи-«фудис» и знаменитости выкладывают соблазнительные фотографии блюд. «Социальные сети изменили способ, которым наш мозг воспринимает информацию», — считает глава Bey Health Solutions врач Андреа Бей. Исследование показало, что видео и посты могут влиять на представление пользователей о своем теле, а также на пищевые привычки. Исследователи обнаружили, что 32% всех пользователей, признавших наличие у себя пищевых расстройств, были подписаны на материалы о «детоксе» в социальных сетях (пользователей без пищевых расстройств было только 13%). Китайская социальная сеть TikTok после критики со стороны Европейской комиссии запретила хештег #skinnytok, из-за опасного контента, продвигающего нездоровые способы похудения и провоцирующего расстройства пищевого поведения (если его набрать, то пользователь окажется на страничках с психологической поддержкой).

«Многие следят за модными блогерами, начинают следовать их примеру: тост с лососем и авокадо на завтрак, на десерт – пудинг из семян чиа», — пишет спортивный тренер и автор книги «Философия питания» Анастасия Шардакова. Она говорит, что со временем человек перестает слышать себя: он хочет гречки с маслом, но ест хлебцы, потому что так делает «тот блогер». Актриса Джессика Бил постит много фото разнойеды, но высказывается предположение, что так она продвигает собственный ресторан в Лос-Анджелесе. Джиджи Хадид, модель с более чем 80 млн подписчиков, часто подвергалась критике за продвижение контента, который связывали с брендами фастфуда. «В итоге растет тревога: «Что съесть, когда съесть? Правильно или нет? Так идея здорового образа жизни превращается в что-то нездоровое», — отмечает Шардакова.

«Чужая еда выглядит вкуснее», — говорили нам в детстве. Психолог и специалист в области питания Дарья Гладилина объясняет Forbes Life, что это не просто поговорка, а научно обоснованный феномен: собственный выбор воспринимается как предсказуемый и скучный, к тому же, социальные сети усиливают FOMO через демонстрацию чужих «идеальных» блюд, а маркетологи этим манипулируют: нейромаркетинг создает иллюзию, что продукт даст «чужой» опыт, например, Coca-Cola ассоциируется с дружбой и радостью. Отлично работает и эффект социального доказательства: «Я ела это — тебе тоже стоит попробовать!»

К тому же, исследователи из Йельского университета говорят, что мы чувствуем себя счастливее, когда фиксируем на фото радостный, красивый момент, пусть даже это кусок жирного, липкого торта на дне рождения ребенка. Ученые поддерживают фотографирование еды до тех пор, пока отношения с едой «здоровые», а эмоции от фото — положительные.

Что происходит в мозге, когда мы видим еду

Биохимик, нейробиолог, доктор наук университета Вашингтона и автор книги «Голодный Мозг» Стефан Гийаней занимается исследованиями неврологии пищевого поведения. Он пишет, что еда выступает в роли мощного подкрепляющего средства и перетягивает на себя управление поведением человека. А некоторые продукты сильнее воздействуют на мозг, чем другие (представьте репу, а затем мороженое).

Мы в состоянии принимать разумные решения. Ученые доказали, что функция осуществления выбора зависит от древних структур – базальных ганглиев, а они находятся глубоко в мозге. Чтобы оценить всю мощь этой системы, автор предлагает посмотреть на количество энергии, которое она поглощает: мозг потребляет пятую часть затрачиваемой энергии, а занимает 2% веса тела. «Эволюция позволила нам влачить это энергоемкое бремя неспроста – все дело в его исключительной важности. Принятие разумных решений – это мощный эволюционный инструмент, которым человек владеет лучше всех», — сообщает Гийаней.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Летящие над водой Летящие над водой

Одна из самых интересных технологий, переживающая настоящий ренессанс – фойлы

ТехИнсайдер
«Счастье есть — оно в детях» «Счастье есть — оно в детях»

Селивановы: когда Международный «детский» день можно отмечать круглый год!

OK!
Доказано: физическая активность на свежем воздухе полезнее, чем в помещении Доказано: физическая активность на свежем воздухе полезнее, чем в помещении

Как свежий воздух усиливает эффект от физической активности

ТехИнсайдер
Умное добро Умное добро

Как не попасть в сети мошенников, занимаясь благотворительностью

Лиза
«Если я выйду из соцсетей и сконцентрируюсь, то немедленно «Войну и мир» напишу» «Если я выйду из соцсетей и сконцентрируюсь, то немедленно «Войну и мир» напишу»

Александр Цыпкин многим известен прежде всего как автор «БеспринцЫпных чтений»

OK!
Вижу сердцем Вижу сердцем

Кто такой тифлокомментатор и как освоить эту профессию

Лиза
«Мои счастливейшие дни…» «Мои счастливейшие дни…»

Понятие гения места, «genius loci» – к Остафьево применимо как нельзя более

Знание – сила
Папоян Папоян

Об Илье Папояне — супергерое петербургской академической сцены!

Собака.ru
Следствие вели Следствие вели

Как множество специалистов не смогли выяснить все детали дела Кеннеди?

Дилетант
Новая загадка старого шедевра Новая загадка старого шедевра

Даже через полтора века открываются всё новые тайны картины «Неравный брак»

Дилетант
Мария Шумакова: «Когда любишь себя, улучшаются отношения с другими людьми» Мария Шумакова: «Когда любишь себя, улучшаются отношения с другими людьми»

Мария Шумакова о трудностях, с которыми столкнулась после рождения ребёнка

Здоровье
Вечные ценности Вечные ценности

Как старинные усадьбы превращаются в современные культурные центры

Вокруг света
Мы с вами уже встречались? Мы с вами уже встречались?

Как узнать, что твой новый знакомый действительно холост

Лиза
8 доказанных наукой привычек, которые действительно повышают интеллект 8 доказанных наукой привычек, которые действительно повышают интеллект

Какие ритуалы стоит добавить в свою рутину, чтобы стать умнее

Maxim
Анна Завтур Анна Завтур

Ученица Фильштинского, хрупкая балерина-капучина наших сердец, Анна Завтур

Собака.ru
Аркадий Водахов Аркадий Водахов

Как технарь с филфака Аркадий Водахов оказался в кресле генпродюсера ТНТ

Собака.ru
Следствие ведут неудачники Следствие ведут неудачники

«Отдел нераскрытых дел» — сканди-нуар на шотландской почве

Weekend
Алексей Учитель Алексей Учитель

Алексей Учитель уже снимает новый фильм с локальным колоритом

Собака.ru
Фарш из надежд. Почему искусственное мясо проиграло натуральному Фарш из надежд. Почему искусственное мясо проиграло натуральному

Есть ли будущее у искусственного мяса?

Inc.
Искусство развлекать Искусство развлекать

Развлечения: относительно недавние изобретения, хотя и с древними корнями

Вокруг света
В инвестициях наметился приток В инвестициях наметился приток

Благодаря чему происходит рост инвестиций и активности на фондовом рынке

Ведомости
«Мы даем удочку и показываем, где ловить рыбу»: как бывший менеджер Яндекса построил рекламного гиганта в Telegram «Мы даем удочку и показываем, где ловить рыбу»: как бывший менеджер Яндекса построил рекламного гиганта в Telegram

Как создать рекламного гиганта там, где крупные игроки еще не появились?

Inc.
Лучше новых двух Лучше новых двух

Solaris НС от рождения приспособлен именно к российским условиям эксплуатации

Автопилот
Вот почему люди стали использовать огонь — и приготовление пищи тут не при чем Вот почему люди стали использовать огонь — и приготовление пищи тут не при чем

Исследование, перечеркнувшее привычную картину: зачем люди приручили огонь

Inc.
Уголь в цене Уголь в цене

Что происходит с ценами на уголь и что на них влияет

Ведомости
Лихие 900-е Лихие 900-е

Как выглядит тест-драйв автомобиля Lynk & Co 900 в Китае для иностранных граждан

Автопилот
Хакеры пошли на завод Хакеры пошли на завод

Хакеры продолжают атаки на промышленные предприятия, их цель — шпионаж

Ведомости
Человек, а не товар: почему в разных странах продают и покупают невест Человек, а не товар: почему в разных странах продают и покупают невест

Где и почему сохраняется традиция продажи невест

Forbes
Анекдотные коменданты Анекдотные коменданты

Генералы Башуцкий и Мартынов прославились как коллективный персонаж анекдотов

Дилетант
Без диплома, но с работой Без диплома, но с работой

Почему студенты колледжей бросают учебу?

Ведомости
Открыть в приложении