Как наш мозг реагирует на виртуальное питание

ForbesПсихология

Пища для глаз: что такое визуальный голод и как фотографии еды воздействуют на мозг

Юлия Федотова

Фото Getty Images

Изображения сочных бургеров, ярких боулов и идеальных авокадо-тостов: кажется, будто мы едим глазами — и это не только метафора. Мы живем в эпоху визуального голода — соцсети, реклама и блогеры ежедневно «кормят» нас изображениями еды, которые могут провоцировать аппетит, переедание и даже расстройства пищевого поведения. Forbes Life разбирается, как наш мозг реагирует на виртуальное питание и может ли «насмотренность» на полезную еду развить правильные привычки

Человек еще никогда не видел вокруг себя столько еды: витрины, реклама, курсы, гиды, книжки, общепит, открытия-закрытия новых ресторанов, премии, подарочные корзины, ПП-марафоны, социальные медиа. Современный человек сталкивается с тысячами изображений еды ежедневно. Это не просто маркетинг — это стимул, который вмешивается в гормональную регуляцию и аппетит. Как работает «визуальный голод», чтобы понять, как обернуть непривычную для мозга ситуацию себе на пользу?

Питаться глазами: как картинки в соцсетях заставляют нас есть больше

Мы привыкли измерять ценность изображения в деньгах, эмоциях или, на худой конец, лайках. «Эта картинка может стоить тысячу калорий», — заявили специалисты на съезде эндокринологов в Хьюстоне. «Стимуляция зоны вознаграждения мозга может способствовать перееданию и ожирению, — подтверждает Кэтлин Пейдж, доцент Университета Южной Калифорнии. — И это открытие поразило нас, поскольку современный мир заполнен рекламой, демонстрирующей высококалорийную еду».

Исследования, которые были опубликованы в журнале «Мозг и когниция», показали, что, если смотреть на то, как едят другие, несложно заполучить дополнительные килограммы на своем теле. Конечно, еда поступает в организм не через глаза, а через рот, но ученые установили, что виртуальное питание способно спровоцировать физиологический голод, а это уже может привести к увеличению веса. Опасность в том, что виртуальная еда стимулирует, но не насыщает.

В прошлом году исследование подтвердило выводы, которые озвучивали более ранние работы: «залипание» на еду ведет к неразумному пищевому поведению. Этот феномен развился благодаря взрывному росту социальных сетей, где пользователи-«фудис» и знаменитости выкладывают соблазнительные фотографии блюд. «Социальные сети изменили способ, которым наш мозг воспринимает информацию», — считает глава Bey Health Solutions врач Андреа Бей. Исследование показало, что видео и посты могут влиять на представление пользователей о своем теле, а также на пищевые привычки. Исследователи обнаружили, что 32% всех пользователей, признавших наличие у себя пищевых расстройств, были подписаны на материалы о «детоксе» в социальных сетях (пользователей без пищевых расстройств было только 13%). Китайская социальная сеть TikTok после критики со стороны Европейской комиссии запретила хештег #skinnytok, из-за опасного контента, продвигающего нездоровые способы похудения и провоцирующего расстройства пищевого поведения (если его набрать, то пользователь окажется на страничках с психологической поддержкой).

«Многие следят за модными блогерами, начинают следовать их примеру: тост с лососем и авокадо на завтрак, на десерт – пудинг из семян чиа», — пишет спортивный тренер и автор книги «Философия питания» Анастасия Шардакова. Она говорит, что со временем человек перестает слышать себя: он хочет гречки с маслом, но ест хлебцы, потому что так делает «тот блогер». Актриса Джессика Бил постит много фото разнойеды, но высказывается предположение, что так она продвигает собственный ресторан в Лос-Анджелесе. Джиджи Хадид, модель с более чем 80 млн подписчиков, часто подвергалась критике за продвижение контента, который связывали с брендами фастфуда. «В итоге растет тревога: «Что съесть, когда съесть? Правильно или нет? Так идея здорового образа жизни превращается в что-то нездоровое», — отмечает Шардакова.

«Чужая еда выглядит вкуснее», — говорили нам в детстве. Психолог и специалист в области питания Дарья Гладилина объясняет Forbes Life, что это не просто поговорка, а научно обоснованный феномен: собственный выбор воспринимается как предсказуемый и скучный, к тому же, социальные сети усиливают FOMO через демонстрацию чужих «идеальных» блюд, а маркетологи этим манипулируют: нейромаркетинг создает иллюзию, что продукт даст «чужой» опыт, например, Coca-Cola ассоциируется с дружбой и радостью. Отлично работает и эффект социального доказательства: «Я ела это — тебе тоже стоит попробовать!»

К тому же, исследователи из Йельского университета говорят, что мы чувствуем себя счастливее, когда фиксируем на фото радостный, красивый момент, пусть даже это кусок жирного, липкого торта на дне рождения ребенка. Ученые поддерживают фотографирование еды до тех пор, пока отношения с едой «здоровые», а эмоции от фото — положительные.

Что происходит в мозге, когда мы видим еду

Биохимик, нейробиолог, доктор наук университета Вашингтона и автор книги «Голодный Мозг» Стефан Гийаней занимается исследованиями неврологии пищевого поведения. Он пишет, что еда выступает в роли мощного подкрепляющего средства и перетягивает на себя управление поведением человека. А некоторые продукты сильнее воздействуют на мозг, чем другие (представьте репу, а затем мороженое).

Мы в состоянии принимать разумные решения. Ученые доказали, что функция осуществления выбора зависит от древних структур – базальных ганглиев, а они находятся глубоко в мозге. Чтобы оценить всю мощь этой системы, автор предлагает посмотреть на количество энергии, которое она поглощает: мозг потребляет пятую часть затрачиваемой энергии, а занимает 2% веса тела. «Эволюция позволила нам влачить это энергоемкое бремя неспроста – все дело в его исключительной важности. Принятие разумных решений – это мощный эволюционный инструмент, которым человек владеет лучше всех», — сообщает Гийаней.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Skoda Karoq 4x4. Квартет под управлением электроники Skoda Karoq 4x4. Квартет под управлением электроники

Знакомство с новой версией кроссовера

4x4 Club
Отложенное убийство: ИИ погубит поисковики, но не в этом году Отложенное убийство: ИИ погубит поисковики, но не в этом году

Технологии искусственного интеллекта покушаются на бизнес поисковых сервисов

Forbes
7 признаков того, что тебе больше нельзя обесцвечивать волосы 7 признаков того, что тебе больше нельзя обесцвечивать волосы

Как понять, что нужно притормозить с обесцвечиванием волос?

VOICE
«Если я выйду из соцсетей и сконцентрируюсь, то немедленно «Войну и мир» напишу» «Если я выйду из соцсетей и сконцентрируюсь, то немедленно «Войну и мир» напишу»

Александр Цыпкин многим известен прежде всего как автор «БеспринцЫпных чтений»

OK!
Как королевские особы влияли на моду? Посмотрите на примеры королевы Виктории и принцессы Дианы Как королевские особы влияли на моду? Посмотрите на примеры королевы Виктории и принцессы Дианы

Влияние монархов на стиль даже в XXI веке куда глубже, чем кажется

ТехИнсайдер
Нефтяная кубышка: за и против Нефтяная кубышка: за и против

Нужен ли России стратегический запас нефти?

Монокль
Жена на доверии Жена на доверии

Покупка недвижимости в гражданском браке: как защитить свои интересы

Лиза
Искусство для искусства Искусство для искусства

Стильный интерьер для коллекционеров современного искусства

SALON-Interior
Красная машина Красная машина

Советский автопром глазами ЦРУ

Автопилот
«Музей языков: Конрад Гесснер и книги-полиглоты XVI века» «Музей языков: Конрад Гесснер и книги-полиглоты XVI века»

Как иезуиты помогли изучению неевропейских языков

N+1
Нестор Энгельке Нестор Энгельке

Нестор Энгельке внес топоропись в энциклопедию современного искусства

Собака.ru
Мальдивские мотивы Мальдивские мотивы

Отправной точкой интерьера стала фотография c отпуска на Мальдивских островах

Идеи Вашего Дома
«Человек-дракон» оказался денисовцем «Человек-дракон» оказался денисовцем

Денисовцы — один из самых из загадочных видов или подвидов древних людей...

N+1
Как все успеть и не сойти с ума! Как все успеть и не сойти с ума!

Пройди наш тест и узнаешь, какая стратегия победы над стрессом подходит тебе

Лиза
Яркий кадр Яркий кадр

Заказчики этой квартиры оказались большими фанатами кино и поп-арта

Идеи Вашего Дома
Город, который дает то, что нужно Город, который дает то, что нужно

Размышления москвича Григория Туманова о магии Петербурга

СНОБ
Больше чем репост: как бизнесу делать кросс-промо, которое работает Больше чем репост: как бизнесу делать кросс-промо, которое работает

Кросс-промо: как найти хорошего партнера и построить успешную коллаборацию

Inc.
Шоураннеры «Фишера»: Человек любит смотреть в кино на что-то ужасное Шоураннеры «Фишера»: Человек любит смотреть в кино на что-то ужасное

Создатели «Фишера» — о том, как луна-парк стал главным референсом мира сериала

Ведомости
Утерянный 5000 лет назад: ученые воскресили древнейший в мире синтетический краситель. Зачем он нужен? Утерянный 5000 лет назад: ученые воскресили древнейший в мире синтетический краситель. Зачем он нужен?

Откуда взялся яркий, насыщенный синий цвет в Древнем Египте

Inc.
А был ли княжич? А был ли княжич?

Соломония Сабурова, супруга князя Василия III, героиня таинственной истории

Дилетант
Самый секретный агент Самый секретный агент

Из чего сделан мир Джеймса Бонда Яна Флеминга

Weekend
Наталья Сухотерина Наталья Сухотерина

Как Наталья Сухотерина придумала кожанки, которые хотят все

Собака.ru
Ксения Прихотько Ксения Прихотько

Довлатовед Ксения Прихотько расписала модную типологию петербуржцев

Собака.ru
Хуссам Шакуф: «Мне нравится расширять границы привычного» Хуссам Шакуф: «Мне нравится расширять границы привычного»

Работы архитектора Хуссама Шакуфа расширяют границы современного урбанизма

Ведомости
Искусство развлекать Искусство развлекать

Развлечения: относительно недавние изобретения, хотя и с древними корнями

Вокруг света
Прямая трансляция антиутопии: как ИИ изменил нашу жизнь Прямая трансляция антиутопии: как ИИ изменил нашу жизнь

К чему приведет союз людей с нейросетями?

Grazia
Раскрыть потенциал мозга Раскрыть потенциал мозга

Как научиться слышать наш мозг и развить навыки с приставкой «супер»

Psychologies
Омнимодальность — главный тренд в сфере ИИ Омнимодальность — главный тренд в сфере ИИ

Как формируется новая культура потребления

Эксперт
Искусственный белок поменял конформацию в ответ на повышение концентрации ионов кальция Искусственный белок поменял конформацию в ответ на повышение концентрации ионов кальция

Как искусственный белок реагирует на повышение концентрации ионов кальция

N+1
Можно ли заменить сливочное масло растительным Можно ли заменить сливочное масло растительным

А что будет, если заменить сливочное масло растительным?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении